Психологические подходы к развитию этнической толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На рубеже эпох возникла новая этническая и социально-психологическая ситуация, характеризующаяся рядом отличительных особенностей: ростом межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов и других проявлении интолерантности; ростом этнических миграций и осознанием необходимости аккультурации в новых социально-политических условиях; сложностью формирования общегражданской идентичности и установок мультикультурализма для сохранения мира (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.В. Гриценко, А.И. Донцов, С.Н. Ениколопов, Н.М. Лебедева, С.К. Рощин, Г.У. Солдатова, В.А. Соснин, И.Р. Сушков. Т.Г, Стефаненко, В.О. Хотинец, Л.А. Шайгерова, Е.И. Шлягина и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования толерантности личности как научной проблемы.
1.1. Психолого - педагогический подход к понятиям толерантности.
1.2. Психологические условия формирования этнической толерантности.
ГЛАВА II. Экспериментально – практические данные.
2.1. Методы и методики
2.2. Описание экспериментальных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Развитие этнической толерантности личности в многонациональном коллективе.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

Для сравнения, отношение к курдам со стороны русских контрольной группы выражено близостью с понятиями «неудача» (0,93) и «неприятности» (0,65), что обусловливает интолерантность (рис.2).

 

 

 

Рис.3.

 

Дендрограмма понятий экспериментальной методики психосемантической диагностики скрытой мотивации (курды)

Результаты исследования ценностно-смысловой сферы курдов позволяют говорить о значительном сходстве их базовых смысловых установок с установками русских экспериментальной группой. В результате кластерного анализа матрицы нормированных расстояний между понятиями у курдов было выделено три относительно изолированные друг от друга группировки понятий (рис.3).

В первом кластере у курдов объединены понятия, связанные с прошлым этапом жизни. Эти понятия по фактору ценности имеют довольно высокие оценки (мое прошлое (4,67); ислам (5,33); достижение успеха (5,83); моя родина (5,83); материальное благополучие (6,00), но это то, что осталось в прошлом. Настоящее диктует свои требования: суметь адаптироваться к новой реальности, доминирующей культуре этнического большинства, сохранив при этом национально-психологические особенности, национальное самосознание. Результаты исследования ценностно-смысловой сферы курдов позволяют говорить о том, что они смогли успешно адаптироваться к новым условиям. Об этом свидетельствует смещение их базовых потребностей в сферу настоящего, а настоящее - это Россия и русские. Успешная интеграция курдов основана на включении их в совместную деятельность с русскими. Кластер профессиональной мотивации у курдов, таким образом, ведущий и определяет отношение ко всем понятиям, связанным и с настоящим, и с будущим, включая отношение к русским.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что развитие толерантности в межгрупповых отношениях - это результат включения участников межэтнической коммуникации в совместную деятельность с общими целями и ценностями.

Дальнейшее исследование этнической толерантности личности осуществлялось в контексте психокоррекционной и развивающей работы по формированию межэтнической толерантности специалиста многонационального коллектива в условиях психологического тренинга. В тренинге приняли участие 50 сотрудников СМХП «Дижла» (из них 30 русских и 20 курдов). Развитие межэтнической толерантности сотрудников осуществлялось в рамках работы клуба «Диалог» (2004-2005гг.).

Цель тренинга - развитие у участников этнокультурной компетентности, включающей формирование как навыков межкультурного общения, так и социокультурных стратегий, позволяющих преодолевать неизбежные культурные конфликты при контакте с незнакомой культурой; формирование позитивного отношения к своей и другой этнической группам; развитие социальной восприимчивости, доверия, эмпатии, умения выслушивать другого человека; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

При планировании психокоррекционной и развивающей программы мы опирались на деятельностный принцип, который и определил выбор средств и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип означает, что основным способом коррекционно-развивающего воздействия явилась организация активной деятельности участников тренинга, в ходе которой были созданы условия для ориентировки в ситуациях затруднения, конфликтных ситуациях межэтнического взаимодействия членов коллектива. Это необходимая основа для позитивных изменений в развитии личности.

Кроме того, при разработке заданий на обучение участников тренинга межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях мы опирались на два основных методических принципа: принцип культурной вариативности и принцип культурной рефлексии. В основу заданий на поликультурное развитие был положен психологический процесс рефлексии, заключающийся в самопознании, самосознании, понимании индивидом самого себя, своего отношения к обсуждаемой действительности и собственной жизненной позиции (П.В. Сысоев).

Тренинговые задания подразделялись на пять больших групп:

I. Задания на осознание себя участниками тренинга в качестве поликультурных субъектов в родной среде.

II. Задания на понимание того, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции.

III. Задания на выявление культурных сходств между представителями этноконтактных групп с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности.

IV. Задания на определение своего места, роли и значимости, а также развитие ответственности в глобальных общечеловеческих процессах, проходимых как в России, так и в мире в целом.

V. Задания на инициацию и принятие участия в действиях против культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма.

Оценка результативности тренинга по развитию этнической толерантности в эмоционально-оценочном плане в исследовании проводилась с помощью методической разработки Г.У. Солдатовой и СВ. Рыжовой «Типы этнической идентичности».

Согласно Г.У. Солдатовой, трансформация этнической идентичности может проходить в трех направлениях: 1. неопределенность этнической идентичности, неактуальность этничности; 2. отход от собственной этнической группы и поиск устойчивых социально-психологических связей не по этническому критерию; 3. гиперболизация этнической идентичности в различных дискриминационных формах. Соответственно описанным выше трем видам трансформации этнической идентичности отклонения от «нормы» могут происходить по типу этнической индифферентности, гипоидентичности (этнонигилизм) и гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм). Трансформация этнической идентичности участников тренинга представлена на рис.4.

 

 

 

Рис.4.

 

Трансформация этнической идентичности экспериментальной группы до и после проведения тренинга

Примечание: По горизонтали представлены типы этнической идентичности: 1. Этнонигилизм; 2. Этническая индифферентность; 3 Позитивная этническая идентичность (по типу «нормы»), 4. Этноэгоизм; 5. Этноизоляционизм, 6 Национальный фанатизм.

Анализ эмпирических данных показал, что результативность тренинговой программы по формированию межэтнической толерантности, в первую очередь, проявилась дезактуализацией у участников тренинга этнической гипо- и гиперидентичности. Значимое снижение показателей получено по шкалам этноизоляционизма (с 16,4 до 10,6 баллов — у курдов, с 11,92 до 8,4 баллов - у русских), этноэгоизма (с 14,87 до 9,8 баллов и 11,92 до 8,4 баллов соответственно), национального фанатизма (с 11,26 до 7,4 баллов и 12,8 до 7,8 баллов соответственно), этнонигилизма (с 32,67 до 9,8 баллов у русских). В нашем исследовании было показано, что трансформация группового этнического самосознания как по типу гипер-, так и по типу гипоидентичности на практике проявляется реальным осложнением отношений в многонациональном коллективе. В связи с этим снижение показателей по шкалам этнонигилизма, этноэгоизма, этноизоляционизма и национального фанатизма следует рассматривать как дезактуализацию у участников тренинга деструктивных механизмов психологической защиты, препятствующих эффективной коммуникации.

Фактически перевод гипо- и гиперидентичных тенденций в этническом самосознании участников тренинга в сферу незначимого способствовал развитию бесконфликтного взаимодействия сотрудников коллектива.

Статистическая значимость различий средних значений проверялась с помощью t-критерия Стьюдента при р = 0,05.

 

Для оценки результативности тренинговой программы по формированию межэтнической толерантности в поведенческом плане (психологической готовности (установки) к сближению-отторжению представителей конкретной национальности) использовалась шкала социальной дистанции Э.С. Богардуса. Динамика изменения социально-психологической установки на межэтническое взаимодействие представлена на рис.4, 5.

 

 

 

 

 

 



Рис. 4. Шкала Богардуса (до проведения тренинга).



Рис.5. Шкала Богардуса (после проведения тренинга)



Трансформация социально-психологической установки данной группы на межэтническое взаимодействие до и после проведения тренинга

 

Примечание. По горизонтали представлена шкала социальной дистанции: 1 Брачные отношения (в том числе в браке детей), 2. Личная дружба; 3. Быть соседями; 4. Быть коллегами по работе, 5. Быть жителями одного города, 6. Быть согражданами одной страны, 7. Не возражаю против их выезда из страны (предпочел бы вообще не иметь никаких отношений - для курдов)

Результативность тренинговой программы в данной этнической группе, в первую очередь, проявилась смещением социально-психологической дистанции от формально-деловой в сторону дружеских отношений. Максимальный процент ответов здесь сосредоточен в графах «быть коллегами по работе» и «личная дружба». При этом полностью преодолеть негативную установку на межэтническое взаимодействие, конечно, не удалось, что только доказывает устойчивость негативного «ты-образа» и ригидность национальных стереотипов (из диаграммы видно, что установка участников тренинга на национально смешанный брак практически не изменилась). Вместе с тем результаты тренинга доказывают, что межэтническая напряженность в отношениях подлежит коррекции, этическая толерантность личности может быть развита.

Таким образом, в исследовании подтверждается гипотеза, что этническая толерантность личности в многонациональном коллективе развивается, если создаются условия для совместной социально значимой деятельности с разделяемыми целями и обеспечивается сходство в иерархии ценностных ориентации, в личностных смысловых образованьях и актуальных потребностях, что выражается в корпоративной идентичности этноконтактных групп.

В целом, полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Толерантность личности - это целостное психологическое явление, имеющее ценностную природу, содержанием которого является гуманное, терпимое отношение к личностному, национальному, религиозному и культурному многообразию, обусловливающее принятие индивидуально-психологнческих отличий другого.

2. Развитие толерантности как психолого-акмеологического явления выражается в росте эмпатического общения, гуманном отношении. Гармоничном сосуществовании, безоценочном восприятии национальных отличий, бесконфликтном взаимодействии и принятию иной культуры.

3. Этнической интолерантности в многонациональном коллективе способствуют: трансформация этнического самосознания по типу гипер- и гипоидентичности, низкий уровень ценностно-ориентационного единства группы, негативные эмоционально-атрибутивные феномены (усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы, поиск виновного по этническому критерию, проецирование негативных качеств, неприемлемых для собственного народа, на других, повышение избирательности восприятия в ситуации предполагающихся контактов, деперсонализация членов своей и «чужой» групп), опосредующие процесс межэтнического взаимодействия.

4. Процесс межэтнического взаимодействия в многонациональном коллективе будет проходить эффективнее, если путем психологических тренингов формировать этническую толерантность личности через развитие этнокультурной компетентности, включающей формирование навыков межкультурного общения и социокультурных стратегий, позволяющих преодолевать неизбежные межэтнические конфликты при контакте с незнакомой культурой.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, правильность постановки задач и адекватность методов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Клоков Д.Н. К вопросу о роли толерантности как механизма социальной регуляции системы межэтнического взаимодействия личности // Психологическое здоровье и безопасность личности: Сб. науч. ст. по материалам Всерос. конф. 15-16 мая 2002 г. Ч. П / Под ред. Н.А. Коваль, Т.В. Казаковой. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. - С. 31-36.

 

2. Клоков Д.Н. О месте толерантности в структуре личностной зрелости: практический взгляд на проблему // Акмеология: личностное и профессиональное развитие: Материалы Международной научной конференции 7-8 октября 2004г. — М.: Издательский Дом «ЭКО», ООО «ПКЦ Альтекс», 2004. - С.85-88.

 

3. Клоков Д.Н. Толерантность как фактор нравственного здоровья личности /У Психологическое здоровье и безопасность личности: Сб. науч. ст. по материалам Всерос. конф. 15-16 мая 2002 г. Ч. I / Под ред. Т.В. Казаковой. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 29-33.

 

4. Клоков Д.Н. Этническая толерантность или этнический национализм: о перспективах реализации программы по формированию толерантных установок в российском обществе / Д.Н. Клоков. // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2004. - Вып. 1(33). - С. 44-47.

 

5. Коваль Н.А., Клоков Д.Н. Психологическая сущность толерантности // VII Державинские чтения. Психология. Педагогика. Физическая культура спорт: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Февраль 2002 г. - Тамбов, 2002. - С. 76-77.

 

6. Коваль Н.А., Клоков Д.Н. Социально-психологическая природа толерантности // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2001. - Вып.4 (24). - С. 23-28.

 

7. Коваль Н.А., Клоков Д.Н. Социально-психологические факторы формирования толерантности // Материалы второй Всероссийской научной internet-конференции «Социально-психологические проблемы развития личности». Вып. 9. - Тамбов, 2001. - С. 3-5.

8. Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде//Учебное пособие.- М., 2004. – 240 с.

 

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.

 

10. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. Пособие для студ. высш.и учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. СПб., 1999. С. 77-78.

12. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации/ Под. Ред. Степанова Е.Н. М., 2000. С. 38 – 40.

13. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. М., 1999. С. 77 – 85.

14. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988. С. 111 – 125.

Информация о работе Психологические подходы к развитию этнической толерантности