Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:32, курсовая работа
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
3. Провести коррекционно- педагогическую работу с гиперопекаемыми
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Детско - родительские отношения к единственному
ребёнку в семье……………………………………………………………..6
1.1 Типы детско – родительских отношений……………………………..6
1.2 Особенности воспитания единственного ребёнка в семье …….....10
1.3 Гиперопека как особенность родительского отношения к единственному ребенку в семье ……………………………………...………...15
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье…………………………………………………22
2.1 Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка
в семье……………………………………………………………..………22
Глава III. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста…………………………………..…….29
3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями …………………………….……29
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье ……………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………..36
Список используемой литературы………………………………………39
Психолог Эрнст Кречмер говорил о том, что дети, склонные к шизоидному типу, никогда не посмеют пойти против своих родителей,
18
высказать им свое мнение, и, шутя, назвал их «мечта и радость матерей».
Внутренний мир ребенка полностью противоположен реальности. Он яркий, бурлящий, насыщенный, ребенок представляет себя супергероем, он сам принимает решения, мечтает. Но этот мир скрывает каменная стена, и при малейшем проникновении на «закрытую территорию» ребенок будет реагировать раздражительно.
Это стандартная схема неправильного воспитания, которое приводит к патологическому развитию личности. Акцентуация характера при этом формируется шизоидного (шиза – расщепление) типа, перерастающая в самые разные патологии.
Да, воспитать единственного ребенка непросто, имея такие психологические проблемы у себя и ни чего о них не подозревая. Тут есть множество нюансов, которые лучше учесть родителям. Из-за чрезмерной опеки и потакания всем детским капризам из ребенка может получиться один из нижеописанных типов личности.
Тип первый - застенчивый. Застенчивость - серьезный барьер, отрицательно влияющий на общение ребенка со сверстниками и на его успехи в учебе и в делах, требующих проявления общительности. Болезненная застенчивость у детей связана с неуверенностью в себе и низкой самооценкой, которые, в свою очередь, вызывают страх показаться смешным и получить негативную оценку со окружающих. Такие дети, попадая в большой и незнакомый коллектив, ощущают острое чувство растерянности, смущения, боятся проявить инициативу в общении, не хотят принимать участие в различных детских играх и легко попадают под чужое влияние. У застенчивых детей обычно слабо развито чувство собственного достоинства и самоуважения.
Исправить застенчивость
и боязливость в ребенке
19
критиковать своего ребенка, называть его такими обидными словами, как "бестолочь", "неумеха", "растяпа" и др, ведь они, таким образом, не воспитывают ребенка, а только формируют в нем комплекс неудачника и чувство неполноценности. Нужно не только позволять ребенку проявлять инициативу, но и поощрять его к этому, а если у него что-то плохо получается, то не ругать надо, а просто показать, как это сделать правильно,
и дать возможность ребенку самому исправить ситуацию. Чтобы ребенок смог поверить в собственные силы, ему нужно дать возможность проявить себя в различных областях: учебе, хобби, домашних делах и др. Желательно записать ребенка в какой либо кружок или секцию, учитывая его собственное желание, где он сможет раскрыть и проявить свои таланты и способности,
поднимая таким образом собственную самооценку. Ребенок должен почувствовать, что он может успешно делать самостоятельно многие вещи и при этом не случается ничего плохого. Родители должны не забывать почаще хвалить и поощрять своего ребенка за самые малые достижения и не забывать говорить ему о том, что даже если у него что-то и не получается, все ровно он хороший и родители его очень сильно любят.
Второй тип - эгоистичный. Такой ребенок всерьез думает, что он особенный, а окружающие люди стоят рангом ниже его. Он тяжело адаптируется в любом коллективе, так как не хочет подстраиваться под других. Четкие правила, режим и определенные ситуации его раздражают, он считает, что все должно быть наоборот. Такой ребенок маленький деспот, но в будущем он превращается в большого эгоиста. Он навсегда привыкает считать свою персону наиболее значимой и важной. Человек не может даже допустить, что у кого-то другая точка зрения на какие-либо явления. Из-за этого он не может понимать других людей, не способен к объективности.
Другая сторона «воспитанного» эгоизма – это инфантилизм. Такой человек считает, что окружающие должны о нем заботиться, но сам
20
заботиться о ком-то не способен. Он несамостоятелен, некритичен по отношению к себе, имеет чувство незащищенности и является вечным ребенком.
Выводы по главе I
Таким образом, мы раскрыли
понятие и сущность детско – родительских
отношений; выявили особенности
родительского отношение к
оградить своего ребенка от всего, причем не обязательно от чего-то плохого, а иногда от всего. Такая слишком сильная любовь не бывает слишком хорошей, она портит жизнь и ребенку, и родителям. Через какой-то промежуток времени ребенок просто пожелает убежать от родителей подальше и хорошо, если у него это получиться, а не он поймет, насколько беспомощен, ведь за него всю жизнь выполняли все задачи. Так стоит ли сильно опекать ребенка? Несомненно, дети – это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, но они не собственность, они отдельная личность. И задача родителей заключается в том, чтобы рассказать о хорошем и о плохом. Помочь, когда действительно нужна помощь, и направит в нужное русло. Но не жить их жизнью и не разрешать им жить жизнью родителей.
21
II. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка
в семье
В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в семье. Исходя из этого, мною было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.
Экспериментальное исследование было проведено в гимназии № 1, расположенной по адресу: г. Мелеуз, в 3 «в» классе.
В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет - 17 девочек и 15 мальчиков, из них 11 детей являются единственными в своей семье. Исследование проводилось по методическому пособию Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.
Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в семье, в чатности младшего школьного возраста были использованы следующие методики.
Методика 1. Тест-опросник «Выявление родительского отношения к детям», который предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.
22
Таблица 1
Результаты методики Тест-опросник «Выявление родительского отношения к детям» диагностирующей отношение родителей к детям на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Кумир семьи |
Гиперопека |
Гипоопека |
Безнадзорность |
Золушка |
Ежовые рукавицы |
Повышенная моральная ответственность |
Культ болезни |
Кронпринц |
Противоречивое воспитание |
Смена образцов воспитания |
1 |
+ |
||||||||||
2 |
+ |
||||||||||
3 |
+ |
||||||||||
4 |
+ |
||||||||||
5 |
+ |
||||||||||
6 |
+ |
||||||||||
7 |
+ |
||||||||||
8 |
+ |
||||||||||
9 |
+ |
||||||||||
10 |
+ |
||||||||||
11 |
+ |
||||||||||
12 |
+ |
||||||||||
13 |
+ |
||||||||||
14 |
+ |
||||||||||
15 |
+ |
||||||||||
16 |
+ |
||||||||||
17 |
+ | ||||||||||
18 |
+ |
||||||||||
19 |
+ |
||||||||||
20 |
+ |
||||||||||
21 |
+ |
||||||||||
22 |
+ |
||||||||||
23 |
+ |
||||||||||
24 |
+ | ||||||||||
25 |
+ |
||||||||||
26 |
+ |
||||||||||
27 |
+ |
||||||||||
28 |
+ |
||||||||||
29 |
+ |
||||||||||
№ п/п |
Кумир семьи |
Гиперопека |
Гипоопека |
Безнадзорность |
Золушка |
Ежовые рукавицы |
Повышенная моральная ответственность |
Культ болезни |
Кронпринц |
Противоречивое воспитание |
Смена образцов воспитания |
30 |
+ |
||||||||||
31 |
+ |
||||||||||
32 |
+ |
||||||||||
Всего |
4 |
4 |
3 |
3 |
0 |
3 |
7 |
0 |
3 |
3 |
2 |
В % |
12,4 |
12,4 |
9,3 |
9,3 |
0 |
9,3 |
21,7 |
0 |
9,3 |
9,3 |
6,2 |
- повышенная моральная ответственность – 7 чел.(21,7%)
- кумир семьи – 4 чел. (12,4%)
- гиперопека – 4 чел. (12,4%)
- гипоопека – 3 чел. (9,3%)
- безнадзорность – 3 чел. (9,3%)
- «ежовые рукавицы» – 3 чел. (9,3%)
- кронпринц – 3 чел. (9,3%)
- противоречивое воспитание – 3 чел.(9,3%)
- смена образцов воспитания – 2 чел.(6,2%)
24
Согласно данным таблицы и графических данных, можно сделать вывод о том, что в классе преобладают повышенная моральная ответственность родителей (21,7%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, безнадзорность, «ежовые рукавицы» - 9,3%). Для семей с единственным ребенком, а их 11, характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%). Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги.
Методика 2. Тест «Забота родителей о ребенке»
Данный тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку .
25
Таблица 2
Результаты методики «Тест на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку» на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Баллы | ||
Меньше 25 |
25-40 |
40 и выше | |
1 |
+ |
||
2 |
+ |
||
3 |
+ |
||
4 |
+ |
||
5 |
+ |
||
6 |
+ | ||
7 |
+ |
||
8 |
+ |
||
9 |
+ | ||
10 |
+ | ||
11 |
+ | ||
12 |
+ |
||
13 |
+ | ||
14 |
+ | ||
15 |
+ |
||
16 |
+ |
||
17 |
+ |
||
№ п/п |
Баллы | ||
Меньше 25 |
25-40 |
40 и выше | |
18 |
+ | ||
19 |
+ | ||
20 |
+ |
||
21 |
+ | ||
22 |
+ |
||
23 |
+ |
||
24 |
+ |
||
25 |
+ | ||
26 |
+ |
||
27 |
+ | ||
28 |
+ | ||
29 |
+ |
||
30 |
+ |
||
31 |
+ | ||
32 |
+ | ||
Всего |
7 |
12 |
13 |
В % |
21,7 |
37,2 |
40,3 |
Анализ табличных данных показал, что в классе дети в основном зависимы от родителей, а именно:
меньше 25 баллов – 7 чел. (21,7%)
25-40 баллов – 12 чел. (37,2%)
40 баллов и выше – 13 чел. (40,3%)
Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе одиннадцать семей с единственным ребенком. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои поступки.
27
Выводы по главе II
Итак, целью экспериментальной работы является: рассмотреть отношение родителей к ребенку и выявить степень заботы родителей о ребенке с помощью диагностических методик. В экспериментальной работе осуществлены диагностические методики, такие как: тест-опросник «Выявление родительского отношения к детям» и тест «Забота родителей о ребенке».
Согласно проведенному исследованию было выявлено, что для семей с единственным ребенком характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%). В большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе семьи с единственным ребенком, что подтверждает нашу гипотезу, о том, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.
28
III. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста
3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями
Воспитание детей —
обязанность родителей. Но обязанность
самая счастливая, так как приносит
человеку чувство радости и удовлетворен
Ребенка воспитывает все то, что его окружает: люди, вещи, природа, искусство, книги. Но особое место в его воспитании принадлежит родителям. Семья закладывает начала начал в маленьком человеке, оказывая воздействие на весь его внутренний мир. А если родители не осознают значимость семейного воспитания, если сильно опекают ребенка или, наоборот, не придают внимания воспитанию ребенка, у детей формируется неадекватное поведение, проблемы в общении с людьми, в формировании целей и взглядов, которые приведут к нежелательным последствиям. Поэтому очевидна значимость коррекции такого поведения. И чем раньше это произойдет, тем лучше будет самому ребенку. [5, с.4].
Информация о работе Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку