Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в нашей работе решались следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность дружбы.
2) охарактеризовать психологический феномен любви.
3) выявить психологические особенности юношеского возраста.
4) выделить особенности дружбы и любви в юношеском возрасте.
5) сформулировать рекомендации учителям и педагогам, юношам и девушкам, а так же психологам для регулирования межличностных отношений юношей и девушек.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава I. Психологическая характеристика дружбы и любви
I.1 Понятие сущность дружбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
I.2 Психологическая характеристика любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Психологические особенности юношеского возраста
II.1 Психологическая характеристика юношеского возраста . . . . . . . .17
II.2 Анализ взаимоотношений в юношеском возрасте. . . . . . . . . . . . . .21
II.3 Психологические особенности дружбы и любви в юношеском
возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. Эмпирическое исследование психологических особенностей дружбы и любви в юношеском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
III.1 Программа эмпирического исследования
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноши находятся на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) [9] превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) [2] жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. Так же в описании Божович Л. И. [2] в юношеском возрасте главное внимание сосредоточено на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни, форматировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. В юношеском возрасте психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения. Э. Шпрангер [9] писал, что существуют три типа юности. Первый характеризуется резкими, бурными изменениями, наличием внешних и внутренних конфликтов, что и отражается в известной метафоре «юность – второе рождение». Второй тип – когда усвоение норм и ценностей взрослого общества происходит плавно, постепенно, без заметных изменений в личности самого подростка. Третий тип, подобно первому, предполагает довольно быструю психологическую перестройку однако это юноша, обладающий сильным характером, который сравнительно легко справляется с возрастным трудностями и сознательно формирует собственное будущее.
В этом периоде усиливается значимость собственных ценностей, хотя подростки и остаются подверженными внешним влиянием. Развивается самосознание, а значит и усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, но теперь – более тонко. Появляются неопределенные суждения типа: «У меня плохой характер, но он меня устраивает» [3].
В связи с развитием уровня самооценки возрастает и уровень тревожности. Дети часто воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и переживают страх и волнение из-за этого. Повышение такого рода тревожности связано с положением выпускного класса, предстоящим экзаменами, отбором в 10-й класс и возможным началом нового пути в жизни. Тревожность одинаково высока у мальчиков и девочек.
В переходный период притупляется острота восприятия сверстников, большой интерес вызывают взрослые, чей опыт и знания помогают ориентироваться в вопросах, касающихся будущей жизни.
Старшие подростки достаточно четко излагают свои представления о системе общественных отношений, о роли и месте в ней человека.
Современные
девятиклассники ориентируются, прежде
всего, на работу, позволяющую зарабатывать
на жизнь. При этом они не уверены
в собственных силах и
Межличностные
отношения и отношения в семье
становятся менее значимыми, хотя раньше
этот план жизни волновал их больше
всего. Влияние и функции родителей
и друзей вообще различаются не столько
количественно, сколько качественно. Это
одинаково необходимые и важные, но принципиально
разные виды взаимоотношений, одно не
заменяет другого. «Родители не друзья,
а друзья не родители»[12].
2.2
Анализ взаимоотношений
в юношеском возрасте
Одна из самых главных особенностей юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
Отечественные психологи, начиная с Л. С. Выготского [9], единодушно считают главным новообразованием юношеского возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют юношу снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – юноши претендуют быть взрослыми и в это же время знают, что уровень их притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Значительное влияние на личность юношей и девушек оказывает стиль их взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества. Так же, не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. [10]
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения(родительская любовь), а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание [5].
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям.
Наилучшие взаимоотношения юношей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Авторитарный стиль вызывает
у детей отчуждение от
Переходный возраст – период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям, поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие. Юноша не может повзрослеть, не разорвав «пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои отношения с ними в новую, гораздо более сложную систему эмоциональных привязанностей, центром которой являются не родители, а он сам. Добиваясь расширения своих прав, юноши нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в то числе и материальные. «Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.
Трудности перестройки взаимоотношений с родителями связано с тем, что родители не признают всерьез переживаний детей; дети ревностно отстаивают свое право на автономию в сфере моральных и ценностных ориентаций [16].
Отношения
детей и родителей
Время
общения со сверстниками существенно
увеличивается, расширяется его
социальное пространство ( включаются
учащиеся, студенты, военнослужащие, рабочие),
география общения также
Особенно
обостряются способности
Часто возникает взаимная
Отношения
между учителем и учеником никогда
не бывают и не могут быть абсолютно
равными – сказываются и
Общение
со сверстниками – две противоположные
тенденции в общении: 1) расширение
его сферы и растущая индивидуализация;
2) обособление. Потребность в дружбе
и любви усиливается, дружба характеризуется
большей устойчивостью по сравнению с
подростковой. В ней на первый план выдвигается
интимность, эмоциональное тепло, искренность,
она идеализируется, также как и друзья.
Уровень требований к дружбе и друзьям
высок.
2.3.
Психологические
особенности дружбы
и любви в юношеском
возрасте.
Юношеский
возраст характеризуется
В определениях дружбы преобладает два мотива: 1) требование взаимопомощи и верности и 2) ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.
Дружба юношей и девушек отличается более глубоким устойчивым характером, чем у подростков. Значимым становится стремление к эмоциональной теплоте, искренности. Возникает желание поделиться с другом чем-то личным. Достаточно характерным является то, что юноши пытаются идеализировать дружбу и своих друзей [11].
В то же время они достаточно требовательны по отношению к ним. У юношей может возникнуть ощущение в недостаточной близости с друзьями.
Для юношеского возраста, так же как и для других, характерно желание завязывать дружеские отношения с людьми своего пола. Юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстнику, значительно реже –старшему и совсем редко – младшему. Но взаимоотношение девушек и юношей несколько меняются. Их общение становится более активным. В этот период возникает желание испытать новые глубокие чувства. У девушек во всех возрастах друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола – больше, чем у юношей.
Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайно эмоциональна. Дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.
Информация о работе Психологические особенности дружбы и любви в юношеском возрасте