Психологические условия эффективного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Содержание

Введение
1. Проблема психологии общения
2. Общение как процесс, его роль, механизм воздействия и виды
2.1 Сущность общения и его роль
3. Виды общения
4. Функции общения
5. Формы общения
6. Структура процесса общения
6.1 Коммуникативная сторона общения
6.2. Перцептивная сторона общения
6.3 Интерактивная сторона общения
7. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
8.Психологические условия эффективного общения
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Если же человек  на остановке мнителен, боязлив, встревожен, он может рассудить по иному: «Почему у него руки в карманах? Как быстро он на меня надвигается? Вид что-то подозрительный». И опасаясь неприятностей он скроется в тень.

Итак, социальная перцепция - это восприятия внешних признаков человека, соотнесенные с его личными характеристиками, интерпретация этих данных и прогнозирование на этой основе его поступков и действий.

Говоря о  социальной перцепции, необходимо особо  отметить вопрос, связанный сформированием первого впечатления о человеке. Известно, что в процессе длительного общения отношения людей становятся очень индивидуальными с трудом поддающимися какой-то схематизации, в то время как при первой встрече основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия и оценки другого человека. В психологической литературе описывается три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления о человеке. В каждой схеме срабатывает вполне определенный фактор, так или иначе присутствующий в ситуации знакомства. Каковы же эти факторы?

Фактор  превосходства начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда один из партнеров по общению ощущает превосходство другого по важному для него параметру - уму, материальному положению, росту и др.). В этом случае, человек, который превосходит другого по важному параметру, оценивается этим другим значительно выше и по остальным значимым параметрам. Другими словами, происходит его общая личная переоценка.

Фактор  привлекательности связан с восприятием партнера по общению как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека партнер переоценивает и по другим важным психологическим и социальным параметрам. Так, в экспериментах показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, заботливых и порядочных.

В частности, профессор А.А.Леонтьев в своей  работе «Педагогическое общение» приводит следующие результаты эксперимента. Учителем были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями - красивых и некрасивых детей. Красивые дети получали более высокую оценку своих возможностей.

Фактор отношения срабатывает тогда, когда человек чувствует характер отношения к себе партнера по общению. Ошибка восприятия в данном случае проявляется в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные для него идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям.

Социальная  перцепция выполняет четыре основных функции:

познание  партнера по общению;

познание  себя;

организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

установление  эмоциональных отношений.

Следует помнить  о том, что самовосприятие во многих отношениях отличается от восприятия нас другими. Самовосприятие в известной мере избирательно, другие же воспринимают нас более реалистично. Недаром говорят: «Себя суди по своим намерениям, других - по делам их».

Почему к  другим мы подходим с иной меркой, чем  к себе? По большей части мы получаем представление о собственном облике другим путем, нежели окружающие. О том, как мы выглядим, нам сообщает зеркало. Но отражение в нем не похоже на то, что есть на самом деле, что видят все остальные. Ведь зеркало дает перевернутое изображение, когда левая и правая стороны меняются местами. А эти стороны не совсем одинаковы, и облик, который мы видим в зеркале, не совсем похож на тот, который видят, глядя на нас друзья, коллеги по работе, попутчики в транспорте и другие. Поэтому, готовясь к встрече, надо знать, как вы можете восприниматься другими. Ведь их реакция на вас гораздо важнее вашего представления о себе самом.

 

6.3 Интерактивная сторона общения

Термином  «интерактивная сторона общения» обозначают те аспекты процесса общения, которые связаны прежде всего с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам важно не только обменяться информацией и наладить взаимопонимание, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. Таким образом, интерактивная сторона общения связана непосредственно с практической жизнью и деятельностью человека. Именно в совместной деятельности он должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать разнообразные контакты, принимать конкретные решения для получения необходимого результата.

Интерактивная сторона общения - это те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, организацией их совместной деятельности.

Что побуждает  человека вступать во взаимодействие с другими людьми? Исследования выявили несколько видов социальных мотивов взаимодействия:

1) мотив максимизации  общего выигрыша (мотив кооперации);

2) мотив максимизации  собственного выигрыша (мотив индивидуализма);

3) мотив максимизации  относительного выигрыша (мотив  конкуренции);

4) мотив максимизации  выигрыша другого (мотив альтруизма);

5) мотив минимизации выигрыша другого (мотив агрессии);

6) мотив минимизации  различий в выигрышах (мотив  равенства).

В рамки этой схемы могут быть отнесены вес  возможные побуждения, определяющие социальное взаимодействие людей. Вполне естественно, что характер социальной мотивации участников взаимодействия налагает отпечаток и на выбор средств общения, и на результат взаимодействия, и на отношения между партнерами по общению. Особенно важным является соотношение мотивов общения, имеющихся у участников взаимодействия:

- если они  совпадают и относятся к номерам  1,3,6, то можно прогнозировать большую успешность их контактов;

- если они  взаимодополняют друг друга, то  также можно рассчитывать на хорошее развитие взаимодействия;- если же ведущими мотивами одного из участников являются

2 или 5, приводящие  к игнорированию интересов партнера  по общению, то можно с большой вероятностью предположить, что такая стратегия взаимодействия будет "проигрышной" с точки зрения результата и успешности общения.

Исходя из особенностей мотивации, определяющей вступление человека в контакт с другим, выделяют следующие стратегии поведения во взаимодействии :

а) «сотрудничество». Данная стратегия поведения направлена на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции);

б) «противодействие». В данном случае один из участников демонстрирует полную ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению (реализуется мотив индивидуализма);

в) «избегание». Смысл стратегии избегания в уходе от истинного взаимодействия, потеря собственных целей ради исключения выигрыша другого (реализуется мотив агрессии);

г) «уступчивость». В основе этой стратегии поведения  лежит мотив альтруизма. Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнером;

д) «компромисс». Суть компромисса - взаимные уступки, неполное достижение целей партнерами ради условного равенства (реализуется мотив минимизации различий в выигрышах).

Наиболее  продуктивной с точки зрения эффективности  взаимодействия является стратегия сотрудничества. Ее можно считать наиболее успешной с точки зрения самочувствия участников общения, их взаимоотношений. Вместе с тем, она очень трудна в реализации, так как требует от партнеров по общению значительных усилий по разрешению возникающих противоречий, уважения к интересам другого.

Рассмотренные три стороны общения взаимосвязаны  и являются элементами единого и целостного процесса.

 

7.  Механизмы взаимопонимания в  процессе общения

 

Во все  времена проблема взаимопонимания  между людьми в процессе общения  занимала лучшие умы человечества. И это не случайно. Веками жалуются на непонимание между поколениями отцов и детей. Весьма часто мы наблюдаем отсутствие взаимопонимания во взаимоотношениях близких людей (а порой и сами являемся одной из действующих в этой ситуации сторон). Недостаток понимания друг друга типичное явление и на работе (как по горизонтали, так и по вертикали, причем последнее встречается чаще). Нарушение взаимопонимания, обусловленное целым рядом причин, создает трудности и барьеры в общении, порождает напряженные и пред конфликтные отношения между людьми, приводит к разводам и одиночеству. Поэтому не будет преувеличением сказать: установление взаимопонимания является непременным условием, ведущей целью и подлинным смыслом полноценного человеческого общения.

Общение людей  многогранно. Оно включает в себя обмен информацией и эмоциями, оно служит регуляции совместных действии и согласованию наших намерений. Оно всегда предполагает установление каких-то взаимоотношений между людьми, сопровождаемых взаимным восприятием и взаимными оценками. И во всех указанных ситуациях качество и эффективность общения во многом определяется уровнем взаимопонимания тех, кто говорит и кто слушает. Что же такое взаимопонимание? Как обеспечить взаимопонимание во время индивидуальной или групповой беседы, в ходе делового совещания или на переговорах? Взаимопонимание предполагает как минимум постижение точек зрения партнеров по общению. Это положение содержит в себе глубокий смысл, который не сводится лишь к тому, что учет позиций других людей способствует более разностороннему видению проблемы и тем самым выработке более правильного решения. Суть в том, что степень познания других людей определяет степень объективности восприятия реальной действительности. Человек, не видящий позиций, альтернативных его собственной, тем самым не видит и своей собственной позиции. Еще швейцарский психолог Ж.Пиаже показал в своих экспериментальных исследованиях, что неумение встать на точку зрения другого человека теснейшим образом связано с крайним субъективизмом - отождествлением своего видения ситуации с объективно складывающейся обстановкой. Более современные исследования, проведенные в России и Украине подтвердили тот факт, что симптом крайнего субъективизма - весьма распространенное явление даже среди зрелых людей с высоким образовательным цензом.

В основе понимания человеком человека лежит ряд психологических механизмов, каждый из которых вносит свой «вклад» в суммарное представление о другом человеке, а в случае неточной или недостаточной «работы» данного механизма возникают те или иные издержки понимания другого человека. Поэтому, очень важно понять «работу» каждого конкретного механизма и систему механизмов взаимопонимания в целом. Каковы же способы понимания другого человека? Как успешно ориентироваться в самых разных обстоятельствах общения и взаимодействовать с самыми разными людьми?

Физиологическая редукция

Прежде всего  поясним смысл термина «редукция» (от лат. reductio - возвращение, приведение обратно). В контексте рассматриваемой проблемы редукция означает упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа.

Один из самых  простых и распространенных способов понять и оценить другого человека — судить о нем по внешности, манере поведения, делать вывод о психологических чертах на основе внешнего облика — выражения лица, телосложения, походке, осанке и т.д. Например, хорошо известно, что означает высокий лоб, твердый подбородок, полные губы, круглая форма лица. Существует фиксированный набор примет (особенности глаз, бровей, волос, ушей, лобовой части, подбородка), позволяющих составить первоначальное представление о человеке без особых усилий с нашей стороны. Насколько справедливы эти приметы? Всегда ли, скажем, люди с высоким лбом умны, с полными губами чувственны, с круглой формой лица — добры, с твердым подбородком решительны?

Жестко связывать  какую-нибудь одну-единственную деталь внешности человека с его характером или темпераментом - безнадежное занятие, связанное с множеством ошибок. Но в том, что внешний облик человека связан с некоторыми психологическими особенностями, ничего ненаучного нет. Бесспорно, что физиогномика даст приблизительную оценку человеку, однако информация, заключенная во внешнем облике индивида, важна для понимания каких-то его личностных характеристик. Механизм физиогномики может быть полезным, разумеется, если не требовать от него слишком много -абсолютной точности и надежности.

Большое внимание поиску устойчивых связей между внешностью, экспрессией человека и его душой уделяли многие великие ученые и писатели. Так, в трактате Аристотеля «Физиогномика» обосновывается связь между душой и телом. Средневековый философ и врач Ибн Сина (Авиценна) считал физиогномику наукой, «прибыль от которой огромна», так как она делает явными скрываемые от других свойства и помогает тем самым выбрать правильный способ взаимодействия с человеком.

Информация о работе Психологические условия эффективного общения