Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:41, реферат
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Введение
1. Проблема психологии общения
2. Общение как процесс, его роль, механизм воздействия и виды
2.1 Сущность общения и его роль
3. Виды общения
4. Функции общения
5. Формы общения
6. Структура процесса общения
6.1 Коммуникативная сторона общения
6.2. Перцептивная сторона общения
6.3 Интерактивная сторона общения
7. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
8.Психологические условия эффективного общения
Заключение
Литература
В социальной психологии под рефлексией понимают осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, как он выглядит со стороны, в глазах окружающих. Рефлексия, во-первых представляет собой особое свойство человеческого интеллекта, заключающееся в понимании хода мыслей другого лица или группы лиц. Оно довольно наглядно проявляется через такие выражения, как: «Я сразу понял, чего он хочет», «Мне было не трудно догадаться, что он думает обо мне» и т. п. Во-вторых, рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства и способы общения не соответствуют ситуации. При этом формируется критическое отношение к собственному поведению и делается вывод о необходимости его изменения.
Отсутствие рефлексии, неразвитость чисто логических средств понимания являются большим недостатком. Механизм рефлексии - понимание другого посредством рационального проникновения во внутренний мир человека. Одна из составляющих рефлексии -способность точно осознавать, как было воспринято сказанное слово и воспринято ли оно вообще. Вот почему, обмениваясь информацией, важно не только, что сообщается, но и как это осуществляется. Рефлексия как механизм взаимопонимания в процессе общения требует ясности и четкости в мыслях, доходчивости и понятности в сообщаемой информации. Следует помнить, что за словами стоят значения и смыслы.
Значение - содержательная сторона слова как знака. Каждое слово несет в себе закрепленный за ним признак предмета или явления.
Смысл — значение слова, преломленное через призму индивидуального практического опыта.
Для того, чтобы достичь взаимопонимания, надо пользоваться доступным языком, традиционно сложившейся экспрессией. Цель каждого из партнеров в данном случае такова: собеседник должен вложить в слова такой же смысл, какой вкладывает человек, их произносящий.
Мартин Идеи, герой одноименного романа Дж. Лондона, говорил своей возлюбленной: «Это огромная задача - суметь воплотить свои мысли и чувства в слова и... сказать эти слова так, чтобы слушатель понял их, чтобы в нем они снова перевоплотились в те же мысли и те же чувства. Это задача, которая ни с чем не может сравниться». Мартин Идеи верно подметил, что смысл речи, как искусства, состоит именно в том, чтобы мысли и чувства, которые она несет, сделать мыслями и чувствами слушателей. Для этого необходимо, чтобы речь была логичной, доходчивой, эмоциональной и выразительной. К сожалению, не только в обыденной жизни, но и в деловом мире далеко не каждый задумывается над качеством своей речи. И очень немногие в ходе беседы и после ее окончания осуществляют рефлексию. Как я воспринят другим? Правильно ли я понят? Что думает обо мне собеседник? Что он подразумевал, когда сказал то-то и то-то? Эти и другие вопросы составляют важное звено рефлексии. Без них невозможна обратная связь, а следовательно, и коррекция собственных ошибок общения.
Рефлексия делает человека неисчерпаемым для партнера, всегда новым и интересным для собеседника. Если эмпатия наделяет личность добротой, чуткостью, внимательностью, то рефлексия делает ее умной, изобретательной, неповторимой. Самое же главное — рефлексия способствует пониманию друг друга тех, кто участвует в общении. Она является важной характерной чертой профессионального мышления руководителя.
В тех случаях,
когда взаимопонимание
В самом общем виде можно сказать, что понимание другого человека тесно связано с уровнем самосознания личности. Подобная связь носит двоякий характер: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке. С другой стороны, чем более полно в общении раскрывается другой человек, т.е. чем больше характеристик и в более полном объеме он демонстрирует, тем полнее становится и его представление о самом себе.
В том образе, который возникает у человека при общении с другим, в степени глубины разносторонности понимания им других людей всегда проявляется уровень развития самой личности. Здесь особо важны все стороны личности, обусловленные как принадлежностью к определенным социальным группам, так и прошлым опытом общения.
Что, казалось бы, может быть проще и доступнее человеческого общения? Того самого общения, с которым каждый из нас постоянно сталкивается и в качестве свидетеля, и в качестве участника? Общение, которое связывает нас с миром людей близких и далеких, знакомых и незнакомых, сходных и непохожих? Общения, которое может стать источником и самых больших радостей, и самых больших огорчений?
Даже самый поверхностный жизненный опыт и элементарный здравый смысл сви-
детельствуют, что не так уж просто человеческое общение, не так уж открыт, доступен и понятен для нас другой человек. Едва ли случайным в этой связи выступает пристальный интерес ученых, публицистов, писателей, деятелей искусства к проблемам трудностей и «барьеров» в общении, к явлениям пристрастности, иллюзий и ошибок в понимании человека человеком.
Среди специалистов бытует разное мнение о том, что такое эффективное общение. Некоторые считают, что эффективным будет такое общение, которое способствует достижению целей с оптимальным расходованием ресурсов. Другие утверждают, что общение может быть эффективным лишь тогда, когда между партнерами имеется взаимопонимание и налицо взаимная удовлетворенность результатами взаимодействия. Третьи исходят из того, что эффективность общения связывают со степенью решения той или иной проблемы.
В каждом подходе
есть «своя правда» уже потому,
что сам процесс общения многол
При рассмотрении психологических условий эффективности общения в качестве определения взято следующее: эффективным следует считать такое деловое общение, которое обеспечивает решение определенной проблемы путем достижения взаимопонимания между партнерами и улучшает (хотя бы не ухудшает) отношения между ними.
Эффективность общения определяется многими факторами, в том числе и такими, как время и место общения, внешние обстоятельства (к примеру, разговор мастера с рабочим в мартеновском цехе или дружеская беседа на мягком диване дома) и др. В настоящем параграфе речь пойдет о психологических факторах, влияющих на эффективность общения и определяющих ее, о тех психологических условиях, которые в большей степени предопределяют успех деловой встречи и житейского разговора.
Психологические условия эффективности общения:
Полезных советы в общении:
1. Никогда
не спеши делать
2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
3. Мы часто
обижаемся на людей или
4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.
5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оцени вая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть со всеми его достоинствами и недостатками.
7. Как говорил
Дейл Карнеги, если хочешь
8. Будь искренним в отношениях с людьми, и они ответят тебе тем же. Будь требовательным к подчиненным, но в то же время и заботливым о них.
9. Поддерживай
стремление подчиненных,
10. В основе
общения всегда лежат
11. Профессионализм, умение, даже талант общения руководителя состоит в том, чтобы преодолевать естественные трудности общения, возникающие из-за различий в уровне подготовки, способностей, характера, помогать подчиненным обрести уверен-
ность в общении в качестве полноправных партнеров руководителя.
12. Важнейшим
условием профессиональной
Сент-Экзюпери сказал
об общении, что это “
Общение способствует расширению кругозора людей, развитию интеллекта, приобретению знаний, умений для успешной деятельности. Оно создает условия для развития целенаправленности чувств и воли, оценок, ориентации - всего того, что характеризует устойчивую потребность не просто жить, существовать среди людей, а претворять в своей повседневной деятельности жизненную позицию активного участника общественных преобразований. В общении достигается взаимопонимание и согласованность доведения, поступков, а следовательно, формируются качества человека как субъекта труда и познания.
В общении человек овладевает опытом, выработанным человечеством. В процессе общения он «присваивает» те духовные богатства, которые создаются другими людьми, те нормы морали, которые закрепились в обществе. Важно подчеркнуть, что, приобщаясь к культуре, эстетическим и моральным ценностям, человек сам привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.
Информация о работе Психологические условия эффективного общения