Психологический конфликт в детско-родительских отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть.
1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии ………….
2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей………………
Глава 2. Практическая часть.
1.1. Определение уровня конфликтности (методика Розановой) и тип конфликтного поведения(методика Томаса-Килмена)
1.2.Разработка коррекционной программы по созданию психолого-педагогических условий для преодоления конфликтности в системе детско-родительских отношений……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Используемая литература……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

«Белорусский  государственный  педагогический университет  имени Максима  Танка» 
 
 

Факультет психологии, заочное  отделение, группа- 044 (ПП- 44) 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 

По  курсу «Конфликтология» 

Тема: «Психологический конфликт в детско-родительских отношениях».

 
 
 
 

                                                                                                

                  

Выполнила: Сахончик О.И.

Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическая часть.

  1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии ………….
  2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей………………

Глава 2. Практическая часть. 
1.1.
Определение уровня конфликтности (методика Розановой)  и тип конфликтного поведения(методика Томаса-Килмена)

1.2.Разработка коррекционной программы по созданию психолого-педагогических  условий для преодоления конфликтности в системе детско-родительских отношений……………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………

Используемая  литература……………………………………………..

Приложения …………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         ВВЕДЕНИЕ 

    Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

    По мнению авторов (Л.И. Божович,  А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А.  Репина и других) ребёнок как  самая чувствительная часть социума  подвержен разнообразным отрицательным  воздействиям.

    Одним из условий, влияющих  на проявление конфликтности детско-родительских отношений, является психологический микроклимат семьи.

    Для маленького ребёнка семья  – это целый мир, в котором  он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова,  М.В.Быкова и другие).  
 

  .  

   
 
 

  1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.
 

   Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.

    «Семья – основанная на браке  или кровном родстве малая  группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью.  В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений»

    В социологии семья рассматривается  как:

-первичная  социальная группа, в которой  начинается и протекает социальная  жизнь человека;

-основной  фактор в социализации;

-социальный  институт, регулирующий различные  стороны жизни на основе принципов  и правил, принятых в обществе;

-социальная  система, все члены которой  имеют определённые статус и  роли;

-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

    По     мнению     исследователей,      занимающихся      проблемами      семьи 

(И.М.  Балинский, А.И. Захаров, И.А.  Сихорский и другие), семья может  выступать в качестве положительного  или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

    Положительное воздействие на  личность ребёнка состоит в  том, что никто, кроме самых  близких для него в семье  людей, не относится к ребёнку  лучше, не любит его так и  не заботится столько о нём.  И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    По мнению Л.Д. Столяренко, С.И.  Самыгина, «семейное воспитание»  – это система воспитания и  образования, складывающаяся в  условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

    Семейное воспитание – сложная  система. Оно должно основываться  на определённых принципах и  иметь определённое содержание, которое направлено на развитие  всех сторон личности ребёнка.  Оно должно основываться на определённых принципах:

-гуманность  и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение  детей в жизнедеятельность семьи  как её равноправных участников;

-открытость  и доверительность отношений  с детьми;

-оптимистичность  взаимоотношений в семье;

-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

-оказание  посильной помощи своему ребёнку,  готовность отвечать на вопросы.

    Реализация этих принципов будет  зависеть и от типа воспитания:

    Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

    Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

    Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

    Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

    Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С.  Макаренко, А.В. Петровского, А.И.  Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

    Именно по отношению родителей  к своему ребёнку, как считает  Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

    Проблемой влияния родительского  отношения к ребёнку занимались  такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

    П.Ф. Лесгафт выделил шесть  позиций родителей по отношению  к детям, оказывающих влияние  на поведение ребёнка:

1.Родители  не обращают внимания на детей,  унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2.Родители  постоянно восхищаются своими  детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают  эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3.Гармоничные  отношения, построенные на любви  и уважении. Дети отличаются добросердечием  и глубиной мышления, стремлением  к знаниям.

4.Родители  постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок  растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5.Родители  чрезмерно балуют и оберегают  ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

6.Родители, на позицию которых оказывают  влияние финансовые трудности.  Их дети растут с пессимистическим  отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.

    Изучив выделенные С.В. Ковалёвым,  А.В. Петровским, Е.М. Волковой  типы семейных отношений, можно подытожить, что:

    Диктат – систематическое подавление инициативы другого.

    Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.

    Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».

    Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.

    Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.

    А.Б Добрович выделяет роли  ребёнка в семье, определённые  для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).

    В своих исследованиях А.Я.  Варга и В.В. Столин выделили  следующие критерии родительских  отношений:

1.«Принятие  – отвержение».

    Принятие: родителю ребёнок нравится  таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

    Отвержение: родитель воспринимает  своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2.«Кооперация»  – родитель заинтересован в  делах и планах ребёнка, старается  во всем помочь ему. Высоко  оценивает его интеллектуальные  и творческие способности, испытывает  чувство гордости за него.

3.«Симбиоз»  – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

4.«Авторитарная  гиперсоциализация» – родитель  требует от ребенка безоговорочного  послушания и дисциплины. Он старается  во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

5.«Маленький  неудачник» – в родительском  отношении имеется стремление  инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

   Несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

   Таким образом, у нас есть  все основания сделать вывод  о том, что взаимоотношения  в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.    Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

Информация о работе Психологический конфликт в детско-родительских отношениях