Психологические особенности женщины-руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Психологией лидерства интересуются давно. Лидер это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированы члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.
В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина руководитель уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад.

Работа содержит 1 файл

01-29 (9867) Психологические особенности женщины руководителя - исправл2 (4).doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Но  у  женщины  есть  ряд преимуществ, реализовав  которые, она может стать успешным  руководителем. Женщина-лидер  обладает  более тонким  социальным  интеллектом, она  тоньше  ощущает  нюансы отношений, в  том  числе  и  отношение к  себе. Она  умеет оценивать  и  прогнозировать  поведение  других  людей. Правда, её больше, чем  мужчин, подстерегает  опасность  пойти  на  поводу  у своих  эмоций. А  истеричность  и  лидерство  это  вещи  несовместимые.

     Женщина  обладает  большей  контактностью  и  практичностью  мышления. Если  мужчина  склонен  строить  долгосрочные  планы, рассчитывать на долгосрочную  перспективу, то  женщина  предпочитает  конкретно гарантированный  результат, "здесь  и  сейчас". Женщина  лучше мужчины  контролирует свои  и  чужие  ошибки; она, как  правило, лучше  формулирует  свои  мысли  и  выражает  идеи. Замечено, что она  меньше, чем  мужчины  реагирует  на  ухаживания  и  сексуальные притязания  в  деловых  отношениях. Она  чётко различает дело  и развлечения.

     Один  из  главных  подводных  камней  на  пути  развития  карьеры деловой женщины нехватка  глобального, обзорного взгляда на проблему, более развитый  консерватизм, тенденция погрязать в мелочах и эмоциях, вязнуть в системе человеческих  отношений. Эти "демоны" могут сыграть  злую  шутку  с  деловой  женщиной. Поэтому  всегда  желателен  совет  мужчины.

     Женщина руководитель не редкость в наши дни. Деловые качества, умение добиваться результатов, владение методами управления, уровень интеллекта присущи любому управляющему независимо от пола. Наиболее значимым качеством, является единство слова и дела. Именно деловой руководитель всегда верен взятым на себя обязательствам, в этом проявляется его профессионализм. По своей природе женщина более обязательна по сравнению с мужчиной, она может не выполнить дело к определенному сроку, но она постарается довести его до конца, а не бросить при появлении трудностей и заняться чем-то более важным. Хотя женщине, впрочем, быстрее прощают просроченное слово.

     У деловой женщины по сравнению с мужчиной при доведении начатого до конца есть своеобразное преимущество,  она умеет вовремя остановиться. Мужчина обычно неуклонно стремится к цели. Всякая остановка задевает его самолюбие. Постоянно налегая на дело, он быстро выдыхается. У женщины несколько другая тактика: если дело не идет, она останавливается, исподволь накапливая силы и изыскивая более эффективные средства для "наступления". Вопрос о гибкой тактике при достижении результатов  один из ключевых в процессе руководства.

     Еще одно из характерных проявлений деловитости  знание цифр, фактов, умение оценить ситуацию. У деловой женщины с хорошо развитым чувством интуиции свои фирменные методы. Сколько мужчин погорело из-за своей мужской привычки доверяться одному источнику информации.

     Руководитель-женщина на работе и дома может быть совершенно разной. Находясь у финансового руля дома, она может быть типичной растратчицей, в то же время, отвечая за финансы по долгу службы, она соответствует типичному образу финансиста  не давать денег, когда они нужны, и предлагать, когда они не требуются.[22]

     1.3 Классификация женщин - руководителей

     Наиболее  значимым  мотивом  трудовой  деятельности  у  женщин оказался  мотив  материальный, хотя  и  с  оттенком  психологическим: им  нравится  иметь  свой  заработок и быть  независимыми.

     На  втором  месте  мотив  морально-этического  плана: они работают, потому  что благодаря работе  ощущают себя  нужными людьми  и не представляют  свою  жизнь без работы.

     На  третьем  месте   мотивы, которые  можно назвать "компенсаторными": благодаря  работе  женщины  не  чувствуют  себя одинокими; на  работе  они  забывают  о  домашних  и  личных  неурядицах, неприятностях.

     Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять лет  работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно!

     Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того, чтобы что-то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом. Женщины считают, что решающим фактором профессионального  успеха  является  их  самореализация. В  результате  такой  "эгоцентричности" они перестают интересоваться более существенными вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отношений и информационных каналов на предприятии, возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают  каких-либо взаимных лояльных отношений, зависимостей отношений типа "ты  мне, я  тебе", взаимной полезности, протекций, возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в известной степени в своей деятельности мужчинами.

     Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины  же понимают под карьерой престижные и перспективные должности. Мужчины  соотносят выполняемую ими работу исключительно со своими представлениями  о карьере, т.е. рассматривают ее как продвижение по службе, преуспевание. Женщины разделяют два  понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется "здесь и сейчас", а карьера является исключительно личной  целью, о результатах достижения которой может судить только сама  женщина.

     С самого детства мужчины настроены  на то, что они будут работать, чтобы, по меньшей мере, суметь прокормить семью. Только  незначительная часть женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них надеется найти кого-то, кто будет их  содержать.

     Разница в настрое и направлении мышления, вытекающая из различных представлений, складывающихся еще в детстве,  огромна. Мужчины рассматривают  карьеру как существенную составную  часть своей жизни. Если возникают  какие-либо проблемы личного  характера, то мужчины ищут возможности "передергивать" личную  и профессиональную "карты". Женщины же настаивают на четком  разграничении личных и профессиональных проблем, в случае  конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь.

     Если  мужчины начинают свою работу на фирме, то они уже автоматически имеют "генеральский жезл в ранце". Женщины же, напротив, своей работой должны постоянно доказывать, что они занимаются своим делом, хотя все и предполагают обратное.

     Другое  типичное различие относится к понятию "личная стратегия". Мужчины определяют ее как достижение поставленной цели. Когда перед ними стоит новая задача, они постоянно задаются вопросом: "Что мне это даст?" Это решающий вопрос, так как он ставит на  карту их будущее. Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь  думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта проблема будет иметь для них в будущем.

     Разница  в  мышлении  обусловливает  то,  что  большое  количество  мальчиков учатся ладить между собой, а девочки очень редко считают это необходимым. Позднее по  причинам  совместных  ожиданий  и раннего опыта мужчины учатся участвовать в заседаниях и договариваться между собой, терпеть друг друга. Все это женщины находят непостижимым. Групповое  поведение  мужчины  является  в  действительности таким феноменом,  который  заставляет  женщин  творить  примерно  следующее: "Как  только могут  двое мужчин,  абсолютно не  переносящих друг друга, сидеть вместе на собрании и делать вид, что уважают и помогают друг  другу,  в  то  время  как  другие  знают,  как  обстоит  дело в действительности? Как они  могут быть  такими лицемерами?"  Этот вопрос многие объясняет.[34]

     Деятельность  фирмы  соответствует  действиям  коллектива,  члены которого заботятся, с одной стороны, о прибыли,  а с  другой   только о собственном  выживании,  соответствующая  ситуация  в  отношении прибыли  и  выживания  определяет  чаще  всего  положение  каждом отдельного члена коллектива. До  тех пор,  пока нет  прибыли, выигрыша,  необходимо  соблюдать  благоразумие,  Чего  ради  преднамеренно наживать врагов, если можно  продвинуться вперед,  приобрести друзей? Даже  двенадцатилетние  мальчишки  знают,  что  они  нуждаются  в десяти других, чтобы образовать  футбольную команду,  а такие что они, возможно, могут нормально переносить друг друга, а возможно, и нет. Женщины же  заботятся о сохранении  хороших отношений,  так как эти отношения являются  для них самоцелью,  и в традиционном женском опыте вряд ли имеется  что-то, что  может противоречить  этой самоцели.  На  основании  этом  женщины  часто  оказываются  в  ловушке нетерпимости,  которую  можно  определить  следующим  образом: "Он/она мне не нравится, я не могу с ним/с ней работать".

     "Мужчина  в юбке". У женщин этого типа  эмоциональная сфера развита  слабо, и они пытаются компенсировать "недостачу" жесткостью, подчеркнутой  авторитарностью в отношениях  с подчиненными.

     Комплекс  эмоциональной неполноценности  заставляет их брать за образец не слишком щепетильных в выборе средств, самоуверенных, прагматичных коллег  представителей сильного пола. Сослуживцам такого руководителя не позавидуешь: "мужчина в юбке" ведет своих подчиненных по производственной жизни железной рукой, да еще в "ежовых рукавицах". Свободомыслие, обмен мнениями исключаются в корне. В таком коллективе царит нравственная духота, просыпаются худшие стороны человеческой натуры  склочничество, подхалимаж. С "мужчиной в юбке" сотрудничают, как правило, малоквалифицированные работники; профессионалам здесь нечего делать. Но если случилось так, что ваша начальница  из этой когорты и у вас есть веские основания мириться с таким положением вещей, помните:

     Любая служебная ошибка вызывает у "мужчины  в юбке" стресс. И ваша задача  перевести разговор из плоскости скандала в диалог, по возможности конструктивный. Для этого вам, прежде всего, понадобится умение молчать (пока не пройдет гроза) и дар убеждения (не забывайте о прагматизме "мужчины в юбке").

     "Добрая  мама". Эта категория женщин-руководителей  прямая противоположность описанной выше. Здесь все строится на эмоциях. Личное обаяние один из главных рабочих "инструментов" "доброй мамы". Стиль ее обращения к подчиненным "мальчики", "девочки", "давайте жить дружно".

     "Добрая  мама" сверхлиберальна, и потому  в коллективах, возглавляемых  ею, мало-помалу воцаряется хаос. Все высказывают свою точку зрения, игнорируя мнение соседа, а согласовать их и выбрать единственно верную некому: дирижер ("добрая мама") растворился в оркестрантах (подчиненные), и симфония превращается в какофонию.

     Если  вы трудитесь под началом "доброй мамы" и тем не менее твердо peшили посвящать свое рабочее время  работе, обращайтесь со своими проблемами не к сотоварищу, а напрямую к  ней. При этом попытайтесь как можно эмоциональнее живописать свое предложение, опуская детали и технические подробности. Если ей понравится, как вы говорили, она непременно вникнет в то, о чем вы толковали с таким жаром. Естественно, будучи руководителем, "добрая мама" вынуждена предъявлять претензии подчиненным. Выглядит это примерно так: "Я столько делаю для вас! Как вам не совестно" (без конца брать отгулы... задерживать отчет... часами висеть на рабочем телефоне...). Успокоить расстроенное начальство не составляет труда  стоит лишь обратиться к его (ее) чувствам: "В метро была такая давка..."

     «Королева». Главное для королевы – она  сама, ее непревзойденная красота, ум, талант, деловые качества. Окружающие мужчины должны играть роль сказочного зеркала, у которого королева по мере необходимости спрашивает: «Я ль на свете всех милее?». Иных ответов, кроме «Да!», быть не может. Такие женщины многого добиваются в политике, на руководящих позициях в СМИ, шоу-бизнесе. Организация для «королевы» – трон.

     «Миледи». Такие женщины встречаются на позициях, которые дают скрытую власть, возможность дергать за «тайные ниточки», например, в качестве заместителя директора по персоналу. «Миледи» по своей сути мужененавистница, она соревнуется с мужчинами, манипулирует ими, пуская в ход свое самое главное оружие – женскую привлекательность, радуется, когда удается победить. Ее сила – в тонком умении нащупать нужные точки каждого. Организация для нее – театр марионеток.

     «Принцесса». Руководитель такого типа появляется, когда муж бизнесмен дарит жене, например, салон красоты. Этой женщине не приходилось прикладывать каких-либо усилий для достижения руководящего поста. Ею движет жажда впечатлений, удовольствия и новизны. «Принцессе» противопоказано быть руководителем, потому что она в принципе не может ни за что отвечать: ни за себя, ни за свои действия, ни за вверенных ее руководству людей. Однако эти женщины-руководители, тем не менее, могут быть успешны в сферах, где необходим легкий творческий подход, где важно ухватить мимолетное настроение, впечатление. Организация для нее – игрушка, кукольный домик Барби.

     «Ненасытный ребенок». Это женщина метеор, который всегда устремляется к центру – событий, работы, любви, денег. Она хочет всего и сразу. Она притягивает и увлекает людей своим стремительным движением, энергией и страстностью. Внешне она выглядит сильной, самодостаточной и успешной. Однако сама она чувствует себя иначе – обделенной, обойденной, крайне уязвимой. Она никогда не бывает полностью удовлетворена, достигнув одного, жалеет о других упущенных возможностях. Хотя она успешна на каждом отрезке своего пути, ей не хватает постоянства. Если бы она перестала разбрасываться, то достигла бы вершин. Жизнь для нее – шведский стол в условиях цейтнота.

     «Барыня». Это сильная и капризная женщина, которой движет жажда власти не только над бизнесом, но и над людьми, их душами, судьбами. Она умело манипулирует людьми, используя зависть, ревность, соперничество. Как «баба на чайнике», «барыня» поддерживает в компании нужную температуру, используя в полной мере сильное женское качество – способность устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт. «Барыня» делает своих сотрудников инфантильными, усиливает в них ощущение беспомощности. Для ее работников главное – угодить хозяйке, не рассердить ее. Зарплату им выдают как благодеяние. Несмотря на кажущийся хаос, смешение личного и профессионального, дела в компании идут неплохо. «Барыня» все держит под контролем. Такая женщина прагматична, хитра, способна просчитывать ситуацию далеко вперед и достаточно успешна в бизнесе. Организация для нее – усадьба за высоким забором.

Информация о работе Психологические особенности женщины-руководителя