Психологические особенности межличностных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении структуры конфликта и способов его управления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
на основе анализа научной литературы дать определенную структуру конфликта;
описать методы управления конфликтом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие конфликта…………………………………………………..5
1.1.Предмет и объект конфликта………………………………………5
1.2.Типы межличностных конфликтов………………………………..9
1.3. Участники конфликта…………………………………………….14
1.4. Макросреда и микросреда межличностных конфликтов……..20
Глава 2 Способы разрешения межличностных конфликтов……………..24
2.1.Подходы к разрешению конфликта……………………………..24
2.2. Способы управления конфликтом………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 64.14 Кб (Скачать)

Психологические особенности  межличностных конфликтов

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1 Понятие конфликта…………………………………………………..5

1.1.Предмет и объект  конфликта………………………………………5

1.2.Типы межличностных  конфликтов………………………………..9

1.3. Участники конфликта…………………………………………….14

1.4. Макросреда и микросреда  межличностных конфликтов……..20

Глава 2 Способы разрешения межличностных конфликтов……………..24

2.1.Подходы к разрешению конфликта……………………………..24

2.2. Способы управления конфликтом………………………………26

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники — словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени  связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Актуальность данной работы состоит в том, что в современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов  приобретает значимость не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми. Тема межличностных конфликтов очень распространена во многих сферах жизни: конфликты между начальником и подчиненным, супружеские конфликты и т. д.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие межличностных отношений, в частности отношения без конфликтов. Данная работа систематизирует сведения о проблеме. Работа помогает понять определенную структуру конфликтов и управление ими.

Практическая  значимость работы заключается в том чтобы люди применяли полученые знания по управлению конфликтом и благополучному выходу из конфликтной ситуации. Данная работа поможет уменьшить противоречия в процессе переговоров, что очень важно в последнее время. Также эта работа также поможет психологам в профессиональной деятельности для проведения консультаций, чтобы более подробно раскрыть клиенту суть конфликта и тем самым помочь ему.

Цель данной работы состоит в рассмотрении структуры конфликта и способов его управления.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. на основе анализа научной литературы дать определенную структуру конфликта;
    2. описать методы управления конфликтом.

Объектом исследования является межличностный конфликт.

Предметом исследования являются психологические особенности межличностного конфликта.

Структура работы состоит из двух глав, в первой главе четыре части, во второй главе две. В работе рассматривается теоретический экскурс – общее представление о конфликте; предмет и объект конфликта; типы межличностных конфликтов; участники конфликта; макросреда и микросреда конфликта. А также способы разрешения межличностных конфликтов; подходы к разрешению конфликта; способы управления конфликтом. Каждый подпункт главы имеет общий вывод, в конце заключение о проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие  конфликта

1.1.Предмет и  объект конфликта

Всякий конфликт связан с  теми или иными внешними и внутренними  обстоятельствами, круг которых всегда достаточно широк, переменчив и не может  быть перечислен с исчерпывающей  полнотой. Однако есть нечто основное, позволяющее безошибочно выделить две из них, которые дают возможность  более четко определить его существо и направленность: это предмет  конфликта и его объект.

Под предметом конфликта  понимается объективно существующая или  мыслимая (воображаемая) проблема, служащая основой и причиной разбора между  сторонами. Каждая сторона заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это  и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого, субъекты вступают в противоборство, это ядро любого конфликта, это интересы и цели каждой стороны конфликта (каждая сторона пытается разрешить  данный конфликт в свою пользу), это  сама сущность конфликта [26].

Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения  его предмета, и сделать это зачастую нелегко. Многие конфликты имеют столь запутанную и сложную предысторию, что специалист вынужден как археолог вскрывать один слой за другим. Напластование проблем может сделать сам предмет конфликта абсолютно диффузным, перетекающим, не имеющим четких границ, расчлененным на частные предметы, множественные «болевые точки». Примерами конфликта с множеством причин, частных предметов служат семейные или межнациональные конфликты [15].

Под объектом конфликта подразумевают  конкретную ценность, к обладанию  или пользованию которой стремятся  обе стороны конфликта, по поводу которой возникает противоборство сторон. Данной ценностью может быть любой элемент материального  мира и социальной реальности, способный  служить предметом личных, групповых, общественных, государственных притязаний. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к социальному контролю над ним.

Объект конфликта в  конкретной системе отношений –  это:

- некий дефицитный ресурс (материальный, административный, финансовый, природный, социальный, интеллектуальный  и т. п.);

- властные отношения,  желание обладать теми или  иными ценностями, стремление к  первенству или совместимости  (в когнитивном конфликте это  называется предметом дискуссий);

- экономические, территориальные,  политические, религиозные, языковые  и др. обстоятельства;

- материальные, социальные, политические, интеллектуальные, духовные, статусные и т. д.

Остановимся на некоторых  основных характеристиках предмета и объекта конфликта:

- объектами конфликта  могут быть ценности объективные  и субъективные;

Объект конфликта не существует безотносительно его субъектов. Напротив, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятся в противоречии [8].

Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или отношение сделались  объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс взаимодействия интересов и потребностей индивидов, социальных групп или общностей. Так, природа, ресурсы, машины и т. д. сами по себе еще не являются объектами  конфликта. Таковыми они становятся лишь тогда, когда к ним начинают проявлять интерес, когда появляется желание их контролировать, использовать или присвоить. И в этом случае конфликт может не возникнуть. Интерес  является необходимым, но недостаточным  условием конфликта. Например, если тех  или иных природных ресурсов имеется  в избытке, то по поводу них конфликта  не возникает. Он возникает тогда, когда  объект, вовлеченный в сферу интересов и потребностей социальных субъектов, имеется в ограниченном количестве или качестве и не способен удовлетворить в полной мере всех взаимодействующих сторон. Другими словами, объект конфликта становится таковым только тогда, когда он является дефицитным, недоступным для всех, кто на него претендует [1].

Многие авторы выделяют такую  характеристику объекта конфликта, как его неделимость. Она может  быть как физическим свойством объекта, так и следствием желаний одного из оппонентов. Например, приз за первое место в соревновании может быть только один и победитель вправе претендовать на его единоличное обладание. В  противном случае если некий объект спора делим, и способ деления  признается справедливым всеми участниками, то и спора не должно возникать, т.е. не должно возникать конфликтной ситуации [17].

Следует также отметить релятивистский характер объекта конфликта. В разных ситуациях, у различных субъектов  конфликта по отношению к одному и тому же объекту, могут возникать  различные оценки. Это расхождение  в оценке значимости объекта может  вызвать конфликт среди участников взаимодействия. Так, создатель и  руководитель проекта может считать  свое детище гениальным и прикладывать все силы к его исполнению. Но в то же самое время, его подчиненным, он может казаться не стоящим выеденного яйца. И эта внутренне противоречивая ситуация может сохраняться достаточно долго [18].

Объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) количестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующие в конфликте.

Разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано  с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя это не исключает  того, что то и другое могут происходить  одновременно. Более того, случается  и так, что объекта конфликта  уже нет, а противоречие между  субъектами конфликта остается. Так, например, если премия, на которую претендовали, служащие организации, и из-за которой возникло противоборство, уже распределена или отменена, то вместе с этим в большинстве случаев исчезает и конфликт. Но может случиться так, что он будет продолжен, если конфликтные отношения между участниками спора зашли слишком далеко [22].

Объект конфликта может  быть как истинным, реальным, так  и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая  призрачные идеалы и идеи. Но предмет  конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведется не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи [27].

Различие между объектом и предметом конфликта состоит  в том, что объект конфликта может  быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо. Родители могут не понимать, из-за чего вдруг на них обиделся ребенок, но они не могут не заметить самого факта этой обиды. Да и сам человек порой не представляет отчетливо, почему вдруг ему стало «не спокойно на душе», хотя факт беспокойства налицо.

При анализе конфликта  порой непросто выявить его подлинный  объект. В силу различных обстоятельств  и мотивов люди порой склонны  камуфлировать истинный объект конфликта. Так, в устах даже самых отъявленных  карьеристов и эгоистов, участвующих  в политической борьбе, она ведется  всегда исключительно только за возможность  «принести как можно больше пользы народу, обществу» и т.д [14].

Таким образом, объекты конфликта  могут быть самыми разными, в том  числе более и менее явными или латентными. Однако, вообще «безобъектных» конфликтов, по нашему мнению, не бывает. Даже если взять такой, уже используемый в литературе пример, как нападение  хулигана на случайного прохожего, который  делает ему замечание. На наш взгляд, проблема понимания сути конфликта и его объекта возникает здесь не тогда, когда случайный прохожий делает замечание хулигану, а когда мы рассматриваем действие самого хулигана, причиняющего «ни с того, ни с чего» вред другому человеку. Речь идет о том случае, когда конфликт полностью обусловлен субъективными мотивами и внутренними устремлениями индивида, которые могут быть удовлетворены только в схватке, в борьбе с другими. В данном случае целью конфликта или его объектом является ослабление напряженности, достигаемое в акте агрессии. Здесь конфликт является способом для удовлетворения потребности «выпустить пар» для одного или обоих участников противоборства [8].

Даже в том случае, когда один из участников конфликта вообще не имеет никакого отношения к его возникновению, объект конфликта существует, хотя он может быть и латентным. Более того, сам конфликт может выступать не только как средство для достижения цели, но и заключать «в самом себе цель и содержание». Так, различного рода хиппи, панки, фанты и иные группы часто устраивают демонстрации протеста, погромы, различного рода хулиганские действия ради самого протеста, демонстрации девиантного поведения, которое может носить и конфликтный характер [28].

Иногда конфликт может  и не иметь видимого объекта (ложный конфликт).

Таким образом, с помощью знаний об объекте и предмете конфликта, есть возможность понять и разрешить разногласия и споры. Также знать различия объекта и предмета конфликта очень полезна в некоторых ситуациях.

 

1.2.Типы межличностных  конфликтов

Можно выделить следующие  основные типы межличностных конфликтов:

Ценностные конфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер.

Информация о работе Психологические особенности межличностных конфликтов