Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в нашей работе решались следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность дружбы.
2) охарактеризовать психологический феномен любви.
3) выявить психологические особенности юношеского возраста.
4) выделить особенности дружбы и любви в юношеском возрасте.
5) сформулировать рекомендации учителям и педагогам, юношам и девушкам, а так же психологам для регулирования межличностных отношений юношей и девушек.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава I. Психологическая характеристика дружбы и любви
I.1 Понятие сущность дружбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
I.2 Психологическая характеристика любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Психологические особенности юношеского возраста
II.1 Психологическая характеристика юношеского возраста . . . . . . . .17
II.2 Анализ взаимоотношений в юношеском возрасте. . . . . . . . . . . . . .21
II.3 Психологические особенности дружбы и любви в юношеском
возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. Эмпирическое исследование психологических особенностей дружбы и любви в юношеском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
III.1 Программа эмпирического исследования
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
В
юношеской дружбе отчетливо проявляются
половые коммуникативные
Однако первая влюбленность не только не ослабляет потребности в друге, с которым можно поделиться своими переживаниями, но даже усиливает ее. Но как только появляется взаимная любовь, эта сфера отношений, как правило, изымается из обсуждения с друзьями (пока в любовных отношениях не возникают какие-то трудности). Если в начале юности дружба оттесняет родительское влияние, то теперь ей самой приходится потесниться, чтобы дать место новым привязанностям.
В это время юноша или девушка могут раскрыться полностью как личность, испытывая духовную и сексуальную близость. Для этого возраста потребность в любви – это желание быть понятным, ощутить эмоциональную привязанность и тепло, духовную близость. То, как юноши выстраивают свои отношения, учатся проявлять нежность и заботу, скажется на их дальнейшей жизни. Особенностью юношеского возраста является стремление к достижению поставленных целей в будущем. Это положительно влияет на становление личности.
Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными.
Юноши, у которые в качестве идеального друга предпочитают девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола, склонен считать настоящую дружбу редкой, и отличается повышенной рефлексивностью. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. Но с другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Взаимоотношения юношей и девушек сталкиваются с множеством моральных проблем. Юноши нуждаются в помощи старших, но одновременно они хотят оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания. Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосвенным [5].
Любовные чувства юношей, как и взрослых, индивидуальны и многообразны. Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием оценки. Эталон – всего лишь образец постоянства, принципиально неизменная единица измерения. Идеал же – живой, развивающийся образец. «Идеал борется за свое нормальное развитие, и эталон ждет, чтобы его применили».
Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я»-концепцию самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.
Юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Впервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания [4]. В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Дружба также является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.
Переживания
юношей и девушек столь глубоки,
что иногда необходима специальная
консультативная помощь при негативных
переживаниях по поводу значимых отношений,
в частности дружеских и любовных.
Глава III Эмпирическое исследование психологических особенностей дружбы и любви в юношеском возрасте
3.1
Программа эмпирического
исследования
В результате теоретического анализа психологических особенностей дружбы и любви в юношеском возрасте мы выяснили, что на развитие подростков и юношей большое влияние оказывают межличностные отношения. В этих возрастах формируется способность к развитию такое чувство как любовь. У подростков хорошо выражена сфера межличностных влечений, они часто влюбляются, их влюбленности носят чаще всего кратковременный характер, но могут и перерастать в более глубокое чувство. У юношей же формируются более зрелые отношения. Романтические отношения подростков еще не сильно связаны с сексуальностью, для подростков важно само по себе общение с противоположным полом. Соединение воедино романтических отношений с сексуальностью происходит в юношеском возрасте. Именно изучение всех этих закономерностей, происходящих с подростками и юношами в отношении восприятия любви, позволяет решать проблемы, возникающие у них в эти периоды. Цель нашего исследования заключается в том, чтобы проверить нашу гипотезу о том, что юношеском возрасте любовь обладает определенными особенностями, а именно:
1) склонность к исповедальности,
2) повышенной эмоциональности,
3) понимании и душевной близости.
Для достижения цели нашего исследования были сформулированы следующие задачи:
База эмпирического исследования – ВГУ, факультет Философии и психологии.
Объект исследования – студенты 1 курса
Для проведения эмпирического
исследования нами выбран
Изначально шкалы любви и симпатии З. Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника З. Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.
В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений.
Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.
В
окончательный вариант
Статистическим критерием обработки данных в нашей работе будет служить ранговый критерий Манна–Уитни, который покажет нам сходства и различия в результатах, полученных при исследовании наших испытуемых. Мы будем использовать ранговый критерий Манна–Уитни, так как является аналогом критерия Стьюдента и особенно эффективен при сравнительно малых объемов выборок (до 60).
Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я» - концепцию самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.
Юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Впервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания. В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Дружба также является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.
Мы изучили особенности дружбы и любви в юношеском возрасте.
Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась.
В ходе курсовой работы мы решили следующие задачи:
рассмотрели понятие сущность дружбы.
охарактеризовали
3)
выявили психологические
Сформулировали рекомендации учителям и педагогам:
для
того, чтобы повысить эффективность
психологической
Для
учителей и преподавателей важно, чтобы
было взаимопонимание с учениками,
открытые отношения. Чтобы устраивали
открытые мероприятия с психологом,
на которых могли бы разрешить
проблемы юношеского возраста, дать нужные
советы и рекомендации. Важно чтобы родители
понимали и поддерживали детей
во всем.
Информация о работе Психологические особенности дружбы и любви в юношеском возрасте