Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
3. Провести коррекционно- педагогическую работу с гиперопекаемыми

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Детско - родительские отношения к единственному
ребёнку в семье……………………………………………………………..6
1.1 Типы детско – родительских отношений……………………………..6
1.2 Особенности воспитания единственного ребёнка в семье …….....10
1.3 Гиперопека как особенность родительского отношения к единственному ребенку в семье ……………………………………...………...15
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье…………………………………………………22
2.1 Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка
в семье……………………………………………………………..………22
Глава III. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста…………………………………..…….29
3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями …………………………….……29
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье ……………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………..36
Список используемой литературы………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Психолог Эрнст Кречмер  говорил о том, что дети, склонные к шизоидному типу, никогда не посмеют пойти против своих родителей,

18

высказать им свое мнение, и, шутя, назвал их «мечта и радость  матерей».

Внутренний мир ребенка  полностью противоположен реальности. Он яркий, бурлящий, насыщенный, ребенок  представляет себя супергероем, он сам  принимает решения, мечтает. Но этот мир скрывает каменная стена, и при малейшем проникновении на «закрытую территорию» ребенок будет реагировать раздражительно.

Это стандартная схема  неправильного воспитания, которое  приводит к патологическому развитию личности. Акцентуация характера при этом формируется шизоидного (шиза – расщепление) типа, перерастающая в самые разные патологии.

Да, воспитать единственного ребенка непросто, имея такие психологические проблемы у себя и ни чего о них не подозревая. Тут есть множество нюансов, которые лучше учесть родителям. Из-за чрезмерной опеки и потакания всем детским капризам из ребенка может получиться один из нижеописанных типов личности.

Тип первый - застенчивый. Застенчивость - серьезный барьер, отрицательно влияющий на общение ребенка со сверстниками и на его успехи в учебе и в делах, требующих проявления общительности. Болезненная застенчивость у детей связана с неуверенностью в себе и низкой самооценкой, которые, в свою очередь, вызывают страх показаться смешным и получить негативную оценку со окружающих. Такие дети, попадая в большой и незнакомый коллектив, ощущают острое чувство растерянности, смущения, боятся проявить инициативу в общении, не хотят принимать участие в различных детских играх и легко попадают под чужое влияние. У застенчивых детей обычно слабо развито чувство собственного достоинства и самоуважения.

Исправить застенчивость  и боязливость в ребенке сложнее, чем просто не допустить их появления, но все же, спасти ситуацию можно, причем, чем раньше, тем лучше. Прежде всего, родители должны перестать постоянно

19

 

критиковать своего ребенка, называть его такими обидными словами, как "бестолочь", "неумеха", "растяпа" и др, ведь они, таким образом, не воспитывают ребенка, а только формируют  в нем комплекс неудачника и чувство неполноценности. Нужно не только позволять ребенку проявлять инициативу, но и поощрять его к этому, а если у него что-то плохо получается, то не ругать надо, а просто показать, как это сделать правильно,

и дать возможность ребенку  самому исправить ситуацию. Чтобы ребенок смог поверить в собственные силы, ему нужно дать возможность проявить себя в различных областях: учебе, хобби, домашних делах и др. Желательно записать ребенка в какой либо кружок или секцию, учитывая его собственное желание, где он сможет раскрыть и проявить свои таланты и способности,

поднимая таким образом  собственную самооценку. Ребенок  должен почувствовать, что он может  успешно делать самостоятельно многие вещи и при этом не случается ничего плохого. Родители должны не забывать почаще хвалить и поощрять своего ребенка за самые малые достижения и не забывать говорить ему о том, что даже если у него что-то и не получается, все ровно он хороший и родители его очень сильно любят.

Второй тип - эгоистичный. Такой ребенок всерьез думает, что он особенный, а окружающие люди стоят рангом ниже его. Он тяжело адаптируется в любом коллективе, так как не хочет подстраиваться под других. Четкие правила, режим и определенные ситуации его раздражают, он считает, что все должно быть наоборот. Такой ребенок  маленький деспот, но в будущем он превращается в большого эгоиста. Он навсегда привыкает считать свою персону наиболее значимой и важной.  Человек не может даже допустить, что у кого-то другая точка зрения на какие-либо явления. Из-за этого он не может понимать других людей, не способен к объективности.

Другая сторона «воспитанного» эгоизма – это инфантилизм. Такой  человек считает, что окружающие должны о нем заботиться, но сам 

20

 

заботиться о ком-то не способен. Он несамостоятелен, некритичен по отношению к себе, имеет чувство незащищенности и является вечным ребенком.

 

Выводы по главе I

 

Таким образом, мы раскрыли понятие и сущность детско – родительских отношений; выявили особенности  родительского отношение к единственному  ребёнку в семье. Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, восприятие ребенка членами семьи. Единственный  ребенок в семье –  типичный случай гиперопеки. Многие родители пытаются

оградить своего ребенка от всего, причем не обязательно от чего-то плохого, а иногда от всего. Такая слишком сильная любовь не бывает слишком хорошей, она портит жизнь и ребенку, и родителям. Через какой-то промежуток времени ребенок просто пожелает убежать от родителей подальше и хорошо, если у него это получиться, а не он поймет, насколько беспомощен, ведь за него всю жизнь выполняли все задачи. Так стоит ли сильно опекать ребенка? Несомненно, дети – это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, но они не собственность, они отдельная личность. И задача родителей заключается в том, чтобы рассказать о хорошем и о плохом. Помочь, когда действительно нужна помощь, и направит в нужное русло. Но не жить их жизнью и не разрешать им жить жизнью родителей.

 

 

 

 

 

21

 II. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье

 

2.1 Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка

в семье 

 

В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в семье. Исходя из этого, мною было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.

Экспериментальное исследование было проведено в гимназии № 1, расположенной  по адресу: г. Мелеуз,  в 3 «в» классе.

В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет - 17 девочек и 15 мальчиков, из них 11 детей являются единственными  в своей семье. Исследование проводилось по методическому пособию Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.

Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в семье, в чатности младшего школьного возраста были использованы следующие методики.

Методика 1. Тест-опросник «Выявление родительского отношения к детям», который предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

 

 

 

 

 

22

Таблица 1

 

Результаты методики Тест-опросник «Выявление родительского  отношения к детям» диагностирующей  отношение родителей к детям  на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Кумир семьи

Гиперопека

Гипоопека

Безнадзорность

Золушка

Ежовые рукавицы

Повышенная моральная  ответственность

Культ болезни

Кронпринц

Противоречивое воспитание

Смена образцов воспитания

1

     

+

             

2

           

+

       

3

     

+

             

4

           

+

       

5

           

+

       

6

               

+

   

7

                 

+

 

8

                 

+

 

9

+

                   

10

+

                   

11

               

+

   

12

           

+

       

13

 

+

                 

14

         

+

         

15

   

+

               

16

                 

+

 

17

                   

+

18

         

+

         

19

+

                   

20

           

+

       

21

                 

+

 

22

   

+

               

23

     

+

             

24

                   

+

25

 

+

                 

26

   

+

               

27

+

                   

28

 

+

                 

29

           

+

       

№ п/п

Кумир семьи

Гиперопека

Гипоопека

Безнадзорность

Золушка

Ежовые рукавицы

Повышенная моральная  ответственность

Культ болезни

Кронпринц

Противоречивое воспитание

Смена образцов воспитания

30

           

+

       

31

         

+

         

32

 

+

                 

Всего

4

4

3

3

0

3

7

0

3

3

2

В %

12,4

12,4

9,3

9,3

0

9,3

21,7

0

9,3

9,3

6,2


 

 

- повышенная моральная  ответственность – 7 чел.(21,7%)

- кумир семьи –  4 чел. (12,4%)

- гиперопека – 4 чел. (12,4%)

- гипоопека – 3 чел. (9,3%)

- безнадзорность –  3 чел. (9,3%)

- «ежовые рукавицы»  – 3 чел. (9,3%)

- кронпринц – 3 чел. (9,3%)

- противоречивое воспитание  – 3 чел.(9,3%)

- смена образцов воспитания  – 2 чел.(6,2%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

Согласно данным таблицы  и графических данных, можно сделать  вывод о том, что в классе преобладают  повышенная моральная ответственность  родителей (21,7%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, безнадзорность, «ежовые рукавицы» - 9,3%). Для семей с единственным ребенком, а их 11, характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%). Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги.

Методика 2. Тест «Забота  родителей о ребенке»

Данный тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку .

 

 

 

 

25

Таблица 2

Результаты методики «Тест на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку» на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Баллы

Меньше 25

25-40

40 и выше

1

+

   

2

 

+

 

3

+

   

4

 

+

 

5

 

+

 

6

   

+

7

 

+

 

8

 

+

 

9

   

+

10

   

+

11

   

+

12

 

+

 

13

   

+

14

   

+

15

+

   

16

 

+

 

17

+

   

№ п/п

Баллы

Меньше 25

25-40

40 и выше

18

   

+

19

   

+

20

 

+

 

21

   

+

22

+

   

23

+

   

24

 

+

 

25

   

+

26

+

   

27

   

+

28

   

+

29

 

+

 

30

 

+

 

31

   

+

32

   

+

Всего

7

12

13

В %

21,7

37,2

40,3


 

Анализ табличных данных показал, что в классе дети в основном зависимы от родителей, а именно:

меньше 25 баллов – 7 чел. (21,7%)

25-40 баллов – 12 чел. (37,2%)

40 баллов и выше  – 13 чел. (40,3%)

 

 

Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе одиннадцать семей с единственным ребенком. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести  ответственность за свои поступки.

 

 

 

27

Выводы по главе II

 

Итак, целью экспериментальной  работы является: рассмотреть отношение родителей к ребенку и выявить степень заботы родителей о ребенке с помощью диагностических методик. В экспериментальной работе осуществлены диагностические методики, такие как: тест-опросник «Выявление родительского отношения к детям» и тест «Забота родителей о ребенке».

Согласно проведенному исследованию  было выявлено, что для семей с единственным ребенком характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%). В большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе семьи с единственным ребенком, что подтверждает нашу гипотезу, о том, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

III.  Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста

 

3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями

 

Воспитание детей —  обязанность родителей. Но обязанность  самая счастливая, так как приносит человеку чувство радости и удовлетворения.

Ребенка воспитывает  все то, что его окружает: люди, вещи, природа, искусство, книги.  Но особое место в его воспитании принадлежит родителям. Семья закладывает  начала начал в маленьком человеке, оказывая  воздействие на весь его  внутренний мир. А если родители не осознают значимость семейного воспитания, если сильно опекают ребенка или, наоборот, не придают внимания воспитанию ребенка, у детей формируется неадекватное поведение, проблемы в общении с людьми, в формировании целей и взглядов, которые приведут к нежелательным последствиям. Поэтому очевидна значимость коррекции такого поведения. И чем раньше это произойдет, тем лучше будет самому ребенку. [5, с.4].

Информация о работе Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку