Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность творческих способностей;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ творческих способностей и особенностей их
развития в младшем школьном возрасте………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность творческих способностей…………………………...5
1.2 Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте…...10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….15
Глава 2. Эмпирические исследование творческих способностей и особенностей их развития в младшем школьном возрасте…………………...17
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников……………………………………………………...17
2.2 Комплекс занятий для развития творческих способностей у детей
младшего школьного возраста……………………………………..……..18
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложения………………………………………………………………...........34
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности[31, c. 105]:
К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму "специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.
1.2 Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте
На протяжении
многих лет проблема развития творческих
способностей учащихся привлекает к
себе пристальное внимание представителей
самых различных областей научного
знания - философии, педагогики, психологии,
лингвистики и других. Это связано
с постоянно возрастающими
К моменту
поступления в школу ребенок
становится субъектом разнообразных
видов деятельности, у него формируется
потребность в расширении сферы
реализации себя как субъекта. Однако,
у него нет потребности и способности
к самоизменению. И то, и другое
может возникнуть, оформится и
развиться в процессе школьного
обучения. И.Я. Лернер выделил два
компонента содержания образования: базовый,
включающий систему знаний и навыков,
и продвинутый, содержащий опыт творческой
деятельности (перенос знаний, умений
и навыков в новую ситуацию).
Природосообразная личностно
В современной
психолого-педагогической литературе
(В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов,
Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц,
А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется
внимание на определении средств
повышения продуктивности познавательной
деятельности учащихся, организации
их совместной творческой деятельности,
рассматриваются вопросы
Таким образом,
развитие творческой одаренности становится
одной из основных задач современного
образования. Для этого необходима
специальная образовательная
Опираясь
на имеющийся положительный опыт,
следует отметить объективную потребность
образования в определении
А.В. Худорской справедливо отмечает, что вопрос о "выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса". В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся[29, c. 33].
Под творческими
способностями учащихся понимают комплексные
возможности ученика в
- творческое мышление,
- творческое воображение,
- применение
методов организации
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:
- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
- рассматривать систему в развитии;
- делать
предположения прогнозного
- выделять
противоположные признаки
- выявлять и формулировать противоречия;
- разделять
противоречивые свойства
- представлять пространственные объекты;
- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
- представлять
объект на основании
- преодоление
психологической инерции
- оценивание оригинальности решения;
- сужение поля поиска решения;
- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
- мысленное
преобразование объектов в
Названные
умения составляют основу способности
системного диалектического мышления,
продуктивного произвольного
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает[28, c. 241]:
- перенос
ранее усвоенных знаний в
- самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
- комбинирование ранее усвоенных способов.
Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности возрастного периода младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.
В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.
Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.
Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.
Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.
Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.
Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом[21, c. 17].
Выводы по 1 главе
Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Младший
школьный возраст это особо
Проблема развития творческих
способностей младших школьников составляет
основу, фундамент процесса обучения,
является «вечной» педагогической проблемой,
которая с течением времени не
теряет своей актуальности, требуя
постоянного, пристального внимания и
дальнейшего развития. Сегодня в
обществе особенно остро ощущается
потребность в людях
Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций. Развивать у детей творческие способности и воображение, художественный вкус, понимание прекрасного, интерес к изобразительной деятельности, то есть вводить их в «большое искусство» следует как можно раньше, а именно: в младшем школьном возрасте, когда дети очень любознательны, легко и быстро запоминают все интересное, им свойственна увлеченность, они любят рисовать, что уже является предпосылкой познавательного интереса.
Глава 2. Эмпирические исследование творческих способностей и особенностей их развития в младшем школьном возрасте
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников
В настоящее
время существует огромное количество
различных методов
Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями[4, c. 155].
Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Общая инструкция для детей может выглядеть так «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие и постарайтесь делать это так чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным.» Объясняя как выполнять задания, нельзя приводить примеры возможных ответов, показывать рисунки выполненные кем-то другим. Перед выполнением каждого субтеста психологу или педагогу следует проговаривать содержание задания, уточнять что именно следует сделать.