Психологические особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность творческих способностей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ творческих способностей и особенностей их
развития в младшем школьном возрасте………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность творческих способностей…………………………...5
1.2 Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте…...10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….15
Глава 2. Эмпирические исследование творческих способностей и особенностей их развития в младшем школьном возрасте…………………...17
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников……………………………………………………...17
2.2 Комплекс занятий для развития творческих способностей у детей
младшего школьного возраста……………………………………..……..18
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложения………………………………………………………………...........34

Работа содержит 1 файл

Псих - особен.развития творческих способностей в мл.шк.возрасте (2).docx

— 83.99 Кб (Скачать)

- животные, которые  слышат всем телом и могут  найти дорогу по запаху (рыба);

- животное, у которого  органы обоняния и осязания  находятся на руке (слон);

- у этих животных  удивительное зрение - очень широкий  угол зрения, позволяющий видеть  все вокруг (птицы);

- глаза этого  животного лучше видят ночью,  чем днем, чуткие уши слышат  добычу с далекого расстояния (сова);

- животное, у которого  органы чувств очень схожи  с органами чувств человека (обезьяна).

3. Найди загаданный объект.

- предлагается ряд геометрических фигур, среди которых учащиеся находят загаданную фигуру (тема «Материал»);

- предлагается ряд предметов,  изображенных в неявном виде: телефон, книга, кошка, звезда, звук, букет, подарок, ветер (тема  «Мышление»);

- предлагается ряд объектов, расположенных в таблице. Требуется  отгадать объект, пользуясь признаком  расположения (тема «Внимание»).

4. Определи возраст человека: приводится описание поступков  людей, характеризующих их возраст  (тема «Признак», «Время»).

Однажды на пороге скромной обители второкурсника  возник величавый седобородый старец, профессор Ульм Джеймс. Он зашел  поздравить юного автора с удачной  статьей в студенческом журнале, и этот неожиданный визит положил  начало ежедневным беседам в доме Джеймса, за чашкой чая. Сколько лет  было юному автору?

Французский врач Ален Бомбар на собственном примере  доказал, что можно довольно долго  жить, бороться с морской стихией  и побеждать ее, оставшись без  воды и пищи. Ален в течение 65 дней на резиновой лодке переплыл Атлантический  океан, не притронувшись к еде  и воде. В каком возрасте Ален совершил свой подвиг?

Машу взяли  в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу  узнала:  
Ты почему трех поросят съел?

Волк молчит.

Ты почему трех поросят обижал?

 Волк поджал хвост.

 Вот и сиди теперь в клетке, плохой серый волк!

Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, он больше не будет. Сколько лет Маше?

Как-то на Рождество  отец подарил Генриху книгу Георга Людвига Ерера "Всемирная история  для детей", в которой мальчик  увидел рисунок к мифу о Трое. Мальчик радостно воскликнул: "Отец, ты ошибся, Ерер видел Трою, иначе  он не смог бы ее нарисовать!" "Сынок, - ответил он, - это лишь воображаемая картина". Но на вопрос сына, имела  ли в действительности древняя Троя такие стены, он ответил утвердительно. "Отец, - сказал Генрих, - если такие  стены были, то они не могли быть уничтожены". Отец возразил мальчику, но Генрих стоял на своем, и, наконец, они порешили на том, что Генрих когда-нибудь откроет Трою. Сколько лет было мальчику?

Старший был мальчик  умный. Он хорошо учился, много читал  и умел убедительно говорить. И  вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома все  будет в полном порядке, пока не вернутся родители из города.

Ты даешь мне  слово? - спросил отец.

Даю честное слово, - ответил Старший.

- Хорошо, - сказал  отец. - Три дня нас не будет  дома. Мы вернемся тридцать первого  вечером, часов в восемь. До  этого времени ты здесь будешь  хозяином. Ты отвечаешь за дом,  а главное - за брата. Ты ему  будешь вместо отца. Смотри же!

Ровно в полночь  маленький Геракл проснулся. Он лежал  в темноте, сосал кулак и слушал во все уши, потому что был умен не по возрасту. Вдруг он услышал  возню и шуршание на пороге, потом  тихий свист и шипенье на полу. Любопытный мальчик приподнял голову и заглянул за край колыбели. В ту же минуту он увидел большую змеиную  голову рядом со своей головой. Геракл немного испугался и откинулся  назад.

5. Решение задач на  внимание (тема «Внимание»).

В пригороде Парижа - кафе на улице. Туда садится молодой  человек. Хозяин тут же звонит в полицию: "У меня в кафе - диверсант". Как он это узнал?

Человек попал  под дождь. Ни шляпы, ни зонта у  него не было. Когда он добрался до дома, на нем не было ни одной сухой  нитки, однако ни один волос на голове не промок. Как это могло произойти?

У одного шофера не было с собой водительских прав. Он вышел на пешеходную часть дороги и двинулся по ней, вплотную прижимаясь к витринам магазинов. Не обращая  внимания на запрещающий знак, он миновал  перекресток и остановился напротив милиционера. Видя все это, регулировщик движения не остановил шофера и не оштрафовал его. Почему?

Прохожий обращается к горько плачущему ребенку:

- Будь хорошим  мальчиком и не плач.

 - Я не могу быть хорошим мальчиком, - был ответ, и это была чистая правда.

Интервью с  близнецами: "Вы братья? - Да! - Родились в один день?

- Да! - Вы двойняшки? - Нет!" Почему?  (тема «Творческое мышление»).

Результатом многократного  включения заданий «Угадай объект», «Угадай явление» должна явиться  карта - классификация объектов реального мира, позволяющая кратчайшим путем, целенаправленно сужая поле поиска, находить загаданный объект, явление, составленная учащимися под руководством педагога.

Выбираемые методы творчества при выполнении заданий характеризуют  соответствующие уровни развития творческого  мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый  уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в  процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

 

Выводы по 2 главе

 

 

Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А  сам учитель должен быть терпим к  проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или  же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников: раннее начало (рисование, лепка, конструктор); окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали - самую раннюю творческую силу; максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок; большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел; умная помощь взрослых; эмоциональная сторона дела.

Развивать творчество можно следующими путями: применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению; включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности; приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях; организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача  современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

 

Заключение

 

По словам Выготского Л.С., творчество существует не только там, где оно создает  великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое… Воображение приобретает  важную функцию в развитии ребенка, так как он может представить  себе картину по чужому рассказу, описанию, как бы получается двойственная связь  воображения и опыта.

Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей можно прийти к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и т.д. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.

Творческие  способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Младший школьный возраст это особо ответственный  период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.  Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.

Творческая  деятельность развивает чувства  детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических  функций. Развивать у детей творческие способности и воображение, художественный вкус, понимание прекрасного, интерес к изобразительной деятельности, то есть вводить их в «большое искусство» следует как можно раньше, а именно: в младшем школьном возрасте, когда дети очень любознательны, легко и быстро запоминают все интересное, им свойственна увлеченность, они любят рисовать, что уже является предпосылкой познавательного интереса.

Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А  сам учитель должен быть терпим к  проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или  же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

Приведенные во второй главе методики диагностики уровня творческих способностей младших школьников, позволят выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Также во второй главе приведен комплекс занятий, который позволит развить творческое мышление и творческие способности у детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 2008.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2009.
  3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб, 2004.
  4. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.: Аст-Пресс, 2009.
  5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М., Просвещение, 2002.
  6. Волков И.П. Учим творчеству / Педагогический поиск. - М., Педагогика, 2005.
  7. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 2000.
  8. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда. - М.: ВЧГК "Русский Центр". – 2003.
  9. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Учебное пособие. - М., Российское Педагогическое Агентство, 2008.
  10. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 2006.
  11. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. - 2006. - №5.
  12. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2007.
  13. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа. - 2009. - №7.
  14. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МОДЭК, 2007.
  15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 2001.
  16. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2008.
  17. Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2008. - № 4.
  18. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 2008. - № 4.
  19. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. – 2008. - № 4.
  20. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии - 2004. - № 5.
  21. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа - 2001. - № 10.
  22. Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики // Начальная школа. – 2006. -  № 5.
  23. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М.: Наука, 2008.
  24. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2009. - № 3.
  25. Савенков А. Детская одаренность: история и теория // Детское творчество. -  2008. - № 2.
  26. Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды в 2 т., т.1.  -М., 2005.
  27. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2007.
  28. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2009.
  29. Худорской А.В. Как обучать творчеству // Дополнительное образование.  – 2001. - № 1.
  30. Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников) // Воспитание школьников. – 2000. - № 4
  31. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность, дар или испытание. - М., Знание, 2007.
  32. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 2006.
  33. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста  //Вопросы психологии - 2004. - № 5.
  34. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника  // Вопросы психологии - 2009. - № 3.
  35. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М.: Просвещение, 2004.

Информация о работе Психологические особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте