Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
3. Провести коррекционно- педагогическую работу с гиперопекаемыми

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Детско - родительские отношения к единственному
ребёнку в семье……………………………………………………………..6
1.1 Типы детско – родительских отношений……………………………..6
1.2 Особенности воспитания единственного ребёнка в семье …….....10
1.3 Гиперопека как особенность родительского отношения к единственному ребенку в семье ……………………………………...………...15
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье…………………………………………………22
2.1 Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка
в семье……………………………………………………………..………22
Глава III. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста…………………………………..…….29
3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями …………………………….……29
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье ……………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………..36
Список используемой литературы………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

 Родители очень часто ведут себя со своими единственными детьми как хозяева. Любые мероприятия, которые таят в себе потенциальную опасность, строжайше запрещаются. И подобные запреты сказываются на творческом мышлении и любопытстве детей. Даже если  очень сложно – нужно пытаться преодолеть себя и позволить своему ребенку учиться самостоятельно.

Единственным детям  в семье очень не хватает отношений  с братьями или сестрами. Поэтому с другими детьми они ведут себя скромно и зажато. С самого раннего возраста ребенок должен общаться со своими сверстниками.

Тот, кто пережил проблемы и разногласия с братьями и  сестрами, ни за что не поверит, что  только единственные дети в семье  не любят делиться своими вещами. По натуре дети сконцентрированы на себе, и только правильное воспитание может научить их ценностям и нормам поведения. А готовность родителя прийти на помощь и его собственная социальная позиция могут стать ориентирами для  ребенка.

Единственные дети в  семье вовсе необязательно в  будущем становятся одиночками. Если они играют с другими детьми, они  непременно научатся

выстраивать отношения. Важно предоставить  ребенку самостоятельно решать, с кем ему дружить, ну без  крайностей конечно же. Это укрепит его чувство собственного достоинства. Поосторожней  с критикой. Нужно чаще хвалить своего ребенка, но только в тех случаях, когда похвала действительно заслужена.

11

 Дети, которые в  семье воспитываются одни, очень  часто имеют более интенсивную связь со своими родителями, которая возникает за счет того, что оба родителя посвящают себя своему ребенку в свободное время. Отсутствие соперничества с братьями и сестрами позволяет отношениям развиваться в гармоническом ключе.

Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному, маленькому в стране великанов не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т. п.) для того, чтобы удерживать родителей в постоянной

заботе о нем, чтобы  настоять на том, чтобы было так, как он (она) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или болен.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно

12

определенное название - тепличные условия, когда ребенка  холят, нежат, балуют, ласкают - одним  словом, носят на руках. Из - за столь  чрезмерного внимания психическое  развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться.

Как предотвратить все  это? С помощью второго ребенка. Но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что родив  еще одного ребенка, сразу можно добиться полной адаптации первого, хотя чрезмерная опека уже разделиться на двоих деток, а может и увеличится. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в

таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь  этого ребенка или смерть переносится  такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень

13

трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики  каждый ребенок требует собственного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку  часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

1.3 Гиперопека как особенность родительского отношения к единственному ребенку в семье

 

Особенностью родительского отношения к единственному ребенку является гиперопека. Откуда берется гиперопека?  Психологи, изучающие этот феномен, выявили парадоксальную, но в то же время очень логичную

вещь: в основе гиперопеки лежит огромная агрессия, направленная на ребенка, которая не осознается родителем, и проявляется в том, что ребенка, по сути, лишают собственной жизни.

 Известный польский  педагог Януш Корчак писал  по этому поводу следующее: "Из  страха, как бы смерть не отняла  у нас ребенка, мы отнимаем  ребенка у жизни. Не желая,  чтобы он умер, не даем ему  жить".

 Именно преувеличенные  страхи за ребенка часто ложатся в основу гиперопеки. Если матери реально кажется, что ее ребенка все обижают или малейшая его активность приведет к какой-то трагедии – он заболеет всеми возможными болезнями, если подойдет к окну, упадет из него, если начнет дружить с ребятами, то обязательно с плохими, если пойдет в школу один, его обязательно собьет машина, и т.д. – это повод обратиться к психотерапевту.

Есть несколько симптомов, отличающих здоровый страх от нездорового. Одно из главных отличий здоровой тревоги – способность ею управлять и обсуждать ее, не впадая в гневные реакции оттого, что нас окружают не понимающие люди.

Для любой матери ребенок  – это ее часть.  Но в этой огромной любви, тяге к тому, чтобы включить в себя этого ребенка и никогда  никому не отдавать, начинаются зерна гиперопекающего поведения. К примеру, когда мама говорит, что не может пойти в кино, потому что ее двухлетний сын не в состоянии провести 2,5 часа с бабушкой, это гиперопека. Потому что, если бабушка с дедушкой не наркоманы, не алкоголики, не рецидивисты и не

15

уголовники с психиатрическими заболеваниями, двухлетний ребенок  вполне может провести с ними время.

Как заметить гиперопеку? Один из ярких признаков гиперопекаемости в поведении ребенка – это отсутствие потребности в общении и расширении социальных контактов. У таких детей очень замкнутый социальный круг. Им как бы не нужны друзья, не нужна компания. С определенного возраста им

гораздо комфортнее дома. Бывает и так, что мама активно  участвует в социальной жизни  вместе с ребенком. Вопрос в том, есть ли у ребенка своя жизнь, в которой нет мамы. Есть ли у него друзья, о которых мама не знает, походы в театр, в которых мама не участвует и так далее.

 Второй признак – несамостоятельность, ну о ней мы уже упоминали ранее. 

 Чем раньше родители  окажутся в состоянии распознать признаки гиперопеки в своем ребенке и проявить готовность к коррекции собственного поведения в отношении ребенка, тем выше шансы на успех. А успех в данном случае – ребенок, выросший в итоге в человека, способного справляться с трудностями, выстраивать отношения с другими людьми, знающего свои возможности и готового эти возможности реализовывать.

 Эти способности  никогда не разовьются, если с  раннего детства ребенку словом  и делом доказывают: «..ты слабый, ты беспомощный, ты сам не справишься...» В результате, даже в 20 лет, имея успешный опыт окончания школы и учебы в институте, человек подходит к началу рабочей жизни с внутренней уверенностью в собственном бессилии.

 По мнению психологов, родителю нужно научить ребенка одной главной вещи: самому определять, когда и какая помощь ему нужна, и эту помощь просить. Либо отказываться от помощи, когда она не требуется.

Кому свойственна гиперопека? Кто ее проявляет? Матери, воспитывающие ребенка в одиночестве. Реже, одинокие отцы и в основном, в отношении дочери. Матери, имеющие доминирующее положение в семье.

16

Отцы к воспитанию ребенка не допускаются. Мать непроизвольно  создает психологическую установку  на зависимость от нее детей.

Матери, которые имеют истерические черты характера, добивающиеся признания любой ценой. Ребенок в данном случае является средством достижения признательности. Он окружается ореолом исключительности.

Мать лепит из него то, что может возвести ее на пьедестал.

Родители или один из супругов, семья которых потеряла эмоциональную сплоченность.  Они склонны компенсировать утраченную близость, перекинув на ребенка свое усиленное внимание.

Родители, имеющие инертное родительское отношение к подросшему ребенку. Им просто лень либо некогда предъявлять к ребенку более серьезные требования. Они продолжают опекать его, делать все за него и вместо него. Также такое отношение к ребенку имеют родители, для которых гиперопека, превосходство над малышом является единственной возможностью личного самоутверждения. Взросление ребенка пугает таких родителей и они разыми способами стараются удержать ребенка в положении маленького дитятки. [9,с.1].

Главная неблагоприятная  роль гиперопеки - передача избыточного  беспокойства детям, психологическое  заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

Еще одно проявление гиперопеки. Родители устанавливают жесткий контроль по отношению к своему ребенку. Основным действующим лицом выступает мать. Существует даже специальный термин - «шизофреногенная мать». Этот термин (schizophrenogenic mother), определяет доминирующий тип абсолютно здоровой, не имеющей патологий женщины, которую не интересуют потребности остальных.  Такая мама характеризуется

17

необоснованным волнением  за свое чадо, и, как следствие, установления над ним властвующего режима. Действия ребенка находятся под постоянным контролем. Мать сама буквально расписывает планы на жизнь и следит за их четким выполнением. Случается, что такой контроль над ребенком длится до пенсионного возраста.

Ребенок попадает в затруднительную  ситуацию из-за двойственного 

отношения матери, и иной раз ему очень сложно понять чего же от него хотят. С одной стороны, мать разрешила определенное действие. При этом, по мимике, жестам и другим невербальным знакам, ребенок видит, что действие вызовет негативную реакцию. А дети очень тонко чувствуют все эти моменты.

Проявления материнской  любви, заботы и ласки у «шизофреногенной матери» преобразуются в постоянный контроль. Занятия и проблемы ребенка становятся ей не интересны. Для нее очень важно, чтобы ребенок не выпал из составленного ею графика, и находился в состоянии постоянного подчинения. Ее не интересует, что он изучает, с кем общается, чем увлекается, главное, чтобы результаты соответствовали намеченному ей плану. Придя со школы, ребенок получит вопрос об отметках, а не о том, как он себя чувствует.

Выросший в таких  условиях человек, отличается эмоциональной холодностью, он испытывает затруднения в проявлении своих чувств к окружающим его людям. Он характеризуется отсутствием своего личного мнения, желаний, интересов, не умеет придерживаться общепринятых правил и норм поведения, не умеет принимать решения – он ждет, что им будут командовать и распоряжаться. У него возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающим его миром. Обычно таких людей называют «не от мира сего».

Информация о работе Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку