Психологический конфликт в детско-родительских отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть.
1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии ………….
2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей………………
Глава 2. Практическая часть.
1.1. Определение уровня конфликтности (методика Розановой) и тип конфликтного поведения(методика Томаса-Килмена)
1.2.Разработка коррекционной программы по созданию психолого-педагогических условий для преодоления конфликтности в системе детско-родительских отношений……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Используемая литература……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

    В процессе социально-психологического  тренинга применяются различные  методические приёмы: групповая  дискуссия (базовый методический  приём), ролевая игра, невербальные  упражнения и так далее.

    Методы коррекции индивидуального  уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.).

    Для того, чтобы складывался позитивный  тип детско-родительских отношений,  как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов,   С.И.Мушен-

ко и  другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном  этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

    В свете инновационных подходов  к воспитанию и обучению дошкольников  широкое распространение получили  такие формы как: семейные клубы,  конкурсы семейных газет, создание домашней  видиотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение природы и т. д.

   Анализируя подходы авторов коррекции  детско-родительских отношений,  наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению знаний родителей  (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по воспитанию детей).

   Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-психологический).

   Проблема детско-родительских отношений,  как видно из многочисленных  исследований психологов и педагогов,  действительно актуальна. 

   Влиянию родительского отношения  на ребёнка посвящено много  исследований зарубежных и отечественных  психологов и педагогов (А.В.Петровский, А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт  и другие).

   Родительские отношения – это  система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

   Исследователи выделяют типы  родительских отношений (диктат, опека, невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению конфликтности у ребенка. Конфликтность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы конфликтность не приобрела личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о  психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания. 

    Цель  коррекционной программы:

  • создание психолого-педагогических условий для преодоления конфликтности у детей через коррекцию детско-родительских отношений;
  • апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение  педагогической грамотности.

       Задачи:

  1. Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка определенного возраста.
  2. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.
  3. Коррекция конфликтности у детей в системе детско-родительских отношений.

       Коррекционная программа направлена  на работу с родителями и  детьми. Содержание работы реализовывается через ряд этапов:

  • пропедевтический;
  • вводный;
  • развивающий;
  • контрольно-оценочный.
 
 
 

 

                                                                       
    ПРОГРАММА  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
 
 
 
                             ЭТАПЫ 
 
 
 
 
 
 
ФОРМЫ    И   СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ
 
 
РОДИТЕЛИ
 
 
ДЕТИ
1.Пропедевтический этап.

Цель:

- снятие  напряженности в отношениях между родителями и детьми;

  • повышение уверенности в собственных силах;
  • устранение отрицательных эмоций.

    (одно занятие).

                                    Совместные детско-родительские занятия 
  1. Знакомство  с родителями и детьми в круге:

 Все участники  встают в круг и берутся  за руки. Ведущий предлагает каждому  назвать себя и рассказать  о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.).

  1. Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию.

    («Комплименты»,  «Волшебный клубок»).

  1. Вводный этап.
Цель: повысить психолого-педагоги-  ческую грамотность родителей;  развивать умения, направленные на общение детей с родителями.

    (три  занятия).

1.Изучение психолого-педагогической    

литературы.                                                 2.Просмотр видеофильма.                         

3.Родительское  собрание.             

1.Проведение этических бесед на темы: «Семейные праздники», «Как быть вежливым».                                                                                                                                                                                                                                          

2.Рисунки детей,  отражающие семью                                                            и каждого родителя в отдельности.

3.Составление  рассказов о семье.

«Мы и наши родители. Семейные

линии».  

               

 
ЭТАПЫ
 
РОДИТЕЛИ
 
ДЕТИ
3. Развивающий этап.

Цель: Формировать  умение общаться

с детьми, строить правильные взаимоотношения, оценивать детей соответственно их возможностям. Способствовать устранению конфликтности у детей через совместную деятельность с родителями.

          (4 занятия)

1.Дискуссии:                                                

«Роль родительских ожиданий. Что          

они могут  спровоцировать и породить         

 у  детей?», 

2.Создание и  разрешение педагогических ситуаций.

  1. Составление характеристик на

 своего  ребенка.

1. Упражнение  «Расскажи, что ты чувствуешь»

2. Рисование  на тему «Расскажи о своих  чувствах»

 
Совместные детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного материала. Психологические игры: «Сиамские близнецы», «Слепой и проводник».
4.Контрольно-оценочный  этап.

Цель: Анализ взаимоотношений,

Эмоционального  контакта между

детьми  и их родителями.

          (2 занятия)

   

 

                                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Анализ психолого-педагогической литературы показал, что конфликтность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.

       Конфликтность влияет на психическое здоровье детей.

       Процесс личностного становления  осуществляется на этапе дошкольного  детства.

       Одной из основных причин детской  конфликтности является нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит оттого, что родители недостаточно знают  психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей. Конфликты между родителями и детьми - это результат деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

    Для устранения конфликт между родителями и детьми необходимо усовершенствовать детско-родительские отношения, а это возможно при условии:

       а) создания обстановки эмоционального  комфорта и психологического  благополучия ребенка в семье;

       б) изучения особенностей стилей  детско-родительских отношений;

       в) комплексного использования  средств и методов психолого-педагогической  коррекции в системе детско-родительских  отношений.

       Именно создание обстановки эмоционального  комфорта и психического благополучия  в семье, накопление знаний  родителей о психологических особенностях определенного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской конфликтности.

     

    БИБЛИОГРАФИЯ

 
 

    1.Абрамова  Г.С. Возрастная психология: Учебник  для студентов вузов.-М., 1972.

    2.Астапов В.Н.  Функциональный подход к изучению  состояния тревоги. //Психо-логический  журнал, 1992. Т.13 №5.

    3.Бернс. Развитие  Я-концепции и воспитание. –М., 1990.

    4.Божович Л.И.  Проблемы формирования личности /под ред.  Д.И. Фельдштейна.

    -М., 1995.

    5.Выготский  Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.

    6.Диагностическая  и коррекционная работа школьного  психолога /под ред. И.В. Дубровиной, -М., 1987.

    7. Дубровина  И.В. Школьная психологическая  служба.-М., 1997.

    8.Захаров  А.И. Дневные и ночные страхи  у детей. Серия «Психология  ребёнка». –СПб., 2000.

    9.Захаров  А.И. Как преодолеть страхи  у детей.-М., 1986.

    10.Ковалёв  С.В. Психология современной семьи.-М., 1988.

    11.Кочубей  Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа.-М., 1988.

    12.Куликова  Т.А. Семейная педагогика и  домашнее воспитание.-М., 1999.

    13.Левитов  Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии, 1969., №1.

    14.Немов  Р.С. Психология. Учебник для студентов  высших педагогических учебных  заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология  образования.-М., 1994.

    15.Овчарова  Р.Ф. Справочная книга школьного  психолога.-М.,1996.

    16.Овчарова  Р.Ф. Семейная академия: вопросы  и ответы.-М., 1996.

    17.Осипова  А.А. Введение в практическую  психокоррекцию: групповые методы  работы.-М: Московский психолого-социальный  институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.

    18.Помощь  родителям в воспитании детей.  Пер. с английского /под ред.  Пилиповского В.Я..-М., 1992.

    19.Прихожан  А.М. Тревожность у детей и  подростков: психологическая природа  и возрастная динамика.-М.,2000.

    20.Психология  страха: Популярная энциклопедия.-М.,1999.

    21.Психологический  словарь /под ред. Давыдова  В.В.-М.,1983.

    22.Рогов  Е.И. Настольная книга практического  психолога в образовании.-М.,1995.

    23.Сатир  В. Как устроить себя и свою  семью.-М.,1992.

    24.Семейная  психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий  В.В., Александрова Н.В.-СПб.,2000.

    25.Степанов  С.С. Психологический словарь  для родителей.-М.,1996.

    26.Столяренко  Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных  ответов по педагогике./Ростов-на-Дону, 2001.

    27. http://www.yspu.yar.ru

       28. http://www.portal-slovo.ru/ 
 
 
 
 

Приложение.1

    Методика  « ОПРЕДЕЛЕНИЕ  СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ» 

    Цель: диагностика индивидуального стиля поведения в конфликте.

    Материал: тест "Стиль разрешения конфликтов" Томаса-Килмена.

      Просим  вас ответить на вопросы нижеприведенного теста. Результаты позволят узнать некоторые  особенности вашего общения с  окружающими людьми.

      При ответе на вопросы достаточно обвести  кружочком тот вариант ответа ("а" или "б") который, как вы считает, в большей степени соответствует вашему поведению.

Информация о работе Психологический конфликт в детско-родительских отношениях