Психологические особенности межличностных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении структуры конфликта и способов его управления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
на основе анализа научной литературы дать определенную структуру конфликта;
описать методы управления конфликтом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие конфликта…………………………………………………..5
1.1.Предмет и объект конфликта………………………………………5
1.2.Типы межличностных конфликтов………………………………..9
1.3. Участники конфликта…………………………………………….14
1.4. Макросреда и микросреда межличностных конфликтов……..20
Глава 2 Способы разрешения межличностных конфликтов……………..24
2.1.Подходы к разрешению конфликта……………………………..24
2.2. Способы управления конфликтом………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 64.14 Кб (Скачать)

Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) — они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию. При этом результат вмешательства неосновного участника в конфликт может и не совпадать с его целями. Про такой случай говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад, или современный вариант — «хотели как лучше, а получилось как всегда» [11].

Среди косвенных участников конфликта следует выделить такие  группы, которые специально создаются  для поддержки того или иного  субъекта конфликта. Они называются группами поддержки. Наглядным примером таких групп и их роли могут  служить различные объединения, организации, движения, СМИ и т.д., поддерживающие того или иного кандидата  в депутаты (президенты) в его  предвыборной борьбе [29].

Важную роль в возникновении  и развитии конфликта имеют и  другие его участники: инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).

Инициаторы (зачинщики) — те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения и даже государства. Это могут быть как основные, так и неосновные участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не участвовать в нем. Человек, затеявший склоку в коллективе, может затем уйти в тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без него [10].

Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт — значит, продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта. Организатором может быть одна из противоборствующих сторон («теневой»), но может быть и самостоятельной фигурой.

Подстрекатель - это лицо, подталкивающее другого участника  к конфликту. Сам подстрекатель  может затем в этом конфликте  и не участвовать: его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать  конфликт между другими лицами (группами) [9].

Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности. Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер: материальная, идеологическая, нравственная, ресурсная, информационная, административная и т.д. При групповых конфликтах, особенно когда в них участвует неопределенный круг лиц, многие присутствующие люди фактически выступают как пособники основных участников – противоборствующих сил. Кто – то выкрикивает лозунги, другие угрожающе размахивают палками и бросают камни, подают различные советы, возбуждают окружающих.

Посредники (медиаторы) — третья сторона в конфликте и его косвенные участники.

Посредник — строго нейтральное  лицо, третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, призванная обеспечить конструктивное обсуждение проблемы и разрешение конфликта  путем достижения согласия, с помощью  переговоров. Однако сам посредник  не имеет полномочий принимать решение. В определенном смысле посредников  можно считать участниками конфликта, особенно тех, которые пытаются не просто разобраться в причинах и обстоятельствах (что делают и судьи), но предотвратить, остановить, разрешить конфликт.

Посредничество – помощь нейтрального человека конфликтующим  сторонам в целях урегулирования путем переговоров. Посредничество предусматривает регламентированную процедуру, заканчивающуюся, как правило, подписанием соглашения. Сам посредник  не имеет полномочий выносить, или  контролировать, какое – либо решение. Посредничество улучшает коммуникацию и подготавливает условия для  выдвижения предложений [1].

Роль посредника — это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта посредника — это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные.

Цель посредничества — добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами. Поэтому посредник должен обладать для этого соответствующими качествами: умением вести переговоры, мудростью, специальными знаниями, культурой общения, высокими нравственными принципами. Он должен занимать также нейтральную позицию по отношению к его участникам даже в том случае, когда его личные симпатии или убеждения идут вразрез с позицией какой-либо из сторон. В противном случае одна из сторон откажется от такого посредника [1].

В отличие от третейского  судьи, которому, принадлежит право  вынесения окончательного решения, посредник таким правом не обладает. Его задача — организация и обеспечение переговоров, помощь сторонам конфликта в достижении согласия.

Группа поддержки: друзья; ближние и дальние родственники; сослуживцы. Группа поддержки может  быть активной и пассивной.

В конфликтах важны не только основные участники, но и косвенные  участники. Ведь они могут быть тем  толчком, который будет способствовать благоприятному выходу из конфликтной  ситуации.

 

1.4. Макросреда  и микросреда межличностных конфликтов

К объективным элементам  конфликта относятся такие его  составляющие, которые не зависят  от воли и сознания человека, от его  личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются: среда конфликта.

Среда конфликта. Данный элемент  оказывает существенное влияние  на причины его возникновения  и всю динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают  микро- и макросреду конфликта.

Микросреда конфликта — это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — это малая социальная группа.

Макросреда конфликта  включает в себя те условия, которые  влияют на развитие конфликтов между  большими социальными группами и  государствами. Хотя опосредствовано  макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей  и малых групп [8].

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три  вида среды конфликта: физическую; общественно-психологическую; социальную. Все они проявляются как на микро, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-психологического климата на предприятии или социальных условий жизни людей [7].

Физическая среда конфликта. Это совокупность физических, географических, климатических и экологических  условий и факторов, в которых  протекает противоборство.

На микроуровне физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий взаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень  освещенности и шума на рабочем месте. Всякий, кто работал в плохо  освещенной лаборатории, в шумном цехе, в запыленном и загрязненном помещении, мог неоднократно убедиться в  негативном влиянии этих факторов на развитие межличностных и межгрупповых конфликтов. Причем и сами эти условия  могут становиться объектом конфликтов как между администрацией и сотрудниками, так и между самими сотрудниками.

На макроуровне физическая среда представлена географическими, климатическими и экологическими факторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта. Известно, какое большое значение для хода военных операций имеют климатические  условия. Как и на микроуровне, на макроуровне физическая среда может  выступать также в качестве объекта  конфликта [18].

В наше время становится все более актуальным учет влияния  на развитие социальных конфликтов географического  фактора. Геополитики прямо и  недвусмысленно обращают внимание на его огромное значение в политической жизни общества, в том числе  и в возникновении социальных конфликтов.

Сегодня все государства  в своей политике стараются активно  использовать этот фактор в интересах  военно-политической, экономической  и экологической безопасности своих  стран.

Общественно – психологическая  среда конфликта. Это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается  конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они  заданы им изначально и не зависят  от их воли, сознания и желаний. Эта  среда также, как и физическая, проявляется на микро - и макроуровнях общественной системы [12].

На микроуровне, например, в рамках организации, общественно-психологическая  среда — это психологический климат данного коллектива, его общий настрой, который может быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим или пессимистическим и т.д.

На макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно-психологическая среда  определяется господствующими в  обществе настроениями, чувствами и  эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп  и всего народа. В отдельные  периоды в обществе могут преобладать  чувства страха, неуверенности и  беспокойства, которые испытывают целые  слои населения. В другие времена, напротив, общественная психология народа может  быть мажорной, характеризоваться спокойствием, бодростью и эмоциональным подъемом. Первый тип общественно-психологической  среды способствует развитию конфликтного поведения, второй, напротив, — более  быстрому и легкому разрешению конфликта [29] .

В нашем обществе мажорная и оптимистическая общественно-психологическая  среда жизни людей существовала в годы после победы в Великой  Отечественной войне, В последнее  десятилетие минувшего века, напротив, преобладали минорные настроения, чувство  страха, отчаяния и подавленности [26].

Большое значение в формировании общественно-психологической среды  на разных уровнях социальной системы  принадлежит средствам массовой информации, Своей информационной политикой  и технологиями они могут способствовать как затуханию конфликтов в обществе, так и раздуванию их.

Социальная среда конфликта. Социальная среда представляет совокупность общественных условий, при которых  возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта  являются тип цивилизации, общественно-экономические  условия жизни и социально-политическое устройство общества. Но в социальную среду конфликта входит также  вся социокультурная реальность, окружающая человека. Как и всякая другая, социальная среда конфликта  оказывает важное влияние на его  динамику и способы разрешения. В  обществе, находящемся в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, все виды конфликта будут  испытывать мощное влияние этого фактора [2].

Можно с большой степенью надежности утверждать, что улучшение положения дел в социальной сфере жизни людей будет способствовать резкому снижению уровня конфликтности, как на уровне всего общества, так и внутри организации, на межличностном и внутриличном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Способы разрешения межличностных конфликтов

2.1.Подходы к  разрешению конфликта

Как отмечают Х. Корнелиус и Ш. Фэйр, разрешение конфликта во многом зависит от умения человека вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта  в конфликтную ситуацию. Конфликт предваряется более или менее очевидными сигналами - “сигналами конфликта”[20].

Кризис. Кризис как сигнал достаточно очевиден. Когда человек рвет свою связь с партнером по работе или по любви, ясно, что, судя по всему, мы имеем дело с неразрешенным конфликтом. Насилие также указывает на несомненное присутствие кризиса, равно как и ожесточенные споры, когда люди оскорбляют друг друга, потеряв контроль над эмоциями. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу. Человек становится способным на крайности - в своем воображении, а иногда и на самом деле [7].

Напряжение. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему. Сами взаимоотношения с ним становятся источником непрерывного беспокойства. В атмосфере напряженности недоразумение может быстро перерасти в конфликт.

Недоразумение. Человек зачастую впадает в недоразумения, делая ложные выводы из ситуации, чаще всего из недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Иногда недоразумение вызвано тем, что данная ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из ее участников. В таком случае его мысли имеют склонность непрерывно возвращаться к одной и той же проблеме. Ее восприятие искажается.

Инциденты. Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незначителен. Какая - то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. Однако, сам инцидент, будучи неверно воспринят, может привести к эскалации конфликта.

Дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. Однако, если научиться опознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, можно зачастую предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов [20].

Информация о работе Психологические особенности межличностных конфликтов