Психологические условия эффективного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Содержание

Введение
1. Проблема психологии общения
2. Общение как процесс, его роль, механизм воздействия и виды
2.1 Сущность общения и его роль
3. Виды общения
4. Функции общения
5. Формы общения
6. Структура процесса общения
6.1 Коммуникативная сторона общения
6.2. Перцептивная сторона общения
6.3 Интерактивная сторона общения
7. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
8.Психологические условия эффективного общения
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Вот так опытный, умудренный жизнью человек, имеющий  непосредственные контакты со многими лидерами и официальными руководителями государства, оценивает общение со школьниками.

3. Виды общения

 

К видам общения по содержанию относят:

  • материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов;
  • когнитивное – обмен знаниями, информацией
  • деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
  • кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями
  • мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

4. Функции общения

Функции общения  выделяются в соответствии с содержанием  общения. Различают основные четыре функции общения:

Инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная – раскрывает общение как средство объединения людей.

Самовыражения – определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная – выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

 

 

5. Формы общения

 

Общение весьма разнообразно по своим формам и содержанию. Различают, во-первых, межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или диадах (парах), постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности и т.п. Массовое общение - это множественные непосредственные контакты незнакомых людей, а также общение, опосредованное различны» ми средствами массовой информации (радио, телевидение, газеты и т.п.). Например, театральный спектакль или литературный вечер разворачивается как своеобразное массовое общение.

Выделяют, во-вторых, общение межперсональное и функционально-ролевое. В межперсональном общении его участники — конкретные личности, обладающие своими индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий. В таком общении партнеры предстают друг перед другом со стороны их намерений, мнений, пристрастий, мотивов (типичный пример — разговор по душам). В случае функционально-ролевого общения его участники могут быть рассмотрены как носители вполне определенных социальных ролей. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач-больной, покупатель-продавец, учащийся-учитель, пассажир-кондуктор и т.д. Выполняемая в данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе общественных, социальных отношений. В функционально-ролевом общении человек лишается определенной свободы в своем поведении, так как те или иные его шаги диктуются выполняемой ролью. Бесспорно, сама по себе социальная роль не определяет поведение человека в деталях. Многое зависит от понимания своей роли и ролей других участников общения, от отношения самого человека и его окружения к данной роли, от тонкостей исполнения ее.

Различают, в-третьих, деловое и светское общение. Светское общение отличается прежде всего своей беспредметностью, в том смысле, что люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Оно и ведется только для того, чтобы показать другим и убедиться самим в том, что партнеры знают правила приличия. Светское общение — общение закрытое, потому что предметные позиции людей, т.е. их точки зрения на тот или иной вопрос, не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. С равным успехом можно было бы высказывать и противоположные мнения, ведь исход предопределен заранее - все расходятся, говоря друг другу: «Какое все-таки было приятное общество!» Деловое общение, как и светское, тоже ведется по определенным правилам. Но здесь правила не самоцель, а лишь средство для обеспечения его эффективности. Главное в деловом общении - нахождение наилучшего варианта действий, решение какой-либо производственной, социальной, экономической, правовой, психологической или иной проблемы. И в сфере делового общения можно найти беспредметность в вышеуказанном смысле. Если правила возводятся в абсолют, деловое общение трансформируется в псевдопредметное, бюрократическое, в котором, как известно, форма становится содержанием, а содержание - формой.

Выделяют, в-четвертых, непосредственное и опосредованное общение. Под непосредственным общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (словесных) и невербальных (жесты, мимика, поза, пантомимика, интонация голоса и др.) средств. Выбирая то или иное средство общения, надо помнить: оно должно быть доступно для восприятия обеими сторонами и в большей степени отвечать характеру информации. Что сильнее будет воздействовать на партнера в завтрашней беседе — слово или поза, слово или жест? Если слово, то в какой форме? Как сделать его выразительным? Как повысить убедительность слова? Положившись на естественный ход вещей — «пусть все идет своим естественным путем» — человек уменьшает шансы на успех в деловой или приятельской беседе. Главное - продумать возможные средства непосредственного общения и выбрать наилучшие. Непосредственное общение является

исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе на более поздних этапах цивилизации возникают различные формы опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт, осуществляемый при помощи письменных (газета, книга, письмо) или технических устройств (телефон, радио, телевидение и др.). Этот вид общения затрудняет или отделяет во времени получение обратной связи между участниками общения (а порой делает обратную связь вовсе невозможной).

 

  1. Структура процесса общения

 

Внутренняя  структура самого процесса общения является сложной. Ее можно охарактеризовать путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Такое расчленение целостного и единого процесса общения правомерно лишь в научных (для более глубокого изучения) и учебных (для лучшего понимания и усвоения) целях. При этом надо всегда помнить о том, что в реальности все три стороны процесса общения выступают в единстве.

 

6.1 Коммуникативная сторона общения

Прежде всего, отметим, что название данной стороны  процесса общения связано со словом коммуникация, что с латинского означает сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Поэтому коммуникативная сторона общения - это обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, идей, мнений, представлений, эмоций и чувств. Коммуникативные процессы между людьми существенно отличаются от информационного обмена в технических устройствах; межличностная коммуникация и по своему содержанию, и по своей форме обладает специфическими чертами. В чем же проявляется специфика межличностной коммуникации?

Во-первых, информация в процессе общения не просто передается от одного партнера к другому, а именно обменивается. Отсюда следует, что основной задачей информационного обмена в процессе общения является не простой перевод в том или ином направлении, а выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу какой-либо ситуации или проблемы общения. Для решения этой задачи в рамках общего информационного процесса работает особый механизм, присущий только межличностному общению, - механизм обратной связи. Его смысл состоит в том, что информация, поступающая от одного лица к другому, помимо содержательного смысла несет с собой также сведения о том, как один из партнеров по общению воспринимает и оценивает поведение другого. Таким образом, обратная связь - это информация, содержащая реакцию одного из общающихся на поведение другого. При этом обратная связь может передаваться различными путями: прямо и косвенно. В первом случае используются недвусмысленные формулировки типа: «Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь», «Мне трудно согласиться с таким подходом», «Представляется, что высказанное предложение может считаться хорошим способом решения проблемы» и т.д. Кроме того, прямая передача обратной связи может осуществляться с помощью жестов и мимики, изменения позы и интонации голоса (проявление чувства досады или раздражения, радости или удовлетворенности и т.д.). Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого часто используются риторические вопросы, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. Человек сам должен догадаться о реакции, которую косвенно выразил его партнер по общению. Практика показывает, что догадки далеко не всегда оказываются верными, что затрудняет обмен информацией и весь процесс общения.

Во-вторых, отличительной  чертой межличностной коммуникации является наличие коммуникативных барьеров. Дело в том, что в процессе общения перед участниками стоит задача не только и не столько обменяться информацией, сколько добиться ее адекватного понимания партнерами. Именно здесь как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступающего от одного лица к другому.

В самом общем  смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет свой изначальный смысл.

Специалисты выделяют барьеры непонимания, социально-культурного различия и отношения.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с причинами как психологического, так и иного порядка (партнеры говорят на различных языках и диалектах, грамматический строй речи искажен, нарушена логика передачи мыслей и т.п.). Проблема обеспечения взаимопонимания в процессе общения подробно рассматривается в следующем параграфе.

Барьер  социально-культурного различия обусловлен процессом восприятия партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, возраста и пола. Например, большое значение для возникновения данного барьера играет авторитетность личности в глазах партнера по общению. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Знаменитое выражение «яйца курицу не учат» связано с нежеланием прислушаться к мнению человека с низкой авторитетностью.

Барьер  отношения — чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения людей в результате чувства недоверия и неприязни к собеседнику.

В-третьих, отличительной  чертой межличностной коммуникации является феномен коммуникативного влияния. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия говорящего на партнера по общению - авторитарную и диалогическую коммуникацию. Эти типы существенно отличаются как по задачам, так и по средствам влияния.

        При сравнении видов коммуникативного влияния может сложиться впечатление, что диалогическая коммуникация должна рассматриваться как более совершенная. Скорее надо говорить об ограниченных сферах применения авторитарной коммуникации (в экстремальных или военных условиях).

В-четвертых, отличительная особенность межличностной коммуникации - существование различных уровней передачи информации (вербального и невербального). На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Однако в общение, помимо этого универсального средства, включены и невербальные средства - жесты, мимика, поза, походка, тембр и интонация голоса, темп речи и т.п. Сюда еще относится и такая специфическая форма человеческого невербального общения как контакт глаз. Роль невербального уровня передачи информации очень велика. В частности, именно к невербальным средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через «неверба-лику» транслируется информация о чувствах и эмоциях, испытываемых людьми в процессе общения. Невербальные средства являются важным дополнением речевой формы коммуникации, усиливая или ослабляя влияние говорящего на партнера, помогая выявить его намерения и т.д.

 

6.2. Перцептивная сторона общения

Данная сторона процесса общения рассматривается как познание, понимание и оценка людьми друг друга.

Люди, вступающие во взаимодействие, стремятся дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Участники общения постоянно рефлексируют, стараются понять друг друга. С.Л.Рубинштейн писал: «...общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем», то есть расшифровываем значение их внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими людьми у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». От точности «прочтения» внешних особенностей и «вычисления» особенностей внутреннего мира партнера по общению зависит успешность взаимопонимания. Как же происходит проникновение во внутренний мир другого? Даже беглый взгляд позволяет многое увидеть в человеке: его внешний вид, выражение лица, осанка, прическа, манеры поведения - все это характеризует человека с точки зрения его психического состояния, готовности вести разговор, уровня его культуры и т.д. Перцепция (чувственное восприятие) будет более эффективной, если в ней принимают участие такие психологические механизмы как идентификация, рефлексия, эмпатия (их сущность и практическое значение рассматриваются в следующем параграфе).

То, в какой  мере люди отражают черты и чувства  друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность. Таким образом, социальная перцепция как восприятие одним человеком другого в ходе общения выступает обязательной составной частью общения.

Процесс восприятия одним человеком  А другого человека В

Наблюдая  за индивидом В, наблюдатель - индивид  А воспринимает в нем лишь внешние  физически признаки, среди которых  наиболее информативными являются внешний облик ( форма лица, телосложение, цвет глаз и т.д.) и поведенческие аспекты (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, он определенным образом их оценивает и делает умозаключения ( часто бессознательно) о внутренних психологических чертах партнера по общению. Сумма свойств, приписанных индивиду В, дает возможность наблюдателю - индивиду А сформировать определенное отношение к наблюдаемому ( это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах «нравиться - не нравиться», «приятный - неприятный»). На этом основании наблюдатель - индивид А делает приблизительные выводы относительно того, какого поведения по отношению к нему можно ожидать от индивида В. Результатом восприятия и оценки другого человека является собственная стратегия наблюдателя по отношению к индивиду В. Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий в одиночку поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближение пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой походкой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, то он может подумать: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Сейчас он пройдет спокойно мимо». И подумав таким образом, наблюдатель тоже спокойно продолжит свое ожидание автобуса.

Информация о работе Психологические условия эффективного общения