Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность творческих способностей;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ творческих способностей и особенностей их
развития в младшем школьном возрасте………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность творческих способностей…………………………...5
1.2 Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте…...10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….15
Глава 2. Эмпирические исследование творческих способностей и особенностей их развития в младшем школьном возрасте…………………...17
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников……………………………………………………...17
2.2 Комплекс занятий для развития творческих способностей у детей
младшего школьного возраста……………………………………..……..18
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложения………………………………………………………………...........34
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвёртом – то, что ты хочешь. Подпиши четвёртый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур (изображённый в методике на рисунке 1) и образец выполнения задания.
Время выполнения всех рисунков – 8 минут.
Длина стороны квадрата = 8 сантиметров (для тестового бланка).
Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.
1) беглость – гибкость. В данном показателе учитываются:
n1 – число изображённых элементов (деталей), 1 деталь – 0.1 балла; n2 число использованных классов фигур (из четырёх заданных, a, b, c, d), 1 класс фигур – 1 балл; n2 – изменяется от 0 до 4; n3 – число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка 0.1 балла
Б=Σ (0.1n1i + n2i – 0.1* n3i)
i - номер рисунка.
Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.
2) Оригинальность. k1 – число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент – 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k – оригинальность четвёртого рисунка (по теме и содержанию) может встречаться 1 раз на выборку 30 – 40 человек.. k может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет = 5 баллов (относится только к рисунку 4)
Op = 5 *k + Σ3 *k1i
Op – оригинальность, i – номер рисунка (от 1 до 4)
Т4 = Б + Op
Б – беглость, Op – оригинальность, Т5 – суммарный показатель 5 Субтест.
Субтест 5. Эскизы
Задача: в квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.
Инструкция испытуемому: добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.
Время выполнения задания – 10 минут.
Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры кватрата 5х5 см, диаметр каждого круга ~1.5 см.
Оценивание: оценивание проводится по 3 показателям:
1) Беглость – число адекватных задаче рисунков.
n – Число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок – 1 балл
Б=n
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круги.
2)
Гибкость – число изображенных
классов (категорий) рисунков. Например,
изображение различных лиц
m – число категорий, за одну категорию – 3 балла.
Г= 3*m
3) Оригинальность . k – число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 человек) 1 оригинальный рисунок – 5 баллов.
Ор=5*k
Ор – показатель оригинальности.
Т5=n+3*m+5*k
Где Т6 – суммарный показатель 6 Субтест.
При подсчете баллов по 6 Субтест следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.
Субтест 6 Спрятанная форма
Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция испытуемому: Найти как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
Время выполнения Субтеста 3 мин.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям:
1) Беглость – суммарное число ответов – n. 1 ответ – 1 балл.
Б=n
2)
Оригинальность – число
Ор=5*k
Где Ор – оригинальность.
Т6=n+5*k
Где Т6 – суммарный показатель шестого субтеста.
Приложение 3
Тематические серии групп заданий для развития творческих способностей
Тематические серии |
Содержание творческих заданий |
Типы заданий |
Возможности учебных предметов |
“Театральная” |
Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки |
Познание |
Художественный труд |
“Бионика” |
Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники |
Создание |
Окружающий мир |
“Нарния” |
Анализ взаимоотношений героев произведений Клайва Степлза Льюиса |
Познание Создание |
Дополнительная учебная |
“Винни-Пух решает вслух” |
Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола, А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй |
Создание |
Обучение грамоте |
“Технический мир” |
Изучение и создание различных технических объектов |
Познание |
Обучение грамоте |
“Природный мир” |
Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений |
Познание |
Обучение грамоте |
“Организм человека” |
Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями |
Познание |
Окружающий мир ОБЖ |
“Головоломки” |
Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов |
Создание |
Математика |
“Признаки” |
Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений. |
Познание |
Математика |
“Космос” |
Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости |
Создание |
Обучение грамоте |
“Страна несделанных дел” |
Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний |
Преобразование |
Окружающий мир |
“Бесприродный технический мир” |
Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными |
Преобразование |
Художественный труд |
“Фантастические сюжеты” |
Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р.Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов |
Познание |
Обучение грамоте |
“Да-Нетки” |
Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов |
Познание |
Математика |
“Безопасность” |
Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) |
Создание |
Окружающий мир |
“Проблемы третьего тысячелетия” |
Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство) |
Создание |
Окружающий мир ОБЖ |
“Реклама” |
Разгадывание секретов построения рекламных трюков |
Познание |
Дополнительная учебная |
“Гениальные” задачи” |
Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом |
Создание |
Дополнительная учебная |
“Достойный ответ” |
Анализ поведения людей в |
Познание |
Обучение грамоте |
“Что такое хорошо?” |
Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия ) |
Познание |
Математика |