Психологические особенности межличностных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении структуры конфликта и способов его управления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
на основе анализа научной литературы дать определенную структуру конфликта;
описать методы управления конфликтом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие конфликта…………………………………………………..5
1.1.Предмет и объект конфликта………………………………………5
1.2.Типы межличностных конфликтов………………………………..9
1.3. Участники конфликта…………………………………………….14
1.4. Макросреда и микросреда межличностных конфликтов……..20
Глава 2 Способы разрешения межличностных конфликтов……………..24
2.1.Подходы к разрешению конфликта……………………………..24
2.2. Способы управления конфликтом………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 64.14 Кб (Скачать)

Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного  смысла, смыслообразующим. Например, если речь идет о работе, ценностью будет  то, в чем человек видит для  себя основной смысл работы; ценностями семейных отношений будет то, в  чем супруги видят для себя основной смысл существования семьи  и какой соответственно она должна быть, и т.д. Наконец, в систему  основных ценностей человека могут  входить его мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые для него представления [4].

Различия в ценностях, однако, не обязательно ведут к  конфликтам, и люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно работать вместе и  иметь хорошие отношения. Конфликт ценностей возникает тогда, когда  эти различия оказывают влияние  на взаимодействие людей или же они  начинают «посягать» на ценности друг друга. Доминантные ценности выполняют  регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая тем самым  определенные модели их поведения во взаимодействии. Если в основе поведения  участников взаимодействия разные доминирующие ценности, они могут приходить  в противоречие друг с другом и  порождать конфликты. Наконец, люди нередко склонны переубеждать друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения, что также может  вести к конфликтам [17].

Конфликты интересов - это ситуации, затрагивающие интересы участников, которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, у супругов оказываются разные планы по поводу проведения предстоящего отпуска, начальник намеревается послать в командировку подчиненного, который никак не собирался отлучаться из города до конца месяца. Их интересы противоречат друг другу, но, возможно, им удастся найти вариант их совмещения. Другая разновидность конфликта интересов касается случаев, где они оказываются несовместимыми. Такие ситуации часто называются ресурсными, поскольку их участники претендуют на один и тот же ресурс – материальный предмет, финансы, одну и ту же должность и т.д. Каждая сторона заинтересована в получении нужного ей ресурса или более выгодной части общего ресурса. Они стремятся к одному и тому же, у них одинаковые цели, но в силу единичности или ограниченности ресурсов их интересы противоречат друг другу. К этому виду конфликтов относятся все конфликтные ситуации, затрагивающие проблемы распределения или возникающие на почве соперничества за обладание чем – то ресурсом, который является неделимым, например, одна должность, на которую претендуют двое). С проблемами такого рода мы постоянно сталкиваемся и в нашей повседневной жизни: например, имеющиеся у семьи финансовые средства – это делимый ресурс, ставящий проблему распределения средств, а единственный телевизор – это неделимый ресурс, и поэтому в споре о том, какую программу смотреть, предпочтение можно отдать только одному [8].

Еще один вид распространенных межличностных конфликтов – это  конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила совместного взаимодействия являются неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь имплицитный (скрытый) характер или быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных, но в любом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия [29].

Причины нарушений норм и  правил могут иметь разный характер. Кто-то может невольно нарушить принятые в коллективе правила просто потому, что как новичок он их еще не знает. Сознательное нарушение норм или правил коллектива или семейной жизни связано с желанием их пересмотра.

Таким образом, характер конфликта  определяется характером проблемы, порождающей  противоречия между участниками  ситуации, а причина его возникновения  – конкретными обстоятельствами их взаимодействия. Наряду с этими  факторами возникновения конфликта  целесообразно упомянуть также  повод возникновения конфликта, представляющий собой конкретное событие, переводящее скрытые трудности  в пласт открытого конфликтного взаимодействия. Повод нередко присутствует в тех ситуациях, где конфликт развивается постепенно, иногда в  форме нарастающего скрытого напряжения, и переходит в открытое столкновение под влиянием события, которое как  «последняя капля переполняет чащу терпения» или намеренно используется как предлог для «нападения»  на партнера.

Помимо этих параметров, для описания конфликта существенной является такая его характеристика, как острота, которая проявляется  в жесткости противостояния сторон [27].

Острота конфликта зависит  от ряда факторов, среди которых  можно отметить наиболее существенные. К ним относится прежде всего  уже упоминавшийся характер проблем, затронутых конфликтом. Любой конфликт имеет в своей основе существенные для людей проблемы, но степень  их значимости может быть различной. Чем более значимы для человека проблемы, затронутые конфликтом, тем  менее он склонен к уступкам и  компромиссам.

Важную роль играет степень  эмоциональной вовлеченности человека в конфликт. Настроенность на «борьбу», на «победу» в конфликтном противостоянии может быть следствием индивидуальной склонности человека к доминированию, к конкурентным отношениям, к соперничеству; в повседневном общении, сталкиваясь  иногда с подобными проявлениями, мы называем таких людей конфликтными за их склонность к «борьбе». На поведение  человека в конфликте может повлиять и опыт его прежних отношений  с противостоящим ему участником конфликтной ситуации [5].

Длительно накапливавшееся  напряжение, враждебность, неблагоприятный  опыт прежнего общения участников ситуации могут приводить к тому, что  конфликты из способа решения  проблем, существующих между людьми, фактически становятся средством выражения  враждебности, неприязни, негативных эмоций участников конфликта. Их антогонизм, открытое выражение негативных чувств по отношению друг к другу, эмоциональные  «удары», наносимые и получаемые ими, отодвигают на второй план проблему, из-за которой возник конфликт. Конфликты, в которых целью их участников становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности, называются нереалистическими. Когда же конфликт направлен на преследование целей, связанных с предметом разногласий, он имеет реалистический характер [6].

Современное понимание конфликта  отвергает тот однозначно негативный взгляд на конфликты как на явление  патологическое и деструктивное, который  был характерен в прошлом при  анализе человеческих отношений. Межличностный  конфликт как факт разногласий, разных позиций, разных интересов людей  сам по себе ни плох, ни хорош. Как  и кризис, он содержит в себе риск, опасность ухудшения или разрушения отношений людей, но и возможность  их прояснения, снятия напряжения и  прихода к взаимопониманию. Более  того, специалистами развиваются  представления о потенциальных  позитивных функциях конфликта, который  является сигналом неблагополучия, сигналом к изменению. Общая формула возможного позитивного эффекта конфликта  может быть сформулирована следующим  образом: конфликт ведет к изменениям, изменения – к адаптации, адаптация  – к выживанию. Применительно  к области человеческих отношений  это означает, что если мы воспринимаем конфликт не как угрозу или опасность, но как необходимость изменений  в нашем взаимодействии, то благодаря  этому мы адаптируемся к новой  ситуации, позиции друг другу, и это  позволяет нам сохранить наши отношения. Например, часто конфликты  подростка с родителями являются отражением его растущей потребности в самостоятельности, появляющегося у него чувства «взрослости». Если родители понимают это и отдают себе отчет в необходимости каких – то изменений в своих отношениях с сыном, перестраивают свои требования к нему с учетом его меняющихся возможностей, происходит их новая адаптация друг к другу, возникает новый уровень их отношений, которые продолжают быть близкими и хорошими. Однако превращение конфликта из угрозы разрушения наших отношений в фактор их обновления и сохранения требует от нас прежде всего конструктивного поведения в ситуациях межличностных конфликтов [7].

Таким образом различать характер конфликта – связан ли он с ценностями людей, их интересами или правилами взаимодействия – считается важным, так как это во многом определяет и характер их разрешения. Эти типы конфликта отличаются тем, какие именно аспекты межличностных отношений или межличностного взаимодействия затронуты конфликтом. При этом одни и те же причины могут порождать разные типы конфликтов. Например, такая повседневная конфликтная ситуация, как ссоры отца с дочерью из-за того, что она не убирает за собой, не содержит в порядке свои вещи и т.д., может иметь разный характер – нарушения норм и правил взаимодействия, противоречия интересов или ценностных расхождений.

 

1.3. Участники конфликта

Главными участниками  конфликта являются противодействующие стороны или противники. Это могут  быть - отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается.

Субъекты - участники, стороны конфликта, это взаимно активно противоборствующие стороны социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, или же скрытно и явно поддерживающие конфликт.

Участники конфликта - основной элемент  социального конфликта, ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и  т.д., которые также могут выступать  участниками противоборства. Таким  образом, участников конфликта, как  и самих конфликтов, может быть великое множество [8].

Роли участников конфликта  неодинаковы. Все участники конфликта  ведут себя по-разному в зависимости  от интересов и роли, которую они  выполняют в той или иной ситуации. Ролевое поведение любого участника  конфликта, в общем, вполне определено, поскольку связано не только с  его собственным желанием или  планом, но и с планом соперника, вынуждающими участников к конкретным действиям. Вместе с тем, возможна просто имитация участников конфликта. Иногда субъект как бы «входит в роль»  неприменимой конфликтующей стороны, хотя конфликта как такового еще  нет, либо уже угасает. Входя «в роль»  конфликтующей стороны и многочисленные сутяжники, и склочники, обивающие  пороги разных учреждений с действительными  или вымышленными претензиями, для  удовлетворения которых подчас вовсе  не требовалось вступать в конфликтные  взаимоотношения [17].

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта  на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении  и развитии. Основные участники конфликта  являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов  лежит в основе противоборства. Поэтому  основных участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта [6].

В связи с тем потенциалом  или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом — положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта [8].

Ранг — позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к  противоборствующей стороне. Можно  выделить следующие типы оппонентов, согласно рангу:

оппонент 1 ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные  интересы;

оппоненты 2 ранга — отдельные  индивиды, преследующие групповые интересы;

оппонент 3 ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих  друг с другом групп;

оппоненты 4 ранга — государственные  структуры, выступающие от имени  закона.

В различных конфликтных  ситуациях бывает востребован и  различный потенциал участников конфликта. Так, если имеет место  физическая борьба, ранг оппонентов будет  определяться их мускульной силой, в  экономических схватках он будет  зависеть от экономического потенциала [11].

К неосновным участникам конфликта  относятся все остальные участники  конфликта. Их часто именуют также  косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей  стороной.

В реальной динамике конфликта, грань между основными и неосновными  участниками, часто оказывается  подвижной и относительной. Диалектика состоит в том, что в процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами. Конфликт, возникший на бытовом уровне, между двумя соседями, может, со временем, перерасти в межгрупповой конфликт между этническими общностями, в котором уже мало кто вспомнит о первоначальных субъектах. В свою очередь межгрупповой конфликт может перерасти, в международный, и тогда на авансцену выдвинутся уже другие его субъекты. Например, конфликт, возникший в 90-е годы в Югославии между косовскими албанцами и сербами, в последующем перерос в международный конфликт между Югославией и странами, входящими в НАТО, а также в войну НАТО против Югославии.

Информация о работе Психологические особенности межличностных конфликтов