Психологические подходы к развитию этнической толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На рубеже эпох возникла новая этническая и социально-психологическая ситуация, характеризующаяся рядом отличительных особенностей: ростом межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов и других проявлении интолерантности; ростом этнических миграций и осознанием необходимости аккультурации в новых социально-политических условиях; сложностью формирования общегражданской идентичности и установок мультикультурализма для сохранения мира (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.В. Гриценко, А.И. Донцов, С.Н. Ениколопов, Н.М. Лебедева, С.К. Рощин, Г.У. Солдатова, В.А. Соснин, И.Р. Сушков. Т.Г, Стефаненко, В.О. Хотинец, Л.А. Шайгерова, Е.И. Шлягина и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования толерантности личности как научной проблемы.
1.1. Психолого - педагогический подход к понятиям толерантности.
1.2. Психологические условия формирования этнической толерантности.
ГЛАВА II. Экспериментально – практические данные.
2.1. Методы и методики
2.2. Описание экспериментальных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Развитие этнической толерантности личности в многонациональном коллективе.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

По мнению некоторых исследователей, этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Исследованиями Дж. Берри и М. Плизента по этнической толерантности было установлено, что только уверенность группы в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других этнических групп. Поздние исследования этого вопроса позволили вывести социально-психологический закон связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью (Н.М. Лебедева). Нарушение позитивного образа собственной группы ведет к снижению этнической толерантности (Ю.А. Гаюрова, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Ф.М. Малхозова).

Таким образом, позитивная этническая идентичность представляет собой такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать её, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой, — как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире, взаимодействия, исключающего межэтнические фобии и конфронтации (М. Уолцер).

Важным показателем конструктивной основы взаимоотношений этнических групп выступает их ценностно-ориентационное единство. Дисбаланс, рассогласование ценностных ориентации, непонимание на уровне ценностей - явный потенциал для социально-психологического дистанцирования и межгрупповой конфликтности. Известно, что, будучи внутренними регуляторами поведения, ценности как интериоризированные нормы играют существенную роль во взаимодействии этносов. С позиций ценностно-смыслового подхода проблема толерантности представляется как проблема личностных установок, ценностей и смыслов, поскольку именно они, с одной стороны, детерминируют внутренний мир личности, ее ощущения и переживания, а с другой - являются мотивационно-регулирующими коррелятами, определяющими реальное поведение личности (Б.Г. Ананьев, У. Билски, Б.Д. Парыгин, Л.Г. Почебут, Ш. Шварц, В.А. Хащенко и др.).

Необходимо отметить, что интерес к ценностно-смысловой сфере долгое время был сосредоточен в плоскости общепсихологических исследований. Однако признание за смысловой сферой ведущей роли в определении характера жизнедеятельности в целом, берущее начало в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева позволяет говорить, что в процессе любого взаимодействия людей происходит проявление смыслов и ценностей жизни, стереотипов и установок. И от того, каковы они, зависит не только устойчивость личности к конфликтам, но и само умение признать и принять людей разных взглядов, этносов, культур, способность человека жить в «мире непохожих людей и идей» (по А.Г. Асмолову), умение сохранить собственную ценность и понять непреходящую ценность другого человека.

 

В греческом языке есть слово «ксенос». Оно означает «странный, необычный, неслыханный, чуждый, посторонний», но в первую очередь «чужеземный», а значит – «чужой». И есть еще одно слово – «фобос»: «страх, ужас, боязнь; опасение, повод сомневаться, не доверять». Так образовалось слово «ксенофобия». Нарушение терпимости изначально коренится в бездумной ксенофобии: раз не по-нашему, значит, плохо, раз плохо, значит, достойно неприязни. На основе различий в системе нравственных и этических норм, обычаев и традиций уже в первобытную эпоху появились противопоставления: «мы - они», «я - другой», «свои - чужие». Ксенофобия  - это отзвуки древних поверий. Вспомним хотя бы народные сказки: в них люди чужого рода обычно представлялись человеку как враги, людоеды, «не люди». Часто мачеха в сказках бывает колдуньей, а ее потомство странное, не похожее на «наших», а все потому, что мачеха – это жена, взятая из чужого рода. Иноземцы часто представляются невежественными и опастносными. «Свой» - это существо одной с нами крови, «чужой» так же чужд, как существо другого биологического вида.

В дальнейшем с зарождением этнического сознания происходит вытеснение биологических аргументов и замена их символическими, духовными. И антиномия «свои - чужие» продолжает служить формой рефлексии. Однако представление о «чужом» выступает как проекция о себе и «своем». «Чужой» - не значит «враг», он осмысляется как «иной», «другой». И через другое мы пытаемся оценить собственный образ жизни.

В основе интолерантного отношения к этническим общностям и их представлениям, помимо ксенофобии (этнофобии), лежат также:

         Воинственный этноцентризм, при котором «люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим»;

         Отрицательные, неточные гетеростереотипы, то есть совокупность негативных, неверных оценочных суждений о других этнических общностях;

          Этнические предубеждения, выступающие как тенденция негативно реагировать на членов определенной этнической группы;

          Национальные предрассудки, представляющие собой «неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической общностью по отношению к другим группам».

Результаты этнической интолерантности проявляются в широком диапазоне: от неучтивости, оскорбления, пренебрежительного отношения к другим или игнорирования – до репрессий и геноцида. С учетом этого нетерпимость является результатом неграмотности, узкости кругозора и в целом дурного воспитания. Наиболее эффективный механизм воспитания этнической толерантности – изучение иных культур и специфики межэтнического восприятия и взаимодействия.

Итак, у человека в процессе жизнедеятельности могут сложиться ложные, туманные знания и представления о других этнических культурах и их носителях. Решением данной проблемы является формирование этнокультурной компетентности, понимаемое как процесс приобретения индивидом объективных знаний и опыта в области этнологии и межэтнического взаимодействия, способствующих этноконсолидации различных народов. Этнокультурная компетентность предполагает только объективную информацию о другом народе. Она не исключает антитезы «мой - другой», но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает прежде всего как импульс к ее изучению, осмыслению. То есть обладать этнокультурной компетентностью – значит признавать этнокультурный плюрализм, иметь истинные, четкие знания об этнических общностях и их культуре, понимать их специфику. Следует отметить, что в контексте этнокультурной компетентности понимание отождествляется со знанием, то есть понимание здесь относится к пространству наукосообразных истин.

Кроме того, представления и знания о той или иной этнической культуре реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся антропологическим обликом, цветом кожи, языком ценностями, культурой.

Этнокультурная компетентность предполагает понимание происхождения источников и последствий нетерпимого отношения к другим. Важно также знать причины межэтнических напряжений и конфликтов и пути их урегулирования. В этом случае этнокультурная компетентность, включающая в себя наличие этнической толерантности, позволяет достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнонародных интересов и точек зрения, присущих этническим группам и их представителям, без применения давления, преимущественно при помощи компромиссного и приемлемого для всех решения.

Толерантное взаимопонимание представителей этнических общностей представляет собой нравственное самоутверждение своего и иного, содействующее ликвидации предубежденности друг против друга, настраивающее на диалог и сотрудничество. Толерантное взаимодействие этнофоров дает возможность расширить каждому из них горизонт личного этнического опыта, понять и оценить свое собственное поведение и поведение других.

Таким образом, этнокультурная компетентность одновременно соединяет знания, представления об этнических общностях и их культуре и толерантные поведенческие отношения, настроенные на межэтническое взаимопонимание и взаимодействие. В этом плане формирование этнокультурной компетентности смыкается с воспитанием этнической толерантности.

Б.С. Гершунский указывает, что именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать менталитет толерантности. Данной точки зрения придерживается и академик В.А. Тишков, выдвинувший идею педагогики толерантности, которая должна транслироваться через сферу образования и культурной политики. Ученый отмечает, что «в системе школьного высшего образования, а также в повестке гуманитарных исследований должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире: школьники и студенты должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн и сегрегации. Однако недопустимы гипертрофированные, обретающие сакральную форму интерпретации только собственного народа или группы как жертвы и страдальца в результате действий других народов. Такая одностороння протекция вызывает нетерпимость и вражду, ограничивает установки на межкультурные взаимодействия».

Большое внимание воспитанию толерантности уделяется в документах, пособиях и образовательных программах ЮНЕСКО. В них раскрываются фундаментальные принципы толерантности.

1.       Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

2.       Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.

3.       Для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.

Кроме того, в документах ЮНЕСКО формулируются общие образовательные цели и описывается такой процесс обучения, в котором задача развития толерантности помещена в более широкий контекст образования в мире духе мира, прав человека и демократии. В Декларации принципов толерантности подчеркивается: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».

В целом образование должно донести до сознания детей, что, во-первых, этнокультурное разнообразие было, есть и будет. И это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческого рода, природы и деятельности.

Во – вторых, более сложная задача – необходимость мирового сосуществования различных этнических общностей или, другими словами, необходимость толерантных поведенческих отношений, настроенных на межэтническое взаимодействие и взаимопонимание.

Подводя итог, можно сказать, что этническая толерантность – интегративное и многофункциональное явление, может выступать и как сложная научно – теоретическая проблема, и в то же время как этнокультурная практика, как духовная ценность и как определенная информированность в области этнологии, как психолого-педагогическая идея и как самостоятельное качество личности.

Итак, в процессе теоретического исследования мы пришли к ряду существенных выводов.

1.                     Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно – конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Если бы понятия «другое», «чужое» или «иное» не были отражением действительности, то и проблемы толерантности не существовало бы.

2.                     Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другому этносу, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и торжеств; например, сознаем принадлежность этнических групп к человечеству в целом.

3.                     Этническая толерантность признает наличие другого образа жизни и этнокультурных ценностей.

4.                     Этническая толерантность основана на приоритете сторон, то есть смысл этнической толерантности состоит в отношении к «другому» как к равнодостойному индивиду. Таким образом, этническая толерантность исключает патернализм, когда одна из этнических общностей желает быть покровителем другой.

5.                     Этническая толерантность активна, то есть ей не присуще инертное, индифферентное отношение к происходящему или примиренчество и снисходительность к насилию, несправедливости, напротив, для нее характерны постоянная готовность и стремление к межэтническому диалогу, полилогу. Критерием толерантного понятия мировоззренческих различий выступает направленность на морально-нравственные принципы и нормы человеческого существования, которые в состоянии обеспечить мирные взаимоотношения этнических общностей и этнофоров.

6.                     Этническая толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения ненасильственными способами, без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

7.                     Этническая толерантность может никогда не проявиться, если не будет специально воспитана, сформирована.

8.                     Понимание – необходимая составляющая этнокультурной компетентности и этнической толерантности. При этом понимание с позиций этнической толерантности – это спонтанный процесс постижения этнической специфики, в то время как в контексте этнокультурной компетентности понимание – это результат познания.

9.                     Воспитание этнической толерантности неразрывно связано с формированием этнокультурной компетентности. Этническая толерантность и этнокультурная компетентность представляют собой двуединую сущность. С одной стороны, этнокультурная компетентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этнофорами. С другой стороны, этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, а также расширить рамки этнического опыта и знаний.

Информация о работе Психологические подходы к развитию этнической толерантности