Психологические подходы к развитию этнической толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На рубеже эпох возникла новая этническая и социально-психологическая ситуация, характеризующаяся рядом отличительных особенностей: ростом межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов и других проявлении интолерантности; ростом этнических миграций и осознанием необходимости аккультурации в новых социально-политических условиях; сложностью формирования общегражданской идентичности и установок мультикультурализма для сохранения мира (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.В. Гриценко, А.И. Донцов, С.Н. Ениколопов, Н.М. Лебедева, С.К. Рощин, Г.У. Солдатова, В.А. Соснин, И.Р. Сушков. Т.Г, Стефаненко, В.О. Хотинец, Л.А. Шайгерова, Е.И. Шлягина и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования толерантности личности как научной проблемы.
1.1. Психолого - педагогический подход к понятиям толерантности.
1.2. Психологические условия формирования этнической толерантности.
ГЛАВА II. Экспериментально – практические данные.
2.1. Методы и методики
2.2. Описание экспериментальных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Развитие этнической толерантности личности в многонациональном коллективе.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

5. Процесс межэтнического взаимодействия в коллективе будет проходить эффективнее, если путем психологических тренингов формировать этническую толерантность личности через развитие этнокультурной компетентности, включающей формирование навыков межкультурного общения и социокультурных стратегий, позволяющих преодолевать неизбежные межэтнические конфликты при контакте с незнакомой культурой.

Организация исследования. Базу проведения исследования составила педагоги . Общая численность выборки 30 человек. Эмпирическое исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №3 г. Далматово Курганской области в 2010 г.

Достоверность и надёжность основных результатов и выводов исследования обусловлены методологическими и теоретическими предпосылками исследования; опорой на достижения современной психологии и акмеологии; использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; корректным применением статистических методов; репрезентативностью выборки.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка литературы по теме и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Понятие толерантности относится к группе полифункциональных категорий общенаучного знания. Активно используется в области естественных, общественных, гуманитарных и технических наук. Сам термин «толерантность» в русский язык перешел из латинского (tolerantia) и выражает как минимум три пересекающихся значения: 1. устойчивость, выносливость; 2. терпимость; 3. допуск, допустимое отклонение.

В современной социально-психологической, педагогической, социологической, философской литературе толерантность рассматривается в связи с деятельностью человека в различных сферах социальных отношений (А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, Л.М. Дробижева, П.М. Козырева, И.С. Кон, B.C. Кукушин, Н.М. Лебедева, В.А. Лекторский, С.Л. Рубинштейн, Г.У. Солдатова, В.А. Тишков, М.Б. Хомяков, В.Ю. Хотинец, В.В. Шалин и др.).

Терпимость в этике - это моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласования разнородных интересов преимущественно методами разъяснения и воспитания (И.С. Кон). В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств. и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразий признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Этико-философский анализ категории толерантности направлен на исследование взаимоотношений не только между конкретными людьми, но и между личностью и обществом, личностью и государством, личностью и коллективом, а также между национальными общностями и государствами (Н.А. Бердяев, М .Вебер, Ф. Вольтер, Д. Дидро, К.Д. Кавелин, Л.З. Копелев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев и др.).

С позиции историко-эволюционного направления психологии личности толерантность есть норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности (А.Г. Асмолов).

В структуре предмета акмеологии с позиции систематики потребностей С.Б. Каверина толерантность представлена как базовая ценность, характеризующая один из четырех компонентов акме - компонент саморазвития (самореализации).

Психосемантический и социально-психологический анализ толерантности показал, что в ее структуре как психолого-акмеологического феномена можно выделить два вида: сенсуальную и диспозиционную (по терминологии А.А. Реана). Сенсуальная терпимость представляет собой классическую (психофизиологическую) толерантность и в этом значении в медицине понимается, во-первых, как иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунологической активности к другим антигенам, во-вторых, как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Диспозиционная толерантность представляет собой принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при различных социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности человека к определенной (терпимой) реакции на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, их поведению, ценностям, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Здесь доминирует позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности. С этой точки зрения диспозиционная толерантность может быть рассмотрена как базовый компонент личностной зрелости (А.А. Реан).

Толерантность как установка, диспозиция (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.) - важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Как феномен межличностного и межгруппового взаимодействия толерантность непосредственно регулирует взаимоотношения людей и определяет наличие нравственных качеств у человека. В процессе толерантного взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям, независимо от их национальной, расовой, религиозной и других принадлежностей.

Таким образом, толерантность как социокультурный феномен  рассматривается как целостное психологическое явление, имеющее ценностную природу, содержанием которого является гуманное, терпимое отношение к личностному, национальному, религиозному и культурному многообразию, обусловливающее принятие индивидуально-психологических отличий другого.

Этническая толерантность - частный случай общей толерантности личности (Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов). Поэтому толерантность, проявляемую субъектом в новом для него социокультурном окружении, можно назвать этнической толерантностью.

Под этнической толерантностью понимается отсутствие негативного отношения к другой этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Это значит, что этническая толерантность не является следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а представляет собой характеристику межэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» и позитивное отношение к своей этнической культуре и этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание адекватности группового восприятия базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствие в этом плане преимущества одной культуры перед другой.

Психолог Е.И. Шлягина трактует этническую толерантность как сложное установочное образование личности, выражающееся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям, идеям. Исходной методологией для исследования этнической толерантности личности являются культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л.Выготского, А.Леонтьева и А.Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А.Асмоловым. как и предыдущие исследователи, Е.И. Шлягина полагает , что этническая толерантность личности не может изучаться изолировано от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления – этнической вариативности личности. В ходе своих исследований авторы выявили внешние и внутренние детерминанты этнической толерантности.

К внутренним детерминантам этнической толерантности относятся:

1) индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент);

2) индивидуально-типологические свойства личности (самооценка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального»Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации).

В качестве внешних детерминант этнической толерантности выделяют:

1) политическую обстановку в стране;

2) особенности социально-исторического образа жизни;

3) целенаправленную информированность об истории и культуре своей Родины;

4) профессиональную ориентацию субъекта;

5) рост миграционных процессов в стране;

6) травматический шок;

7) особенности среды проживания субъекта.

Взаимосвязь национального самосознания (или «этнической идентичности») и межэтнической толерантности раскрыта в педагогическом исследовании З.Ф. Мубиновой. По ее мнению, национальное самосознание и межэтническая толерантность представляют собой две стороны одной медали – культуры межнационального общения. Автор считает, что «здоровое, позитивно ориентированное национальное самосознание постоянно сопровождается высоким уровнем межнациональной терпимости, принятием национальных ценностей других народов в такой же мере, как и своего». При этом она определяет межнациональную толерантность «как системную совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно – правовых норм (выраженных через закон и традиции), а также мировоззренческо-поведенческих ориентаций, которые предпочитают терпимое или, вернее сказать, «принимающее» отношение представителей какой-либо одной национальности (в том числе – на личностном уровне) к другим, инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д.)». Согласно этому в структуру межнациональной толерантности входят, во-первых, эмоционально-психические нормы, чувства по отношению к другим этническим общностям, во-вторых, знания и представления о других культурах и, наконец, поведенческие установки и мировоззренческие взгляды применительно к инонациональному.

Педагог Н.В. Мольденгауэр дает следующее определение толерантности: «Это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям».

Итак, этническая толерантность выступает как социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в готовности этнофоров и этнических общностей взаимодействовать с другими этнофорами и этническими группами и выражающаяся в их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культурами, а также понимания и уважения иного образа жизни.

Этническая толерантность основывается на гуманистическом подходе как точке отсчета, с которой представляются этнические взаимоотношения. В структуре позитивной этнической идентичности положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам, т.е. этническая идентичность и толерантность взаимосвязаны.

Можно выделить две группы определений этнической идентичности. К первой группе относятся определения, в которых этническая идентичность (или этническое самосознание) трактуется как осознание себя представителем конкретного этноса, определенная степень отождествления с ним и обособления от других этносов. Согласно второй группе, этническая идентичность – это отождествление себя со своим народом (этносом), его культурой.

В этой связи хотелось бы заметить, что этническая идентичность возникает только на основе противопоставления «мы - они». «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной общности факта объективных условий сосуществования ее представителей. И для устойчивости феномена «мы» неминуемо должен наличествовать феномен «они», то есть другая этническая группа, непохожая, разнящаяся от «нас» значительно, зримо, выпукло. И именно осознание того, что есть «они», вызывает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от них в качестве «мы». Человек как субъект и как личность не существует без Другого, той единицы, той точки отсчета, которая дает представление о соразмерности человека в его сравнении с себе подобными.

Этнос как социальная группа существует благодаря тому, что имеется объективная возможность «узнавания» этой группы среди других. Узнавание же возможно только в том случае, если есть возможность каким-то образом сопоставить эту общность с другими, как-то отличить ее: «этническое «Мы» проявляет себя благодаря тому, что есть некоторые «Они», отличающие от данного «Мы» языком, культурой, обычаями и другими характеристиками».

Исходя из этого, на наш взгляд, в структуру этнической идентичности входит как осознание своей принадлежности к определенному этносу и суждение о нем, его культуре, так и комплимент отношения к другим этническим общностям, ибо «исключение соотнесения из числа элементов структуры привело бы к исчезновению самого явления национального самосознания».

В  структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента – когнитивный и аффективный. Одной из составных частей когнитивного компонента является этническая осведомленность, которая включает знания об этнических группах – своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры. Исходя из этого этнокультурная компетентность, как совокупность знаний о той или иной этнической общности и ее культуре, и этническая идентичность пересекаются. Вместе с тем этническая идентичность может быть как позитивной, так и негативной. При этом даже позитивная этническая идентичность в своей крайней форме представляет собой этническую гиперидентичность, которая сопровождается этноцентрискими стереотипами, предупреждениями к представителям других этнических групп, уклонением от тесного взаимодействия с ними и нетерпимостью в межэтническом взаимодействии. Этнокультурная компетентность же позволяет принять и понять своеобразие образа

Анализ научной литературы показал, что этническая толерантность-интолерантность в межгрупповых отношениях обусловлена влиянием ряда факторов (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, В.А. Васильев, Г.С. Витковская, Ю.А. Гаюрова, И.В. Грошев, А.И. Донцов, Л.М. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, М.А. Козлова, П.М. Козырева, А.В. Малашенко, Ф.М. Малхозова, М.Н. Муханова, Н.М. Лебедева, С.А. Проскурин, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, А.В. Тишков, А.Г. Чусовитин и др.). Межгрупповые отношения этноконтактных групп (особенно в ситуации роста межэтнической напряженности) опосредованы действием специфических эмоционально-атрибутивных феноменов: усилением межгрупповых различий и уменьшением различий внутри группы; поиском виновного по этническому критерию; проецированием негативных качеств, неприемлемых для собственного народа, на других; повышением избирательности восприятия в ситуации предполагающихся контактов, т.е. отсевом позитивной информации, искажением поступающей информации, воспроизводством негативных этнопсихологических представлений; деперсонализацией членов своей и «чужой» групп (Г.У. Солдатова). Все эти механизмы наиболее четко проявляются в динамике этнических авто- и гетеростереотипов, выступая, таким образом, ярким индикатором потенциального (или реального) межгруппового конфликта.

Межэтнические установки, ориентация на поддержание межгрупповых отношений в разных сферах социального взаимодействия тесно связаны с соответствующими стратегиями межэтнического взаимодействия. Согласно теории аккультурации (Дж. Берри, С. Бочнер), выделяют четыре максимально общие категории последствий межкультурного контакта для группы: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. Интеграция, при которой каждая из взаимодействующих групп и их представители сохраняют свою культуру, одновременно устанавливая тесные контакты между собой, считается оптимальной стратегией адаптации этноса в полиэтническом обществе. Она связана с позитивным отношением и к собственной культуре и к культуре этноконтактной группы, что находит свое выражение в формировании позитивных авто- и гетеростереотипов. Толерантность-интолерантность выступает здесь в качестве интегрального социально-перцептивного показателя типа этнокультурной адаптации этнических групп.

Информация о работе Психологические подходы к развитию этнической толерантности