Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
3. Провести коррекционно- педагогическую работу с гиперопекаемыми

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Детско - родительские отношения к единственному
ребёнку в семье……………………………………………………………..6
1.1 Типы детско – родительских отношений……………………………..6
1.2 Особенности воспитания единственного ребёнка в семье …….....10
1.3 Гиперопека как особенность родительского отношения к единственному ребенку в семье ……………………………………...………...15
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье…………………………………………………22
2.1 Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка
в семье……………………………………………………………..………22
Глава III. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста…………………………………..…….29
3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями …………………………….……29
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье ……………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………..36
Список используемой литературы………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО- ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) 

 

 

Специальность 020400 - «Психология» 
Специализация - Клиническая психология 

 

Усманова Алина  Фаизовна 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

 

Психологические особенности родительского отношения

к единственному  ребёнку 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2013

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Детско - родительские отношения к единственному

ребёнку в семье……………………………………………………………..6

1.1 Типы детско – родительских отношений……………………………..6

1.2 Особенности  воспитания единственного ребёнка в семье  …….....10

1.3 Гиперопека как особенность родительского отношения к единственному ребенку в семье ……………………………………...………...15

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье…………………………………………………22

2.1 Диагностика особенностей  воспитания единственного ребенка 

в семье……………………………………………………………..………22

Глава III.  Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста…………………………………..…….29

3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями …………………………….……29

3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье ……………………………………………………………………………..33

Заключение………………………………………………………………..36

Список используемой литературы………………………………………39

               

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Больше 60% всех российских семей, в которых есть дети, –  это семьи с одним ребенком. Но еще в начале прошлого века такая ситуация была редкостью. И с тех времен за детьми, растущими без братьев и сестер, в нашем представлении традиционно закрепилась не лучшая репутация: избалованные, эгоисты, не приспособленные к жизни… Некоторые из этих стереотипов восходят к трудам австрийского психолога Альфреда Адлера (Alfred Adler). Еще в 1920-е годы он доказывал, что единственные дети в семье испытывают трудности в общении: не имея братьев и сестер, единственный ребенок «застревает» в своем психическом развитии на стадии, когда весь мир вращался вокруг него. Позже, в 1950-е годы, выступая в поддержку многодетных семей, французский психоаналитик Франсуаза Дольто (Francoise Dolto) утверждала, что единственные дети успешны в учебе, но с точки зрения взаимодействия с окружающими это совершенно неприспособленные люди. Работы современных психологов показывают, что единственные дети ни в чем не уступают тем, кто растет с братьями и сестрами, а по успехам в учебе, мотивации и самооценке даже имеют небольшое преимущество. [3,с.1]

Сегодня же проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность и является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Родительские установки - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется синонимично понятию "позиции", хотя и целесообразнее сохранить термин

3

"стиль" для обозначения  установок и соответствующего  поведения, которые 

не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

 Для полноценного  развития личности ребенка в  семье должны складываться благоприятные  условия, которые напрямую зависят  от сложившихся в семье детско-родительских  отношений. Главной характеристикой  родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. Родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. [1,с.192]

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком, начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье.

Объект: воспитание единственного  ребенка в семье.

Предмет: Особенности воспитания единственного ребенка в семье.

Гипотеза: Если в семье  воспитывается единственный ребенок, значит в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности  воспитательного процесса в семье

2. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы

3. Провести коррекционно- педагогическую работу с гиперопекаемыми

4

 

детьми  и дать рекомендации родителям по воспитанию.

Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния взаимоотношении родителей с единственным ребенком.

Практическая значимость работы  заключается в раскрытии психологических особенностей родительского отношения к единственному ребенку.

Методы исследования: анкетирование, диагностика, наблюдение. 

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

I. Детско - родительские отношения к единственному ребёнку в семье

1.1 Типы детско – родительских отношений

 

       Психологи выделяют четыре типа детско-родительских отношений.

Первый тип.  Свобода + Любовь. Содействует гармоничному развитию детской личности. Это идеальное соотношение в детско-родительских отношениях. Потому что оно содержит «два счастья в одном». Первая составляющая - любовь. Ребенку очень необходимо чувствовать, что родители его любят – просто так, а не за хорошие отметки, послушание и первые места на олимпиадах. Родительская любовь – это залог, что ребенок вырастет с чувством самоуважения к себе и доверием к миру. Ребенок, которого любят, принимает себя таким, каким он есть. А это очень важно в дальнейшей жизни. А если мы приходим во взрослую жизнь, тайком считая себя «недостойными» и «плохими», шансов жить нормально у нас немного. Вторая составляющая отношений № I – свобода. Свобода выбора. Дать ее ребенку иногда еще сложнее, чем любовь. Хотя общество часто говорит о толерантности и демократичности – родителям очень трудно, а временами и страшно, позволить ребенку самому делать выбор. Ведь они убеждены, что знают, как лучше поступить! А упрямый ребенок хочет боксом заниматься, вместо того, чтобы на скрипке играть. Но бокс – это опасно! Могут и синяков наставить. Пойти с одноклассниками в поход – тоже опасно. Иметь скутер – вообще смертельно. И с «плохим» мальчиком встречаться тоже не полезно для жизни. В целом, опасного в жизни больше, чем нужно. Поэтому родителей можно понять. Им действительно страшно. Впрочем, когда психологи говорят о «свободе выбора для ребенка», они имеют в виду именно свободу выбора, а не бесконтрольность и вседозволенность. Авторитарным или слишком тревожным родителям непросто почувствовать разницу между этими понятиями. [8,с.3].

 

6

Второй тип. Любовь + Контроль. Разрушает детскую личность. Большой риск развития различных форм зависимости. Слепая родительская любовь, умноженная на тотальный контроль – очень опасный коктейль. Такая смесь душит. Не дает дышать. И полностью лишает родительский дом свежего воздуха. К подобным отношениям склонны гипертревожные, сверхзаботливые мамочки. Они контролируют каждый «чих» ребенка, каждый его шаг, каждого нового приятеля, любое новое увлечение. В конечном итоге ребенок начинает задыхаться в тенетах родительской любви и контроля. Ему нужен хотя бы глоток свободы. Но его нет. Дальше вариантов несколько. Ребенок может просто вырасти хрупким, как новогодняя игрушка, всегда замотанная в мягкую вату. И не выдержит первых трудностей – поскольку ему не дали возможность научиться отвечать за свои поступки и собственную жизнь. Впрочем, существует и более драматический вариант - ребенок может вообще попробовать убежать от такой «смертельной» родительской любви. По мнению психологов, именно от детско-родительских отношений №II дети чаще всего убегают в «химическую зависимость» – и в первую очередь это наркотики. Им кажется, что наркотики принесут свободу. Как правило, эта иллюзия заканчивается гибелью мечтателя.

Третий тип. Контроль + Нелюбовь. Разрушает детскую личность. Большой риск детского суицида. Очень сложно найти в природе родителей, которые признаются, что не любят своего ребенка. Но ребенок, живущий в семье, где запрещены искренние чувства, всегда чувствует, что его не любят. Отстраненные, «замороженные» родители, которые постоянно держат эмоциональную дистанцию с ребенком, дают ему понять: ты для меня не важен, ты - фрагмент. Такие родители могут быть вполне успешными, внешне дисциплинированными и ответственными. Но маленькому человеку очень трудно жить в «ледяной» атмосфере. Часто дети из таких семей просто не видят для себя выхода. Они считают, что родители не любят их из-за того,

7

что они «плохие дети». По мнению психологов, именно в таких  семьях наивысший уровень детских  суицидов. Как еще ребенку спастись от нелюбви? И где найти поддержку, когда каждый его шаг контролируется? Собственно, он вообще лишен возможности предпринимать самостоятельные шаги. Поэтому остается один, чтобы не страдать.

Четвертый тип. Свобода + Нелюбовь. Дает возможность для развития детской личности. Большой риск физической гибели или травмирования ребенка. Это жесткие отношения. Чаще всего случаются в неблагополучных семьях – алкоголиков, наркоманов... Дети в таких семьях получают практически неограниченную свободу выбора - поскольку они, собственно, никому не нужны. Их не любят. Здесь у детей очень большие шансы погибнуть. Но есть, и шанс вырасти самостоятельными – ведь они с детства учатся ходить без поддержки. Типичный пример – в семье, где отец законченный алкоголик (а может и мать), вырастает непьющий сын. В детстве он за младшей сестренкой присматривал, потом сам школу закончил, и техникум, и работу нашел, и женился, и детей воспитал. Внешне – абсолютно успешный человек, преодолевший проклятье собственной семьи. Но внутри у детей, которых не любили, остается огромная полость. Так внешне безукоризненная, почти металлическая конструкция победителя становится уязвимой. Дети из таких семей всегда остаются в группе риска.

Бесспорно детско-родительские отношения, влияют на развитие ребенка. Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще. [19, с.1-2].

 

8

Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

1.2 Особенности  воспитания единственного ребёнка в семье

 

Все чаще в последнее  время родители принимают решение  рожать и воспитывать только одного ребенка. При этом их, разумеется, мучает совесть, потому что слухи о детях, которые воспитываются одни в  семье, ходят самые разные и далеко не все они приятные. Как уже  говорилось ранее, считается, что такие дети эгоистичны, избалованы и страдают от проблем преждевременного развития. Но, ведь не только у родителей единственного сына или дочери наблюдается склонность к тому, чтобы без меры баловать свое любимое чадо. В результате детские комнаты трещат по швам от обилия игрушек, а сами чада слишком много времени просиживают перед телевизором или компьютером. И это вполне понятно - ведь родители во всем им потакают. Однако одним из методов воспитания является слово "нет". Установить правила, которых должны придерживаться обе стороны. Вот что не маловажно. Результат превзойдет все ожидания, с какой легкостью дети начинают выполнять правила, если мама с папой  четко дадут им понять, что приступы бешенства и истерики на них не действуют. [8, c.1].

Единственные дети с  самого рождения развиваются в особенной  атмосфере. Окруженные долгое время  лишь взрослыми, они получают более  ограниченный личностный опыт по сравнению  с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая

однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее  время встречает все больше возражений. Но давайте разберем по порядку особенности  воспитания единственного ребенка  в семье.

 Зачастую наш герой считает себя средоточием своего маленького мира. Родители, бабушки и дедушки, а также многочисленные родственники

10

осыпают его знаками  внимания. Чрезмерная опека может  привести к тому, что ребенок утратит  связь с окружающим миром. Но ведь детям надо учиться обращаться с  собственными чувствами. Потому что это очень нелегко для маленького человека справляться с разочарованиями, скукой, фрустрацией или яростью. Чувства необходимо переживать самостоятельно и преодолевать тоже самостоятельно. Поэтому очень важна доверительная атмосфера в родительском доме - атмосфера, в которой можно открыто говорить о том, что ты чувствуешь.

Информация о работе Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку