Психологические особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность творческих способностей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ творческих способностей и особенностей их
развития в младшем школьном возрасте………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность творческих способностей…………………………...5
1.2 Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте…...10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….15
Глава 2. Эмпирические исследование творческих способностей и особенностей их развития в младшем школьном возрасте…………………...17
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников……………………………………………………...17
2.2 Комплекс занятий для развития творческих способностей у детей
младшего школьного возраста……………………………………..……..18
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложения………………………………………………………………...........34

Работа содержит 1 файл

Псих - особен.развития творческих способностей в мл.шк.возрасте (2).docx

— 83.99 Кб (Скачать)

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз школьной адаптации креативных учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно – творческих способностей. Модель креативности Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные периоды развития личности.

Еще одной методикой, используемой при оценки уровня творческих способностей может быть методика Е. Туника (Приложение 2).

 

2.2 Комплекс занятий для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста

 

 

Любую деятельность, в том  числе и творческую, можно представить  в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, это сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Предложенные ниже задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Данные занятия предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью перечисленных методов.

На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям[24, c. 49]:

- открытость (содержание  проблемной ситуации или противоречия);

- соответствие условия  выбранным методам творчества;

- возможность разных способов  решения; 

- учет актуального уровня  развития;

- учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, в предлагаемых занятиях для развития творческих способностей выстраивается  система  творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе.  Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.

Системообразующий фактор - личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт. Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для  системы творческих заданий учитывалось  два  фактора:

- творческая деятельность  младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах;

- творческие возможности  содержания учебных предметов  начальной школы. 

Содержание представлено тематическими группами задач, направленными  на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Каждая из выделенных групп является одной  из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта. В приложении 3 приведена классификация тематических серий творческих заданий.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

- сложность содержащихся  в них проблемных ситуаций,

- сложность мыслительных  операций, необходимых для их  решения; 

- формы представления  противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества[12, c. 41].

Приведем в качестве примера  несколько занятий по развитию творческих способностей детей младшего школьного  возраста.

Занятие «ЭТО Я»

Цель 
Создание каждым учеником автопортрета.

Материал 
Большие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет?

Ответы детей: это когда  не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь.

Ведущий. Да, когда человек сам себя рисует (принятие).

Ребенок: это когда ты сам автор своего портрета.

Ведущий. Да, когда человек сам является автором своего портрета (принятие).

Дети могут не знать  значения слова «автопортрет». Поэтому  ведущий может получить, например, и такой ответ: «Это когда портрет  в автомобиле». 
В соответствии с общими принципами проведения занятий такой ответ тоже принимается и поддерживается ведущим: «Да, портрет может быть и в автомобиле, и на фоне автомобиля, и на диване — где угодно (принятие). Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение). 
Может быть и так, что ведущий не получит никаких ответов на свой вопрос. В таком случае он сам раскрывает значение слова «автопортрет».

Ведущий. Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост?

Ответы детей: стать настоящим  художником, позвать художника, позвать  учителя по рисованию.

Ведущий. Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты (принятие). Но это был бы автопортрет или просто портрет

Ответы детей: это был  бы просто портрет.

Ведущий. А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет?

Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек  прислоняется к нему, и кто-то обводит  его контур карандашом или фломастером.

Второй способ: человек  ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур. Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень. 
Если дети не называют такие способы, им надо предложить их. Они сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего. Дети могут изобрести и другие способы. Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит); по два (один лежит, другой обводит) или по три (один лежит, двое обводят). После того как контур каждого ребенка нарисован, предлагается раскрасить его так, как хотят учащиеся. Каждый может нарисовать себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть, старинную. 
Это один из центральных моментов занятия. Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают.

Если ребенку что-то не нравится в автопортрете, он может  объяснить это условностью занятия («Мы же не художники»). Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения. Ведущий должен быть заинтересован тем, что делают дети, проявлять удивление и восхищение:

— Ты, оказывается, любишь джинсы!

— О, тебе идут свитера!

— Какой прекрасный костюм принцессы!

Потом детям предлагают посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его  видеть. (А можно вначале нарисовать свое лицо, а потом посмотреть в  зеркало.) При этом ведущий обязательно  напоминает детям: «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет  похож цвет глаз, или ресницы, или  улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как  вам хочется».

После того как портреты созданы, они прикрепляются на стене  в классной комнате и каждому  из детей предлагается рассказать о  себе: как его зовут, кто его  родители, где он живет, какой у  него дом, что он любит. По ходу этого  рассказа ведущий осуществляет безусловную поддержку и принятие. Иногда ребенок отказывается рассказывать про свою семью, говорить о своем доме.

Эта реакция ребенка тоже принимается ведущим: «Да, иногда не хочется ничего рассказывать. Мы только посмотрим, какой потрет у тебя получился».При этом обязательно надо отметить то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение.

Освоение метода дихотомии в игре «Да-нет»

Дихотомия - метод деления  пополам, используемый для коллективного  выполнения творческих заданий, требующих  поисковой работы, представлен в  педагогической деятельности различными типами игры «Да – Нет». В рамках дополнительной учебной программы  могут быть использованы следующие  «Да-Нетки». Узнай объект по описанию.

1. Перечисляются признаки  объекта (тема «Объект и его  признаки»):  
сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета.

2. Перечисляются отличия  органов чувств загаданного животного,  находящегося среди представленного  на листе ряда (тема «Органы  чувств»):

- 5 глаз, и все  на руках (морская звезда);

- животное, у которого  орган обоняния находится на  языке (змея);

- животное, которое  "видит" носом (дельфин);

- животное, у которого  нет глаз, ног, ушей, но они могут  "видеть" кожей (дождевые черви);

- животное, имеющее  органы осязания и обоняния  на усиках (бабочка);

- животное не  различающее цвета, у которого  орган осязания находится на  усах (кошка);

- животное, которому  нос может заменить глаза (собака);

- этому животному  зрение заменяют слух и голосовые  органы (летучая мышь);

Информация о работе Психологические особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте