Психологические условия эффективного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Содержание

Введение
1. Проблема психологии общения
2. Общение как процесс, его роль, механизм воздействия и виды
2.1 Сущность общения и его роль
3. Виды общения
4. Функции общения
5. Формы общения
6. Структура процесса общения
6.1 Коммуникативная сторона общения
6.2. Перцептивная сторона общения
6.3 Интерактивная сторона общения
7. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
8.Психологические условия эффективного общения
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Рефлексия

В социальной психологии под рефлексией понимают осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, как он выглядит со стороны, в глазах окружающих. Рефлексия, во-первых представляет собой особое свойство человеческого интеллекта, заключающееся в понимании хода мыслей другого лица или группы лиц. Оно довольно наглядно проявляется через такие выражения, как: «Я сразу понял, чего он хочет», «Мне было не трудно догадаться, что он думает обо мне» и т. п. Во-вторых, рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства и способы общения не соответствуют ситуации. При этом формируется критическое отношение к собственному поведению и делается вывод о необходимости его изменения.

Отсутствие  рефлексии, неразвитость чисто логических средств понимания являются большим недостатком. Механизм рефлексии - понимание другого посредством рационального проникновения во внутренний мир человека. Одна из составляющих рефлексии -способность точно осознавать, как было воспринято сказанное слово и воспринято ли оно вообще. Вот почему, обмениваясь информацией, важно не только, что сообщается, но и как это осуществляется. Рефлексия как механизм взаимопонимания в процессе общения требует ясности и четкости в мыслях, доходчивости и понятности в сообщаемой информации. Следует помнить, что за словами стоят значения и смыслы.

Значение - содержательная сторона слова как знака. Каждое слово несет в себе закрепленный за ним признак предмета или явления.

Смысл — значение слова, преломленное через призму индивидуального практического опыта.

Для того, чтобы  достичь взаимопонимания, надо пользоваться доступным языком, традиционно сложившейся экспрессией. Цель каждого из партнеров в данном случае такова: собеседник должен вложить в слова такой же смысл, какой вкладывает человек, их произносящий.

Мартин Идеи, герой одноименного романа Дж. Лондона, говорил своей возлюбленной: «Это огромная задача - суметь воплотить свои мысли и чувства в слова и... сказать эти слова так, чтобы слушатель понял их, чтобы в нем они снова перевоплотились в те же мысли и те же чувства. Это задача, которая ни с чем не может сравниться». Мартин Идеи верно подметил, что смысл речи, как искусства, состоит именно в том, чтобы мысли и чувства, которые она несет, сделать мыслями и чувствами слушателей. Для этого необходимо, чтобы речь была логичной, доходчивой, эмоциональной и выразительной. К сожалению, не только в обыденной жизни, но и в деловом мире далеко не каждый задумывается над качеством своей речи. И очень немногие в ходе беседы и после ее окончания осуществляют рефлексию. Как я воспринят другим? Правильно ли я понят? Что думает обо мне собеседник? Что он подразумевал, когда сказал то-то и то-то? Эти и другие вопросы составляют важное звено рефлексии. Без них невозможна обратная связь, а следовательно, и коррекция собственных ошибок общения.

Рефлексия делает человека неисчерпаемым для партнера, всегда новым и интересным для собеседника. Если эмпатия наделяет личность добротой, чуткостью, внимательностью, то рефлексия делает ее умной, изобретательной, неповторимой. Самое же главное — рефлексия способствует пониманию друг друга тех, кто участвует в общении. Она является важной характерной чертой профессионального мышления руководителя.

В тех случаях, когда взаимопонимание отсутствует, происходит, с одной стороны, искажение  смысла информации, а с другой, — повышение эффективности (возбуждения) общающихся. Аффективность же усугубляет непонимание на речевом и эмоциональном уровне.

В самом общем  виде можно сказать, что понимание  другого человека тесно связано с уровнем самосознания личности. Подобная связь носит двоякий характер: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке. С другой стороны, чем более полно в общении раскрывается другой человек, т.е. чем больше характеристик и в более полном объеме он демонстрирует, тем полнее становится и его представление о самом себе.

В том образе, который возникает у человека при общении с другим, в степени  глубины разносторонности понимания им других людей всегда проявляется уровень развития самой личности. Здесь особо важны все стороны личности, обусловленные как принадлежностью к определенным социальным группам, так и прошлым опытом общения.

 

                                          8. Психологические условия эффективного  общения

 

Что, казалось бы, может быть проще и доступнее человеческого общения? Того самого общения, с которым каждый из нас постоянно сталкивается и в качестве свидетеля, и в качестве участника? Общение, которое связывает нас с миром людей близких и далеких, знакомых и незнакомых, сходных и непохожих? Общения, которое может стать источником и самых больших радостей, и самых больших огорчений?

Даже самый  поверхностный жизненный опыт и  элементарный здравый смысл сви-

детельствуют, что не так уж просто человеческое общение, не так уж открыт, доступен и понятен для нас другой человек. Едва ли случайным в этой связи выступает пристальный интерес ученых, публицистов, писателей, деятелей искусства к проблемам трудностей и «барьеров» в общении, к явлениям пристрастности, иллюзий и ошибок в понимании человека человеком.

Среди специалистов бытует разное мнение о том, что такое  эффективное общение. Некоторые считают, что эффективным будет такое общение, которое способствует достижению целей с оптимальным расходованием ресурсов. Другие утверждают, что общение может быть эффективным лишь тогда, когда между партнерами имеется взаимопонимание и налицо взаимная удовлетворенность результатами взаимодействия. Третьи исходят из того, что эффективность общения связывают со степенью решения той или иной проблемы.

В каждом подходе  есть «своя правда» уже потому, что сам процесс общения многолик, весьма разнообразен. Для сравнения приведем два примера: а) общение двух подруг, встретившихся на улице и разговаривающих несколько минут; б) общение руководителя фирмы на переговорах с представителем другой фирмы. Естественно, что критерии эффективности общения в каждом примере будут различны: в первом случае можно ограничиться достигнутым взаимопониманием и эмоциональной удовлетворенностью от встречи, а во втором случае, на наш взгляд., в качестве критериев эффективности должны выступать и степень реализации поставленных целей, и уровень решения проблемы переговоров, и удовлетворенность (причем взаимная!) результатами.

При рассмотрении психологических условий эффективности общения в качестве определения взято следующее: эффективным следует считать такое деловое общение, которое обеспечивает решение определенной проблемы путем достижения взаимопонимания между партнерами и улучшает (хотя бы не ухудшает) отношения между ними.

Эффективность общения определяется многими факторами, в том числе и такими, как время и место общения, внешние обстоятельства (к примеру, разговор мастера с рабочим в мартеновском цехе или дружеская беседа на мягком диване дома) и др. В настоящем параграфе речь пойдет о психологических факторах, влияющих на эффективность общения и определяющих ее, о тех психологических условиях, которые в большей степени предопределяют успех деловой встречи и житейского разговора.

Психологические условия эффективности общения:

  1. установление зрительного и психологического контакта
  2. искусство слушать собеседника
  3. оказание знаков внимания партнеру по общению
  4. демонстрация уважительного отношения
  5. овладение средствами невербальной связи

Полезных советы в общении:

1. Никогда  не спеши делать категорических  выводов по первому впечатлению,  особенно избегай негативных оценок.

2. Помни о  том, что все люди разные, каждый  человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.

3. Мы часто  обижаемся на людей или недовольны  ими, потому что " они не  оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их видеть.

4. Помни о  том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.

5. Никогда  не путай поведение человека  и его личность. Оцени вая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.

6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть со всеми его достоинствами и недостатками.

7. Как говорил  Дейл Карнеги, если хочешь переделать  людей, начни с себя - это и полезней, и безопасней.

8. Будь искренним  в отношениях с людьми, и они  ответят тебе тем же. Будь требовательным к подчиненным, но в то же время и заботливым о них.

9. Поддерживай  стремление подчиненных, коллег  советоваться с тобой по конкретным ситуациям, возникающим у них в процессе деятельности. Если требуются помощь и поддержка, обязательно оказывай их каждому, кто в этом нуждается .

10. В основе  общения всегда лежат определенные  мотивы: долг, потребности, интересы, привычка, каприз..., которые могут быть как индивидуально, так и социально значимыми. Помни, что в деловом общении мотивы всегда социально значимы.

11. Профессионализм, умение, даже талант общения руководителя состоит в том, чтобы преодолевать естественные трудности общения, возникающие из-за различий в уровне подготовки, способностей, характера, помогать подчиненным обрести уверен-

ность в общении  в качестве полноправных партнеров руководителя.

12. Важнейшим  условием профессиональной культуры  руководителя является его умение быть творцом общения. От его умения вступать, вести, продолжать, прекращать общение с разными лицами и группами людей прежде всего зависит успешное решение деловых проблем.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Сент-Экзюпери сказал  об общении, что это “единственная  роскошь, которая есть у человека”.  В общении открываются реализуются  все стороны отношений человека - и межличностные,  и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов.

 Общение способствует расширению кругозора людей, развитию интеллекта, приобретению знаний, умений для успешной деятельности. Оно создает условия для развития целенаправленности чувств и воли, оценок, ориентации - всего того, что характеризует устойчивую потребность не просто жить, существовать среди людей, а претворять в своей повседневной деятельности жизненную позицию активного участника общественных преобразований. В общении достигается взаимопонимание и согласованность доведения, поступков, а следовательно, формируются качества человека как субъекта труда и познания.

В общении  человек овладевает опытом, выработанным человечеством. В процессе общения он «присваивает» те духовные богатства, которые создаются другими людьми, те нормы морали, которые закрепились в обществе. Важно подчеркнуть, что, приобщаясь к культуре, эстетическим и моральным ценностям, человек сам привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература
  1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. “ Что такое межличностное общение?” //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994г.
  2. Смелзер Н. “ Социология” - М.: Феникс, 1994г.
  3. Самоукина Н.В. “Психология профессиональной деятельности”, М, 2004г.
  4. Мороз И.И. “Психология деятельности и учебный менеджмент”,С, 2004г.

Информация о работе Психологические условия эффективного общения