Психологические условия эффективного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Содержание

Введение
1. Проблема психологии общения
2. Общение как процесс, его роль, механизм воздействия и виды
2.1 Сущность общения и его роль
3. Виды общения
4. Функции общения
5. Формы общения
6. Структура процесса общения
6.1 Коммуникативная сторона общения
6.2. Перцептивная сторона общения
6.3 Интерактивная сторона общения
7. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
8.Психологические условия эффективного общения
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

По мнению не только соотечественников великого писателя, но и психологов нашего времени, глубоко постиг человеческую психологию Ф.М. Достоевский. В его произведениях выражение лица, взгляд, улыбка выполняют функцию познания личности, ее состояния, намерений. В романе «Подросток» автор пишет: «... если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то... высмотрите... его, когда он смеется... смех есть самая верная проба души».

На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Почему? Во-первых, потому что познавая другого, формируется и развивается сам познающий человек. Во-вторых, потому что от меры точности «прочтения» другого зависит успех организации с ним согласованных действий.

Итак, собеседники  могут воспринимать друг друга по-разному:

положительно или отрицательно. При этом у них могут быть одинаковые или противоположные мнения по деловым или житейским вопросам. При каких же условиях возможен баланс отношений, а следовательно, и взаимопонимание?

Когда два  человека положительно воспринимают друг друга, то в ходе формирования мнения (оценки) у них возникает тенденция иметь сходное мнение (оценку). Если два человека отрицательно воспринимают друг друга, то для баланса отношений у собеседников должно существовать различное мнение (вспомним свое состояние: нам неприятно, если антипатичный человек думает так же, как мы, и имеет схожее с нами мнение). Если же изначально при положительном восприятии друг друга существует исходное различие в .мнениях, то баланс отношений может быть достигнут тремя способами:

1) первый собеседник  изменяет свое мнение, и оно  становится схожим с мнением второго;

                2) второй собеседник изменяет  свое мнение, и оно становится  схожим с мнением первого;

                3) первый или второй изменяют  свое прежнее положительное восприятие партнера по общению.

Важным психологическим  механизмом взаимопонимания является атрибуция. Данный термин означает «приписывание». Он используется чаще всего тогда, когда речь идет о причинах поведения. Нередко в специальной литературе употребляется словосочетание «каузальная атрибуция», что буквально означает «приписывание причин».

В основе этого  психологического механизма лежит  следующее положение: осознать причины поведения другого человека — это уже почти и есть «понять человека». Атрибуция как раз и предполагает понимание другого путем приписывания ему тех или иных причин поведения с позиций собственного жизненного опыта и здравого смысла.

Как же происходит процесс понимания причин поведения? Как работает атрибутивный механизм?

Обычно имеют  значение три вида информации. Во-первых, информация о том человеке, поведение которого требует объяснения. Во-вторых, информация о ситуации, об условиях (обстоятельствах), в которых произошло то, что нас интересует в данном случае. Наконец, в-третьих, информация, характеризующая наши собственные знания о мире, наш личный опыт социального поведения и социальных контактов с различными людьми.

В каждой конкретной ситуации удельный вес всех трех источников информации будет различен. Например, в некоторых ситуациях мы хорошо знаем человека и обстоятельства, в которых он совершил тот или иной поступок, а в других ситуациях подобная информация сведена к минимуму. Естественно, что в первом случае наше представление причин и их объяснение будет гораздо более понятным и точным, тогда как во втором случае вероятность неверных истолкований значительно повышается. По своей сути механизм атрибуции - притягивание другого к своему «Я». Поэтому, чем меньше объективной информации, тем сильнее субъективный компонент - фантазия, изобретательство, гадания. Именно этим и интересен атрибутивный механизм. Ведь полной, исчерпывающей, объективной информации все равно никогда не хватает, и субъективный компонент интерпретации поведения другого человека с неизбежностью присутствует всегда. Вопрос лишь в том, каков удельный вес придумывания и приписывания.

Следует отметить интересный феномен: почти в любом  случае объяснить поведение другого человека не представляет для нас больших (а порой никаких) трудностей. Мы с легкостью объясняем себе и другим, почему, например, эта супружеская пара разводится, почему один из выпускников школы поступает в академию (институт), а другой идет в куличные бизнесмены», почему ведет себя так, а не иначе коллега по работе и т.п. Мы с легкостью пользуемся нашей фантазией и знаниями (даже если они весьма ограничены), чтобы объяснить поведение кого угодно. Субъективных трудностей это не вызывает. Но вот что касается точности нашего понимания, то, конечно, чем меньше удельный вес объективной информации о самом человеке и обстоятельствах и чем выше удельный вес субъективной информации (наш собственный жизненный опыт), тем вероятнее возможность ошибок. Подчеркнем, что ошибки не всегда обязательны, иногда можно угадать причины поведения людей даже незнакомых. Но вероятность неверного, поверхностного понимания все же повышается.

Практика  изобилует примерами таких заблуждений. Так, человек юношеского возраста далеко не всегда может объяснить поступки и поведение взрослых людей. Масса несуразности возникает тогда, когда житель из далекой глубинки, попадая в большой город, пытается разобраться в непонятной ему городской жизни и т.д.

Атрибуция - механизм группового типа. Дефицит информации, непонимание подлинных побудительных мотивов поведения обнаруживается именно в условиях взаимодействия «Я» — «Группа» и «Группа-Группа».

Снять неопределенность, вложить соответствующее содержание в привычные рамки прошлого опыта  — в этом и заключается главная  функция механизма атрибуции.

Идентификация

Идентификация это способ понимания другого человека путем отождествления себя с ним. В каком-то отношении механизм атрибуции и идентификации прямопротивопо-ложны. Если механизм атрибуции

- притягивание  другого к своему «Я», то  идентификация, напротив

- приближение  к другому. Идентифицироваться означает встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами, оценить ту или иную ситуацию его возможностями, его рассудком. Идентификация, таким образом, определяет психологическую способность отбросить груз собственного опыта и только своих взглядов, отойти от своего «Я» и приблизиться к «Я» другого человека.

Используя этот механизм в общении с людьми, удается  вызвать собеседников на откровенный разговор, лучше усвоить соответствующие оценки, нормы, идеалы как отдельного человека, так и группы людей. Именно поэтому к идентификации полезно обращаться всегда тогда, когда надо добиться взаимопонимания, проявить единодушие.

Прост или  сложен такой способ понимания другого? Однозначно ответить невозможно. Для одних людей идентификация доступна и легка, происходит естественно и автоматически (например, опытный руководитель, распределяя рабочие задания, ставит перед собой вопросы: «А как бы я на месте этого сотрудника отнесся к заданию?», «Смог бы я с его знаниями, уровнем компетенции, опытом выполнить данное задание?»). Для других людей идентификация чрезвычайно затруднительна. Почему же некоторые люди не обладают способностью к идентификации?

Тех, у кого нарушено действие механизма идентификации, называют эгоцентрика-ми, а само явление (неспособность встать на место другого, понять его точку зрения) — эгоцентризмом. «Эго» в переводе с латинского значит «Я». Суть эгоцентризма заключается, следовательно, в том, что о чем бы ни думал, что бы ни делал эгоцентричный человек, всегда в центре внимания находится он сам.

Необходимо  подчеркнуть: не следует путать эгоцентризм  с эгоизмом. Эгоизм — характеристика прежде всего нравственная, этическая, оценочная, в то время, как эгоцентризм — характеристика психологическая и неоценочная. В жизнедеятельности эгоиста преобладают свои корыстные, личные интересы и потребности, безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Эгоцентрик же человек, у которого просто снижена или полностью отсутствует способность к идентификации, о чем он может даже не подозревать. Другими словами, не всякий эгоцентрик обязательно является эгоистом.

Читатель  вправе поставить вопрос: откуда же берутся эгоцентрики? В этой проблеме можно выделить несколько аспектов: физиологический, социальный и собственно психологический. У одних людей возникает психофизиологическая, конституциональная (особенности телосложения) предрасположенность к способности идентифицироваться. Огромное значение для многих имеет то, как прошло детство человека, как сложились отношения в семье. Отсутствие уважения к достоинству ребенка, неумение и нежелание родителей отвечать на его многочисленные вопросы, неумение взрослых учитывать точки зрения в отношениях между собой - все это приводит к тому, что способность к идентификации подавляется уже с самого раннего детства. Подавление продолжается и в школьные, а порой и в студенческие годы: официальные отношения между учителями и учениками, авторитарный стиль педагога, непринятие точек зрения учеников и студентов отнюдь не способствуют развитию и без того с трудом работающего механизма идентификации.

Идентификация - важное средство понимания любого другого человека, а ее роль в понимании самых близких нам людей исключительно велика. И плохая работа данного психологического механизма неизбежно сказывается на характере наших отношений с окружающими.

Эмпатия

Эмпатия - это  понимание другого посредством  эмоционального проникновения в его внутренний мир, в его чувства и мысли. Иногда эмпатию характеризуют как сопереживание, сочувствие («вчувствование»); некоторые специалисты называют эмпатию эмоциональной идентификацией.

Различают два  вида проявления эмпатии:

а) абстрактный  альтруизм — бескорыстное желание  благополучия другим. Человеку радостно, когда его партнер по общению  чему-то рад, он огорчается, когда с собеседником произошло что-то неприятное. При абстрактном альтруизме поведение человека в общении направлено на то, чтобы облегчить участь другого, оказать ему помощь и поддержку;

б) абстрактный  эгоизм. В этом случае человек радуется или огорчается не потому, что это событие касается партнера по общению, а потому, что ему самому в таком положении было бы приятно или неприятно. Собственно сочувствия, сопереживания здесь нет, а речь идет лишь о своем благополучии. При абстрактном эгоизме поведение человека в общении направлено не на облегчение участи партнера, а на то, чтобы обезопасить себя.

Почему так  важен для человека механизм эмпатии? Дело в том, что многие вещи, события, факты не принято облекать в слова: или их очень сложно выразить на вербальном (словесном) уровне, или сам человек не очень хорошо понимает, что у него на душе. По сути, у нас не один язык, а множество. Абсолютно все в человеке (его глаза, мимика, жесты, одежда, походка, поза) несет важную информацию и можно понять его психическое состояние. В практическом плане эмпатия означает: встать на место другого человека и его чувствами, его эмоциональным состоянием взглянуть на ту или иную ситуацию и оценить ее.

Просто или  сложно понимать людей с помощью  эмпатии? Ответ опять-таки не может быть однозначным. Просто для тех, у кого этот механизм работает, и сложно для тех, у кого он не работает. Низкая эмпатийность — синоним бесчувственности, бездушия, черствости. Человек, у которого не работает психологический механизм эмпатии, не способен откликнуться на чувства другого, зажечься чужой радостью или огорчиться чужой печалью. Он совершает массу ошибок в отношениях с людьми. Полностью доверяя лишь слову, не умея проникнуть в чувства собеседника, «прочитать» их на лице, он теряется, если слов недостаточно. Такой человек не знает, когда следует помолчать, а когда заговорить, когда уйти, а когда остаться.

Исходя только из собственных актуальных состояний  и побуждений, он не принимает в расчет побуждения и состояния партнера по общению или совместной деятельности. Как тут не вспомнить замечательные слова великого украинского педагога В. А. Сухомлинского: «...следует начинать с элементарного, но вместе с тем наитруднейшего -с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях... Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе; ему будет недоступно самое главное в жизни - эмоциональная оценка собственных поступков».

Высокая эмпатийность — огромное преимущество. Человек, у которого механизм эмпатии разработан, обладает как бы дополнительными органами чувств, дополнительным зрением и слухом. Вот как писал О. Бальзак о своей способности представлять чувства других людей: "Моя наблюдательность позволяла мне жить жизнью того, на кого она была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого... Слушая этих людей, я приобщался к их жизни, ощущал их лохмотья на своей спине и сам шагал в их рваных башмаках; их желания, их потребности — все передавалось моей душе, вернее, я проникал душою в их души". Другой человек открыт для него. Понимание окружающих становится легким и естественным. Однако слишком высокая эмпатийность может стать причиной некоторых психологических трудностей. Имеется в виду слишком большая зависимость некоторых людей от психического состояния и настроения окружающих. Такой человек не хозяин своего собственного эмоционального состояния. Он как бы попадает в зависимость от страстей других людей, слишком интенсивно переживая их радости и несчастья. Чрезмерная эмпатийность приводит порой к психическим расстройствам.

Однако на практике проблему представляет именно недостаток эмпатийности , а вовсе не избыток. В чем причина плохой работы механизма эмпатии? В качестве ведущей причины можно указать следующую: современная культура в большей степени способствует формированию в человеке рационального, рассудочного, логического начала, в то же время подавляя эмоциональное, чувственное, т.е. то, что способствует развитию механизма эмпатии. Для развития эмпатии очень важен психологический климат, царящий в семье, в школе, в трудовом коллективе.

Информация о работе Психологические условия эффективного общения