Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
3. Провести коррекционно- педагогическую работу с гиперопекаемыми

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Детско - родительские отношения к единственному
ребёнку в семье……………………………………………………………..6
1.1 Типы детско – родительских отношений……………………………..6
1.2 Особенности воспитания единственного ребёнка в семье …….....10
1.3 Гиперопека как особенность родительского отношения к единственному ребенку в семье ……………………………………...………...15
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье…………………………………………………22
2.1 Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка
в семье……………………………………………………………..………22
Глава III. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста…………………………………..…….29
3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями …………………………….……29
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье ……………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………..36
Список используемой литературы………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

 

Для выявления девиантного  поведения у детей мною применялись  различные методики:

- анкетирование, диагностика, наблюдение. В исследованиях я опиралась на работы В.К. Лосевой (тест «Моя семья»), Т.А. Репина (методика «Секрет»), Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (Методика изучения самооценки), И.М. Панфилова (проекционный рисуночный тест «Кактус»), Р.В. Овчаровой (тест «Ваш стиль отношений с ребенком).

По результатам анкетирования  родителей (тест по Овчаровой) 22% опрошенных – имеют высокий уровень взаимопонимания  с детьми, 52% недостаточный и у 26 % родителей отмечается отсутствие взаимопонимания

29

с детьми. 

Проведенная диагностическая  работа выявила следующие результаты:

Одиннадцать детей, которые являются единственными в семье, имеют  отклонения в поведении. А именно 4 ребенка гиперопекаемы, результаты совпадают с тестом опросником «Выявление родительского отношения к детям». На основании этого я определила методы и приемы коррекции девиантного поведения детей этой категории.

Методы и приемы коррекционно-педагогической работы.

С детьми проводилась:

* сказкотерапия

* музыкотерапия

* психогимнастики

* совместные мероприятия родителей с детьми

* телесная терапия

* драмотерапия

* игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе.

С родителями:

* консультации

* индивидуальные беседы по конкретным ситуациям

* совместные мероприятия родителей с детьми

* круглые столы

В коррекции девиантного  поведения помогает сказкотерапия. Сказочная история часто бывает самой короткой дорожкой к внутреннему  миру ребенка. Работа со сказкой создают  невидимый мост между ребенком и  взрослым.

В результате проведенной работы удалось скорректировать поведение 4 гиперопекаемых детей,  из них 3 мальчика и 1 девочка.

 

30

 

Результаты коррекционно-педагогической работы на примере гиперопекаемых детей следующие. По данным наблюдений, бесед и анкетирования родителей  выявилось, что такие дети:

* слабохарактерны,

* безволевые

* вялые

* зависят во всем от мнения своих родителей

* нерешительные

* являются изгоем в обществе сверстников

* несамостоятельны

* боятся сделать ошибку в чем-либо.

 

В течение 2 недель мною применялись методы и приемы:

игры и упражнения на снятие страхов и повышение  уверенности в себе («Стул любви  и дружбы», «Яша»)

* телесная терапия («Рыбаки и  рыбки», «Соломинка на ветру»)

* Сказкотерапия «Муравьишки»

* психогимнастика («Зеркало», «Зайчики и слоники»)

* музыкотерапия (маршевые, веселые, быстрые мелодии)

 

В результате удалось  преодолеть некоторые отклонения в их поведении. Ребята стали:

* более активно участвовать в совместных подвижных играх,

* стали соглашаться на роли в сюжетных играх «Поездка в транспорте», «Моряки» и т.д.

* стали пытаться самостоятельно принимать решения.

 

31

 

С родителями этой категории детей проводилась работа  в виде:

Консультаций «Неоправданные родительские ожидания. К чему это  приведет?», «Любить детей не «за что-то», а за то, что они просто есть»,

«Рекомендации родителям  гиперопекаемых  детей».

Круглого стола «Семейные  традиции».

Результаты свидетельствуют  о положительной динамике коррекции  поведения гиперопекаемых детей. Стала  очевидной тесная зависимость воспитания ребенка в школьном учреждении от семейного воспитания. Если педагоги и родители будут слышать друг друга, сотрудничать, можно будет с уверенностью говорить об эффективности коррекционно-педагогической работы.

Таким образом, после  определения причин отклонения в поведении детей и правильном подборе методов и приемов его  коррекции удается исправить девиантное поведение детей этой категории, а также помогут рекомендации по воспитанию  ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

 

Как воспитывать единственного  ребенка?  Чтобы не привить своему ребенку эгоизм или излишнюю застенчивость, нужно правильно подойти к  вопросам воспитания. Безусловно, воспитывать  любого ребенка необходимо в заботе и любви, но всего этого должно быть в меру. Ребенку нужно научиться понимать, что все окружающие люди не меньше его самого нуждаются во внимании и любви.

Пусть ребенка часто  окружают сверстники. Отдать его в  детский сад, даже если бабушка свободна от работы и может посидеть с ним. Не надо  бояться, что в саду ребенок нахватается болячек. Это, кстати, даже по мнению медиков пойдет ребенку только на пользу. Многими болезнями лучше переболеть в детстве, чем мучиться от них потом.

Пусть у ребенка будут  друзья, чтобы он мог делать сравнение себя с ними, а не со взрослыми, которые рядом. Не плохо бы завести  связи с другими родителями, у которых есть маленькие дети. Пусть ребенок как можно меньше пребывает в компании посторонних взрослых.

Даже если у  ребенка  нет родного брата и родной сестры  у него скорее всего есть двоюродные или троюродные родственники. Обязательно  надо поддерживать с  ними родственные связи, пусть ребенок  приучается к уважительному и  нежному отношению ко всем членам семьи. Объяснить ребенку, что даже если нет родного брата или сестры, у них все же может быть большая и дружная семья.

Не давать ребенку  собой управлять. Не стремиться по первому  пожеланию исполнять все прихоти  ребенка, даже если  имеются все  возможности для этого. Ряд некоторых ограничений принесет лишь пользу. Очень важно воспитывать в ребенке самостоятельность. Дать ему возможность чаще помогать родителям. Так ребенок станет чувствовать себя

33

увереннее, он сможет справиться с любыми трудностями в отсутствие взрослых.

Пусть  ребенок поймет, что в жизни нужно уметь  не только получать, но и отдавать что-то взамен. Тогда из него не вырастет эгоист или боязливый скромник. Доказано, что дети, чувствующие родительскую любовь, всегда становятся счастливыми, даже если в жизни не все идет так, как хотелось бы.   

 

Выводы по главе III

 

 

Дефекты поведения единственных детей обусловливаются не биологическими, а социальными факторами, это именно то, на что я опиралась, проводя коррекционную работу с детьми. Такие дети не будучи больными и психически ненормальными, в своей массе являются социально и педагогически запущенными, где повинными оказываются дурная среда и неправильная постановка воспитания, о чем свидетельствуют результаты тестирования и опросников. Практика и художественная литература дают много убедительных примеров дурного воспитания окружающих и порчи, таким образом, характера ребенка. Если ненормальная, уродливая среда калечит ребенка, создает неудачников, нервных людей и т. д., то среда здоровая, приспособленная к особенностям ребенка, способна воспитать и перевоспитать его, сделав из него социально полноценную личность.[4, с.1]

Единственные дети нуждаются  в социальных мерах, т. е. в создании около них здоровой физической и  психической среды, которая постепенно вела бы их характер к выравниванию, исправлению, нервную же систему—к закаливанию и успокоению. В этом деле необходимы индивидуально-педагогическое влияние и психогигиенический режим, назначаемый в каждом отдельном случае. Родители не должны превращать единственного ребенка в «игрушку», надо по возможности меньше с ним «носиться,

 

34

возиться», не изнеживать его характер, воспитывать в коллективе детей,

помня, что только в  общении со сверстниками ребенок  остается ребенком. Следует как можно  раньше отдавать его в детский сад и школу, а не ограничиваться только домашним воспитанием. В некоторых

неблагоприятных случаях  неизбежна временная изоляция ребенка  из семьи. Перевоспитание одиноко растущего  ребенка проводится не только путем  индивидуальных мероприятий, но также путем «коллективизации» (А. Б. Залкинд)(СНОСКА: Залкинд А. Б, Вопросы советской педагогики. — Л., 1925, — 178 с.), т. е. через детский коллектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Один ребенок в семье. Кто-то говорит, что это хорошо, потому что в этом случае ребенок получает все родительское внимание, заботу и любовь. Кто-то говорит, что это плохо, так как в этом случае единственное чадо может стать избалованным и эгоистичным, что негативно скажется на его отношениях. И то и другое может оказаться верным.

 Считается, что  положение единственного ребенка  в семье имеет больше минусов,  чем плюсов. Присутствие братьев  и сестер заставляет ребенка  учиться сотрудничеству, учитывать  интересы себе подобных. Конечно,  происходит это не без трудностей и страдания, не обходится здесь без ревности и конкурентной борьбы. И, тем не менее, это школа отношений, где маленький человек ежедневно учится компромиссам, где, в конце концов, у него складывается способность принимать во внимание не только свои потребности, но и потребности окружающих.

 Способность согласовывать  свои желания с желаниями других, свои цели с окружающей обстановкой  – это ценное качество, которое  помогает нам учитывать реальность  и, исходя из этого, быть  более адаптированными в социальном плане. Часто у единственного ребенка нет возможности сформировать у себя это качество. Привыкнув всегда быть в центре внимания своей семьи просто по факту своего существования, такой ребенок ждет, что и за пределами семьи найдет всеобщее обожание и признание. И когда этого не происходит, могут возникнуть самые разные  проблемы: от вселенской обиды и последующей замкнутости до гневного бунта и желания везде и всюду навязывать свои правила игры. Чаще всего так случается тогда, когда ребенок является кумиром семьи, когда вся жизнь окружающих взрослых подчинена прихотям единственного ребенка, когда все вокруг дают ребенку понять, что его желание – закон, и он ни в чем не знает отказа.

 

36

Несколько другие последствия  ведет за собой чрезмерная опека, что часто бывает, если ребенок – единственный. Дети, которых излишне опекают, могут оказаться беспомощными за пределами семьи. И ребенком, и став взрослым, такой человек, скорее всего, будет испытывать трудности в проявлении инициативы, ему будет недоставать упорства и самостоятельности. Можно предположить, что в его характере будет преобладать пассивность и склонность к зависимым отношениям.

 Эти негативные  последствия можно минимизировать, если создать в семье соответствующую  обстановку. А именно: ребенок должен сталкиваться с ситуациями, где может учиться сосуществовать вместе с окружением, а не жить за счет окружения. И это должны быть не единичные ситуации, а стабильная атмосфера. А если в  семье поселилась гиперопека — с этим нужно бороться! В первую очередь, нужно честно осознать мотивы своего отношения к ребенку, своего поведения. Работа над собой позволит изменить отношение к детям и ситуацию в корне. В более же запущенных случаях понадобится помощь психотерапевта, психолога.

Вот только оправдывать свое поведение безудержной любовью к ребенку и исключительной родительской самоотверженностью не стоит. Уметь смотреть на жизнь глазами ребенка, а не только своими. Помнить — это полноценная личность со своим миром, чувствами, желаниями и возможностями.

Поощрять стремление ребенка к самостоятельности, помогать ему делать только то, что он еще не умеет. Делать вместе с малышом и никогда вместо него. И любите его таким, какой он есть.

 В остальном же  успех воспитания единственного  ребенка зависит от всем известных вещей. Прислушиваться к нему, присматриваться к особенностям его личности, внимательно наблюдать за его реакциями, поддерживать с ним открытые отношения, но не забывать и об уважительной дистанции. Единственный ребенок растет не хуже других детей, когда его

37

понимают родители.

Мы знаем прекрасных людей, выросших без братьев и  сестер, и у них немало преимуществ: они бывают более ответственными, более развитыми, более чуткими  к родителям. Когда в семье  растет только один ребенок, это не плохо и не хорошо – это реалия нашего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирование. Учеб . пособия для студентов высших учебных заведений / Е.И. Артамонова, Е.В.Зырянова и др; Под ред. Е.Г. Симеевой. – М: Издательство центр – «Академия» 2000 – с 192.

Информация о работе Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку