Психологические особенности женщины-руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Психологией лидерства интересуются давно. Лидер это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированы члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.
В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина руководитель уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад.

Работа содержит 1 файл

01-29 (9867) Психологические особенности женщины руководителя - исправл2 (4).doc

— 183.50 Кб (Скачать)
justify">     11.  Все  25 женщин  еще на  ранней  стадии  своей профессиональной  деятельности решили на свой  страх и риск осуществить карьеру   в одной  фирме.  Они  очень рано пришли  к выводу,  что женщина только тогда может достичь ответственной и высокой должности руководителя, если  с выполняемой работой она будет справляться на уровень лучше, чем любой сотрудник мужчина этой фирмы.

     12.  Все  участницы  исследования  свою  первую  руководящую должность  рассматривали  как  начальную  ступеньку лестницы  наверх. Все  они  очень  быстро  определили  и  другой  фактор,  решающим  образом  влияющий  на  успех  или  неудачу: наличие  хорошего непосредственного  руководителя.

     13.  Эти  женщины  придерживались  мнения,  что  развитие  хороших   деловых отношений  с мужчинами   зависит от  того, насколько   им удастся  "стереть"  половые   различия  и  от того,  чтобы  их  общение  концентрировалось   на  выполняемых функциях  или задачах.  Это означает,  что  они  стремились  приуменьшить  тот  факт,  что  они  были  женщинами,  и  использовали  компетенцию  как  важнейший  элемент  самоутверждения.

     14.  Они  придавали  большое   значение тому,  чтобы не  вступать  в  интимные  отношения с мужчинами,  работающими на  этой  же  фирме, или с теми, с которыми они поддерживали деловые отношения.

     15. С  мужчинами, которые  были  их  непосредственными руководителями, у  этих  женщин  складывались  хорошие  и  прочные  дружеские  отношения. Они все без  исключения начинали  в качестве  личных секретарш или ассистенток своего  шефа. И  когда они  достигали очередной  ступеньки в  своей карьере,  на более  высокий уровень  поднимались и они. И всегда это  происходило по  предложению их  руководителей. Они  помогали каждой из  них, подбадривали,  воодушевляли, были  их учителями  и  опорой на  фирме. Эти  руководители восхищались  их деловыми  качествами и стремлением к успеху. Руководители считали, что  в частном  предпринимательстве женщины  должны  двигаться  вперед,  и  отстаивали эту точку зрения перед своими коллегами  на фирме,  а также клиентами и покупателями.

     16. В остальном стратегия 25 женщин  состояла в том, чтобы соответствовать   требованиям  определенной  должности  выше  среднего,  что достигалось самостоятельной  учебой дома  и посещением  вечерних курсов. Заканчивая работу на очередной ступеньке,  они были  уже способны  выполнять более  сложные задачи  на следующей  ступени иерархической лестницы. И если  их шефа  повышали в  должности, они  по уровню своей компетенции были готовы сопровождать его.

     17.  Когда  эти  женщины  достигали   уровня  начальника  отдела  и  имели в  своем подчинении  множество мужчин,  они могли   справиться и с этой проблемой.  Одна из 25  опрошенных сказала:  "Я пришла  к выводу,  что должна попытаться  не замечать  проблем, связанных с отношениями мужнин  и женщин,  и сконцентрировать  свое  внимание  на том, чтобы мой отдел был местом,  где мужчины могли бы  хорошо работать, повышать свою квалификацию и продвигаться вверх".

      Таким образом, цель курсовой - исследование женщин-руководителей достигнута

 

      Заключение

 

     Обобщим  те черты, которые характеризуют современную женщину-руководителя. Прежде  всего, это  глубокое  осознание  равноправия, равенства своих  возможностей  и  способностей  к  участию  во  всех  сферах жизни  общества. Другой  важной  чертой  является  признание  необходимости  сочетания различных  социальных  ролей  не  только  активной  участницы трудовой  и  общественной  жизни, но  и  "хозяйки  дома", матери. Женщины  избирают  различные  варианты  сочетания  этих  ролей, хотя большинство  устойчиво  ориентируются  на  одинаковую  их  значимость.

     Конкретный  выбор  жизненного  пути  женщина  делает  сама  в соответствии  со  своими  личными  качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами  жизни, но  возможность  такого  выбора  сильно  зависят  от  того, какую  экономическую  и  моральную  поддержку  окажет  ей  государство  и  общество  на  каждом  из  избранных  ею  путей.

     Учитывая, что руководителю приходится много  и постоянно иметь дело с самым  сильным раздражителем – человеком  и что его профессия одна из наиболее рискованных в психофизическом  отношении, способность снимать  напряжение входит в число профессиональных умений.

     Если  обобщить мнения мужчин и женщин, то наилучший женский стиль руководства  в гибком соединении доброты и  строгости, женственности и деловитости, спокойствия и требовательности, мягкости и воли. От мужчины ждут решения вопросов при их понимании, а от женщины – сначала понимания, потом решения.

     Особое  качество руководителей-женщин – эмоциональность. Мужчины понимают, что без эмоций нет женщины. Но чисто эмоциональные  методы они не воспринимают. Однако есть женщины, которые умеют своей эмоциональностью управлять, держать в узде естественное желание распалиться в острой ситуации.

     Женщина оказывается более строгим и  категоричным судьей. Её также привлекают женственность, обаяние, стильный и  ухоженный внешний вид. Причем женщине свойственно видеть технологию и финансовую сторону создания привлекательности, отмечать индивидуально-выигрышные и проигрышные моменты. Если женщина внешне опускается, мужчина лишь констатирует это. Женщина же старается понять, почему так произошло, ищет глубокие внутренние причины.

     Женщины очень высоко оценивают умение общаться с людьми и умение создавать дружный, сплоченный коллектив.

     Изучение  личности работника в организации, в частности роли женщины-руководителя, анализ влияние руководителя на социально-психологическую структуру и развитие коллектива является одним из наиболее важных факторов в вопросах повышения эффективности работы коллектива.

     Если  женщина-руководитель сумеет сочетать качества настоящего лидера (сильный  характер, профессионализм, инициатива, умение рисковать) с традиционно женскими ценностями, такими как чуткость, гуманность, гибкость, хитрость, практичность и т.д., то она может стать идеальным руководителем. Наукой не достаточно изучается проблема изучения факторов, создающих условия для выдвижения женщины на пост руководителя. Учитывается, как правило, только производственная сторона, и, к сожалению, мало социологических исследований посвященных влиянию семьи на производство. Другое препятствие в выдвижении женщины на пост руководителя стойкое убеждение мужчин в том, что женщина должна заниматься больше домом и детьми. Не совсем верна и другая точка зрения, что женщина может быть руководителем только на традиционно женских должностях под началом мужчины. Вопрос быть или не быть руководителем должен решать каждый сам, но при этом мужчины и женщины должны иметь равные возможности через построение системы подготовки выдвижения кадров.

     Проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижении жизненных целей может быть решена только совместными усилиями с мужчинами. Женщина - лидер зачастую демонстративно игнорирует и даже противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно оберегая свою территорию от соперника противоположного пола, тем более что ранее эта территория принадлежала ему. Врождённые лидерские качества - необходимое, но недостаточное условие для настоящего лидера.

 

      Список литературы

 
  1. Авилова Н.А. Этика деловых отношений. Курск: Б.и., 2004.-57 с.
  2. Агапова И.И. Экономика и этика: Аспекты взаимодействия. - М.: Юристъ, 2002.-189 с.
  3. Бондаренко Э.О. Ваш друг - этикет.- Калининград: ГИПП "Янтар. сказ", 2008.-254с.
  4. Вечер Л.С. Секреты делового общения – Минск, 2003.
  5. Данкел Ж. Деловой этикет / Пер. с англ. Смирновой М. П.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.-316с.
  6. Зеленкова И.Л. Этика: Тексты. Комментарии. Иллюстрации: [Хрестоматия]. - Минск: ТетраСистемс, 2001.-479с.
  7. Кондрашов В. А. Этика. Эстетика: Учеб. пособие для студ.вузов / Отв. ред. Ю. С. Борцов. Ростов н/Д: Феникс, 2008.-508 с.
  8. Кузнецов С.Б. Деловая этика в современной России: состояние и тенденции // Актуальные проблемы экономики России: Поиск путей решения: Тез. докл. VII Всерос. студ. науч. конф.-Б.м.- 2002.-Ч.II.- С. 178.
  9. Комаров Е.И. Женщина-руководитель - М.,2004.
  10. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель..., М., 2003.
  11. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др.; Под ред. В.Н. Лавриненко.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Культура и спорт, 2007.-279
  12. Сабат Э.М. Бизнес-этикет: [Быть профессионалом во всем] / Пер. с англ. Б. Н. Осетрова.-М.: Гранд, 2008.-234с.
  13. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления - Р/н/Д: 2005.
  14. Сидоренко Е.П. Межличностные взаимодействия – М.: Речь, 2006.
  15. Хорни К. Психология женщины – М.: Академический проект, 2007.
  16. Хеннниг М., Жарден А. Ледибосс. –М.: Дело, 2001.
  17. Виткин Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами).  СПб.: Питер Пресс, 1996.
  18. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде.  Петрозаводск, “Фолиум”, 1996 г.
  19. Агапов В.С. Яконцепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. – М.:МОСУ, 2000. – 30с.
  20. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности менеджера//статья из интернет; найдена на сайте: http://psi.lib.ru
  21. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии – М.: ЦИТП, 1992. – 168с.
  22. Занковский А.Н. Организационная психология – М.: Флинта МПСИ, 2000. – 647с.
  23. Карпов А.В. Психология менеджмента – М.: Гардарики, 1999. – 584с.
  24. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе – М.: Дело, 1996. – 384с.
  25. Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчинёнными. Дис. канд. псих. наук. – Иваново, 1998.
  26. Психологический словарь/Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – 2е изд.,  М.: ПедагогикаПресс, 1996. – 440с.
  27. Трифонов Е.В. Психофизиология человека (толковый словарь) – СПб.: Питер, 2000 – 356с.
  28. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2001. – 608с.
  29. Психологический образовательный сайт. [Электронный ресурс] http://psylist.net/uprav/kahruk.htm
  30. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://ellib.org.ua/books/files/management/spou/9.html
  31. Личность человека: рукводитель и бизнесмен [Электронный ресурс] http://www.rukovoditel.biz/?page_id=40
  32. Женский содержательный портал [Электронный ресурс] http://allabout.com.ua/?pg=118
  33. Портал для профессионалов [Электронный ресурс] http://www.rustm.net/catalog/article/413.html
  34. http://www.marketing-ua.com/search.php?srchArticles=1&srchNews=1&query=%E8%F1%F1%EB%E5%E4%EE%E2%E0%ED%E8%FF

Информация о работе Психологические особенности женщины-руководителя