Психологические особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность творческих способностей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ творческих способностей и особенностей их
развития в младшем школьном возрасте………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность творческих способностей…………………………...5
1.2 Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте…...10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….15
Глава 2. Эмпирические исследование творческих способностей и особенностей их развития в младшем школьном возрасте…………………...17
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников……………………………………………………...17
2.2 Комплекс занятий для развития творческих способностей у детей
младшего школьного возраста……………………………………..……..18
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложения………………………………………………………………...........34

Работа содержит 1 файл

Псих - особен.развития творческих способностей в мл.шк.возрасте (2).docx

— 83.99 Кб (Скачать)

 

Творческие способности  и особенности их развития в младшем  школьном возрасте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ творческих способностей и особенностей их

развития в младшем  школьном возрасте………………………………………..5

   1.1 Понятие и сущность творческих способностей…………………………...5

   1.2 Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте…...10

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….15

Глава 2. Эмпирические исследование  творческих способностей и особенностей их развития в младшем школьном возрасте…………………...17

   2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей

         младших школьников……………………………………………………...17

   2.2 Комплекс занятий для развития творческих способностей у детей

         младшего школьного возраста……………………………………..……..18

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

Приложения………………………………………………………………...........34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы. Современный этап развития отечественной психологии и педагогики можно охарактеризовать как время интенсивного поиска новых методов и форм обучения, создания инновационных программ воспитания творческой личности. Стремление преобразовать школу в эстетический центр, где ребёнок не только приобщается к миру знаний, но и развивается творчески, является ведущей тенденцией современной педагогики. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Развитие  творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально  значимых задач современной школы. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его  индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня  не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит  от творческих людей. Творческая активность  является системообразующим свойством  личности и определяющей характеристикой  её движения к самосовершенствованию. Люди, способные творить, интересны  в общении, более коммуникабельны, открыты, подходят к ситуациям в  жизни, работе, любви нестандартно, умеют принимать самостоятельные  решения.

Проблема  развития творческих способностей учащихся сегодня глубоко актуальна, так  как именно творческая личность имеет  активную жизненную позицию, а креативность – одно из необходимых условий  развития личностного потенциала человека. Интерес к творческому самовыражению  у детей младшего  школьного  возраста достаточно велик. Желание  выразить себя (индивидуально и в коллективе) проявляется и в танце, и в музыке, и в песенном творчестве, и в поэзии.

Вопросы творчества, творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одарённости рассматриваются  как в зарубежных (П. Торренс), так  и в отечественных исследованиях (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукина, В.А.Сухомлинский, Л.В. Занков и другие).

Объект исследования – творческие способности младших школьников.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования – проанализировать  особенности развития творческих способностей младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие и сущность творческих способностей;

- рассмотреть особенности  развития творческих способностей в младшем школьном возрасте;

- выявить методики диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников;

- наметить комплекс занятий для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ творческих способностей и особенностей их развития в младшем школьном возрасте

1.1  Понятие и сущность творческих способностей

 

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле[11, c. 22]?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие  тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В  повседневной жизни творчеством  обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание  разума, в-четвертых, мышление в его  высшей форме, выходящее за пределы  требуемого для решения возникшей  задачи уже известными способами, проявляющееся  как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

Философская энциклопедия определяет творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не бывшее. Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью  понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял[23, c. 199]:

  • восприятие проблемы;
  • поиск решения;
  • возникновение и формулировку гипотез;
  • проверку гипотез;
  • их модификацию;
  • нахождение результатов.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности  темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Суть  творчества, по мнению С. Медника, - в  способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного  синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач[25, c. 40].

И.В. Львов  считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.

Таким образом, в самом общем виде определение  творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Так как  элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Многие  психологи связывают способности  к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии  выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие  творческие способности:

  1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие[16, c. 153].
  2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  7. Гибкость мышления.
  8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.
  11. Творческое воображение.
  12. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев  и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные  креативные способности, сложившиеся  в процессе человеческой истории[2, c. 114]:

  1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.
  2. Надситуативность - преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
  3. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Информация о работе Психологические особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте