Психологические особенности дружбы и любви в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в нашей работе решались следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность дружбы.
2) охарактеризовать психологический феномен любви.
3) выявить психологические особенности юношеского возраста.
4) выделить особенности дружбы и любви в юношеском возрасте.
5) сформулировать рекомендации учителям и педагогам, юношам и девушкам, а так же психологам для регулирования межличностных отношений юношей и девушек.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава I. Психологическая характеристика дружбы и любви
I.1 Понятие сущность дружбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
I.2 Психологическая характеристика любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Психологические особенности юношеского возраста
II.1 Психологическая характеристика юношеского возраста . . . . . . . .17
II.2 Анализ взаимоотношений в юношеском возрасте. . . . . . . . . . . . . .21
II.3 Психологические особенности дружбы и любви в юношеском
возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. Эмпирическое исследование психологических особенностей дружбы и любви в юношеском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
III.1 Программа эмпирического исследования
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском  возрасте составляет то, что юноши находятся на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) [9] превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) [2] жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. Так же в описании  Божович Л. И. [2] в юношеском возрасте главное внимание сосредоточено на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни, форматировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. В юношеском возрасте психическое развитие есть врастание индивидуальной  психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения.                   Э. Шпрангер [9] писал, что существуют три типа юности. Первый характеризуется резкими, бурными изменениями, наличием внешних и внутренних конфликтов, что и отражается в известной метафоре «юность – второе рождение». Второй тип – когда усвоение норм и ценностей взрослого общества происходит плавно, постепенно, без заметных изменений в личности самого подростка. Третий тип, подобно первому, предполагает довольно быструю психологическую перестройку однако это юноша, обладающий сильным характером, который сравнительно легко справляется с возрастным трудностями и сознательно формирует собственное будущее.

     В этом периоде усиливается значимость собственных ценностей, хотя подростки и остаются подверженными внешним влиянием. Развивается самосознание, а значит и усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, но теперь – более тонко. Появляются неопределенные суждения типа: «У меня плохой характер, но он меня устраивает» [3].

     В связи с развитием уровня самооценки возрастает и уровень тревожности. Дети часто воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и  переживают страх и волнение из-за этого. Повышение такого рода тревожности связано с положением выпускного класса, предстоящим экзаменами, отбором в 10-й класс и возможным началом нового пути в жизни. Тревожность одинаково высока у мальчиков и девочек.

     В переходный период притупляется острота восприятия сверстников, большой интерес вызывают взрослые, чей опыт и знания помогают ориентироваться в вопросах, касающихся будущей жизни.

     Старшие подростки достаточно четко излагают свои представления о системе  общественных отношений, о роли и месте в ней человека.

     Современные девятиклассники ориентируются, прежде всего, на работу, позволяющую зарабатывать на жизнь. При этом они не уверены  в собственных силах и возможностях достичь высокой материальной обеспеченности. Эта неуверенность и приводит многих учеников остаться в школе еще на два года.

     Межличностные отношения и отношения в семье  становятся менее значимыми, хотя раньше этот план жизни волновал их больше всего. Влияние и функции родителей  и друзей вообще различаются не столько количественно, сколько качественно. Это одинаково необходимые и важные, но принципиально разные виды взаимоотношений, одно не заменяет другого. «Родители не друзья, а друзья не родители»[12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Анализ взаимоотношений  в юношеском возрасте 

     Одна  из самых главных особенностей юношеского возраста – смена значимых лиц  и перестройка взаимоотношений  со взрослыми.

     Отечественные психологи, начиная с Л. С. Выготского [9], единодушно считают главным новообразованием юношеского возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют юношу снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – юноши претендуют быть взрослыми и в это же время знают, что уровень их притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

     Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Значительное влияние на личность юношей и девушек оказывает стиль их взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

     Существует  несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством  которых родители влияют на своих  детей. Во-первых, подкрепление: поощряя  поведение, которое взрослые считают  правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества. Так же, не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. [10]

     Вместе  с тем весьма важны эмоциональный  тон семейных взаимоотношений и  преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

     Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой  стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения(родительская любовь), а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание [5].

     Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с  определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям.

     Наилучшие взаимоотношения юношей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля  воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

       Авторитарный стиль вызывает  у детей отчуждение от родителей,  чувство своей незначительности  и нежеланности в семье. Родительские  требования, если они кажутся  необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность.

     Переходный  возраст – период эмансипации  ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для  юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям, поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие. Юноша не может повзрослеть, не разорвав «пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои отношения с ними в новую, гораздо более сложную систему эмоциональных привязанностей, центром которой являются не родители, а он сам. Добиваясь расширения своих прав, юноши нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в то числе и материальные. «Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

     Трудности перестройки взаимоотношений с  родителями связано с тем, что  родители не признают всерьез переживаний  детей; дети ревностно отстаивают свое право на автономию в сфере моральных и ценностных ориентаций [16].

     Отношения детей и родителей ассиметричны, неравноправны. Чрезвычайно важные для переходного возраста и юности темы – «этапы полового созревания»  и «интимные отношения» – занимают последние места в разговорах с родителями [2]. Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые аспекты жизни детей, тем суше, казеннее, регламентированнее становятся их взаимоотношения. Юноши в свою очередь, невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма.

     Время общения со сверстниками существенно  увеличивается, расширяется его  социальное пространство ( включаются учащиеся, студенты, военнослужащие, рабочие), география общения также расширяется. Это феномен называется «ожиданием общения», когда поиск общения и готовность  к новым контактам постоянны. Параллельно происходит постоянный физический и интеллектуальный рост, что обеспечивает базу для общения; возрастает необходимость нового опыта и признания [10].

     Особенно  обостряются способности чувствовать  состояния других лиц и переживать их как свои. Однако юношескому общению  свойственно стремление к обособлению  – стремление оградить свой образующийся уникальный мир от вторжения сторонних  людей для укрепления чувства личности, сохранения индивидуальности реализации своих притязаний на признание. Потребность в обособлении выражается как в общении, так и в уединении: при общении молодые люди находят свою позицию в окружающей их среде, свое «Я», а уединение позволяет осмыслить эту потребность и пути ее реализации.

       Часто возникает взаимная напряженность  при общении, т.к. общительность  у юношей эгоцентричная, а потребность  в самовыявлении выше интереса  к чувствам другого. Сочетание  духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность.

     Отношения между учителем и учеником никогда  не бывают и не могут быть абсолютно  равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей. Можно сказать что эти отношения строятся на основе: 1) индивидуальных человеческих качеств преподавателя, в котором юноши и девушки хотят видеть друг друга; 2) профессиональной компетентности, на уровне знаний и в качестве преподавания; 3) умения справедливо распоряжаться данной  учителю властью [1].

     Общение со сверстниками – две противоположные  тенденции в общении: 1) расширение его сферы и растущая индивидуализация; 2) обособление. Потребность в дружбе и любви усиливается, дружба характеризуется большей устойчивостью по сравнению с подростковой. В ней на первый план выдвигается интимность, эмоциональное тепло, искренность, она идеализируется, также как и друзья. Уровень требований к дружбе и друзьям высок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Психологические  особенности дружбы  и любви в юношеском  возрасте. 

     Юношеский возраст характеризуется большим  стремлением к дружеским отношениям и любви. В основе юношеский тип  тяги к дружбе – страстная потребность  в понимании другого и себя другим самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания.

     В определениях дружбы преобладает два  мотива: 1) требование взаимопомощи и  верности и 2) ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

     Дружба  юношей и девушек отличается более  глубоким  устойчивым характером, чем у подростков. Значимым становится стремление к эмоциональной теплоте, искренности. Возникает желание поделиться с другом чем-то личным. Достаточно характерным является то, что юноши пытаются идеализировать дружбу и своих друзей [11].

     В то же время они достаточно требовательны  по отношению к ним. У юношей может  возникнуть ощущение в недостаточной  близости с друзьями.

     Для юношеского возраста, так же как  и для других, характерно желание  завязывать дружеские отношения  с людьми своего пола. Юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстнику, значительно реже –старшему и совсем редко – младшему. Но взаимоотношение девушек и юношей несколько меняются. Их общение становится более активным. В этот период возникает желание испытать новые глубокие чувства. У девушек во всех возрастах друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола – больше, чем у юношей.

     Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайно эмоциональна. Дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Информация о работе Психологические особенности дружбы и любви в юношеском возрасте