Психологические особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность творческих способностей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ творческих способностей и особенностей их
развития в младшем школьном возрасте………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность творческих способностей…………………………...5
1.2 Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте…...10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….15
Глава 2. Эмпирические исследование творческих способностей и особенностей их развития в младшем школьном возрасте…………………...17
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников……………………………………………………...17
2.2 Комплекс занятий для развития творческих способностей у детей
младшего школьного возраста……………………………………..……..18
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложения………………………………………………………………...........34

Работа содержит 1 файл

Псих - особен.развития творческих способностей в мл.шк.возрасте (2).docx

— 83.99 Кб (Скачать)

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвёртом – то, что ты хочешь. Подпиши четвёртый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур (изображённый в методике на рисунке 1) и образец выполнения задания.

Время выполнения всех рисунков – 8 минут.

Длина стороны квадрата = 8 сантиметров (для  тестового бланка).

Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.

1) беглость – гибкость. В данном  показателе учитываются:

n1 – число изображённых элементов (деталей), 1 деталь – 0.1 балла; n2 число использованных классов фигур (из четырёх заданных, a, b, c, d), 1 класс фигур – 1 балл; n2 – изменяется от 0 до 4; n3 – число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка 0.1 балла

Б=Σ (0.1n1i + n2i – 0.1* n3i)

i - номер рисунка.

Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.

2) Оригинальность. k1 – число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или  необычное расположение элемента, необычное  использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент – 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько  оригинальных элементов.

k – оригинальность четвёртого рисунка (по теме и содержанию) может встречаться 1 раз на выборку 30 – 40 человек.. k может принимать значения 0 или 1.

За  оригинальный сюжет = 5 баллов (относится  только к рисунку 4)

Op = 5 *k + Σ3 *k1i

Op – оригинальность, i – номер рисунка (от 1 до 4)

Т4 = Б + Op

Б – беглость, Op – оригинальность, Т5 – суммарный показатель 5 Субтест.

Субтест 5. Эскизы

Задача: в квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция  испытуемому: добавь любые детали или  линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения задания – 10 минут.

Тестовый  бланк состоит из листа стандартной  бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры кватрата 5х5 см, диаметр каждого круга ~1.5 см.

Оценивание: оценивание проводится по 3 показателям:

1) Беглость – число адекватных  задаче рисунков.

n – Число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок – 1 балл

Б=n

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круги.

2) Гибкость – число изображенных  классов (категорий) рисунков. Например, изображение различных лиц относится  к одной категории, изображения различных животных так же составляет одну категорию.

m – число категорий, за одну категорию – 3 балла.

Г= 3*m

3) Оригинальность . k – число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 человек) 1 оригинальный рисунок – 5 баллов.

Ор=5*k

Ор  – показатель оригинальности.

Т5=n+3*m+5*k

Где Т6 – суммарный показатель 6 Субтест.

При подсчете баллов по 6 Субтест следует  учитывать все рисунки вне  зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.

Субтест 6 Спрятанная форма

Задача: Найти различные фигуры, скрытые  в сложном, малоструктурированном  изображении.

Инструкция  испытуемому: Найти как можно  больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения Субтеста 3 мин.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются  в баллах по 2 показателям:

1) Беглость – суммарное число  ответов – n. 1 ответ – 1 балл.

Б=n

2) Оригинальность – число оригинальных, редких ответов – k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек. 1 оригинальный ответ – 5 баллов

Ор=5*k

Где Ор – оригинальность.

Т6=n+5*k

Где Т6 – суммарный показатель шестого  субтеста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Тематические серии групп  заданий для развития творческих способностей

 

Тематические серии

Содержание творческих заданий

Типы заданий

Возможности учебных предметов

“Театральная”

Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные  находки

Познание  
Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве

Художественный труд  
Литературное чтение

“Бионика”

Нахождение соответствий природных  и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для  развития техники

Создание  
Преобразование

Окружающий мир

“Нарния”

Анализ взаимоотношений героев произведений Клайва Степлза Льюиса

Познание Создание

Дополнительная учебная программа

“Винни-Пух решает вслух”

Решение проблем в сказочных ситуациях  из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола, А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, мифов древней  Греции; сочинение сказок, историй

Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве

Обучение грамоте  
Литературное чтение

“Технический мир”

Изучение и создание различных  технических объектов

Познание  
Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве

Обучение грамоте  
Художественный труд ОБЖ

“Природный мир”

Изучение животных, формирование гуманного  отношения человека к природе, выращивание  культурных растений

Познание  
Преобразование

Обучение грамоте  
Окружающий мир  
ОБЖ  
Литературное чтение  
Русский язык

“Организм человека”

Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями

Познание  
Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

“Головоломки”

Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач  со спичками, шарад, кроссвордов

Создание  
Преобразование

Математика  
Окружающий мир  
ОБЖ  
Обучение грамоте  
Литературное чтение  
Русский язык

“Признаки”

Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление  загадок, метафор, сравнений.

Познание  
Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве

Математика  
Окружающий мир  
ОБЖ  
Обучение грамоте  
Литературное чтение  
Русский язык

“Космос”

Изучение проблем, связанных с  полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии  невесомости

Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве

Обучение грамоте  
Художественный труд  
Окружающий мир

“Страна несделанных дел”

Рассмотрение выделенных учащимися  проблем из различных областей знаний

Преобразование  
Использование в новом качестве

Окружающий мир  
ОБЖ

“Бесприродный технический мир”

Изучение проблем, связанных с  заменой природных материалов искусственными

Преобразование  
Использование в новом качестве

Художественный труд

“Фантастические сюжеты”

Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р.Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов

Познание  
Создание  
Преобразование

Обучение грамоте  
Литературное чтение

“Да-Нетки”

Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через  постановку вопросов

Познание

Математика  
Окружающий мир  
ОБЖ  
Обучение грамоте  
Литературное чтение  
Русский язык  
Художественный труд

“Безопасность”

Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных  условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения)

Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве

Окружающий мир  
ОБЖ  
Художественный труд

“Проблемы третьего тысячелетия”

Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка  отходов, долгожительство)

Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

“Реклама”

Разгадывание секретов построения рекламных  трюков

Познание  
Создание

Дополнительная учебная программа

“Гениальные” задачи”

Переоткрытие эффектов, созданных  “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом

Создание  
Преобразование  
Использование в новом качестве

Дополнительная учебная программа

“Достойный ответ”

Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и  правил общения

Познание  
Использование в новом качестве

Обучение грамоте  
Литературное чтение  
Окружающий мир

“Что такое хорошо?”

Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия )

Познание

Математика  
Окружающий мир  
ОБЖ  
Обучение грамоте  
Литературное чтение  
Русский язык  
Художественный труд



Информация о работе Психологические особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте