Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:28, контрольная работа
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть.
1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии ………….
2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей………………
Глава 2. Практическая часть.
1.1. Определение уровня конфликтности (методика Розановой) и тип конфликтного поведения(методика Томаса-Килмена)
1.2.Разработка коррекционной программы по созданию психолого-педагогических условий для преодоления конфликтности в системе детско-родительских отношений……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Используемая литература……………………………………………..
«Белорусский
государственный
педагогический университет
имени Максима
Танка»
Факультет
психологии, заочное
отделение, группа- 044
(ПП- 44)
Контрольная
работа
По
курсу «Конфликтология»
Выполнила: Сахончик О.И.
Проверила:
Минск 2008
Глава 1. Теоретическая часть.
Глава 2. Практическая часть.
1.1. Определение уровня конфликтности (методика Розановой) и тип конфликтного поведения(методика Томаса-Килмена)
1.2.Разработка коррекционной программы по созданию психолого-педагогических условий для преодоления конфликтности в системе детско-родительских отношений…………………………………………………….
.
Заключение……………………………………………………
Используемая литература……………………………………………..
Приложения
……………………………………………………………..
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И.
Одним из условий, влияющих на проявление конфликтности детско-родительских отношений, является психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских
отношений взрослые должны обладать определенным
уровнем знаний по проблеме воспитания
и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова,
М.В.Быкова и другие).
.
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.
«Семья – основанная на браке
или кровном родстве малая
группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и
В социологии семья
-первичная
социальная группа, в которой
начинается и протекает
-основной фактор в социализации;
-социальный
институт, регулирующий различные
стороны жизни на основе
-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;
-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи
(И.М.
Балинский, А.И. Захаров, И.А.
Сихорский и другие), семья может
выступать в качестве
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная
система. Оно должно
-гуманность
и милосердие к растущему
-вовлечение
детей в жизнедеятельность
-открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
-оказание
посильной помощи своему
Реализация этих принципов
Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.
Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.
Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного
Именно по отношению родителей
к своему ребёнку, как считает
Е.М Волкова, можно
Проблемой влияния
П.Ф. Лесгафт выделил шесть
позиций родителей по
1.Родители
не обращают внимания на детей,
2.Родители
постоянно восхищаются своими
детьми, считают их образцом
3.Гармоничные
отношения, построенные на
4.Родители
постоянно не довольны
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6.Родители,
на позицию которых оказывают
влияние финансовые трудности.
Их дети растут с
Изучив выделенные С.В.
Диктат – систематическое подавление инициативы другого.
Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».
Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.
Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).
В своих исследованиях А.Я.
Варга и В.В. Столин выделили
следующие критерии
1.«Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2.«Кооперация»
– родитель заинтересован в
делах и планах ребёнка,
3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
4.«Авторитарная
гиперсоциализация» – родитель
требует от ребенка
5.«Маленький
неудачник» – в родительском
отношении имеется стремление
инфантилизировать ребёнка,
Несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Информация о работе Психологический конфликт в детско-родительских отношениях