Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в нашей работе решались следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность дружбы.
2) охарактеризовать психологический феномен любви.
3) выявить психологические особенности юношеского возраста.
4) выделить особенности дружбы и любви в юношеском возрасте.
5) сформулировать рекомендации учителям и педагогам, юношам и девушкам, а так же психологам для регулирования межличностных отношений юношей и девушек.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава I. Психологическая характеристика дружбы и любви
I.1 Понятие сущность дружбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
I.2 Психологическая характеристика любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Психологические особенности юношеского возраста
II.1 Психологическая характеристика юношеского возраста . . . . . . . .17
II.2 Анализ взаимоотношений в юношеском возрасте. . . . . . . . . . . . . .21
II.3 Психологические особенности дружбы и любви в юношеском
возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. Эмпирическое исследование психологических особенностей дружбы и любви в юношеском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
III.1 Программа эмпирического исследования
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава I. Психологическая характеристика дружбы и любви
I.1 Понятие сущность дружбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
I.2 Психологическая характеристика любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Психологические особенности юношеского возраста
II.1 Психологическая характеристика юношеского возраста . . . . . . . .17
II.2 Анализ взаимоотношений в юношеском возрасте. . . . . . . . . . . . . .21
II.3 Психологические особенности дружбы и любви в юношеском
возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. Эмпирическое исследование психологических особенностей дружбы и любви в юношеском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
III.1 Программа эмпирического исследования
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список
литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Введение
Проблема
межличностных отношений
Дружба возникает на основе ценностно-ориентационного единства – совпадения позиций и оценок, и интимных отношениях, признании его самоценности. В юности и ранней взрослости она эмоционально более насыщена, а в последующие возрастные периоды – остаётся фактором социальной стабильности и защищённости. В дружеских отношениях люди как бы формируют эталон межличностных отношений, переводят их на высоконравственную основу. Дружба не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации. Наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности. Юношеская дружба отличается удивительной устойчивостью и проявляется в самых различных социальных и культурных средах. Самым главным счастье – то счастье когда тебя понимают.
Любовь
– высшая степень эмоционально положительного
отношения к лицу на основе предельно
высокой оценки его социальных и
физиологических достоинств, влечения
к нему, стремления стать для него
личностно наиболее значимым. Любовь
характеризуется страстностью - сильным
и стойким чувством, доминирующим в психике
человека,
объединяющим все его помыслы и побуждения. Рационально-волевая деятельность индивида при этом нередко поглощается подсознательно-эмоциональной доминантой.
Будучи глубоко интимным чувством, любовь порождает претенциозность – требует ответного чувства и нередко сопровождается мучительным чувством ревности. Социальное начало в любви интегрируется с биологическими потребностями индивида. Мечта о любви выражает прежде всего жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви. Друзей противоположного пола у старшеклассников значительно меньше, чем друзей своего пола. Еще реже лиц противоположного пола называют в качестве ближайших друзей.
Таким образом, актуальность нашего исследования связана с тем, что в юношеском возрасте человек может испытать новые чувства, более глубокие, чем раньше, на этом этапе жизни появляется интимная жизнь, дружба становится более значимой, появляется первая любовь. И эта проблема была и будет актуальна во все времена.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить особенности дружбы и любви в юношеском возрасте.
Объектом исследования является дружба и любовь, предметом – психологические особенности дружбы и любви в юношеском возрасте.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что в юношеском возрасте дружба и любовь обладают определенными особенностями, а именно: склонностью к исповедальности, повышенной эмоциональности, понимании и душевной близости.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в нашей работе решались следующие задачи:
1)
рассмотреть понятие и
2) охарактеризовать психологический феномен любви.
3)
выявить психологические
4) выделить особенности дружбы и любви в юношеском возрасте.
5) сформулировать рекомендации учителям и педагогам, юношам и девушкам, а так же психологам для регулирования межличностных отношений юношей и девушек.
При исследовании данной темы мы будем использовать методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, систематизация и классификация теоретического материала.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что курсовая работа систематизировала существующие знания в таких областях психологии науки как: возрастная психология, социальная психология, общая психология, педагогика.
Практическая
значимость заключается в том, чтобы
исследование помогло решить проблемы
взаимоотношений юношей и девушек, внесло
вклад в виде рекомендаций по общению
с юношами и девушками, а так же рекомендации
самим юношам и девушкам, психологам, преподавателям,
родителям.
Глава I. Психологическая характеристика
I.1Понятие и сущность дружбы
Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии. Дружбе присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.[8]
Необходимо различать дружбу как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание дружбы менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание дружбы как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.
Хотя дружба – интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.
Содержание
и функции дружбы существенно
меняются с возрастом. Детскую дружбу
характеризует эмоциональная
В Италии слово «дружба» приобрело даже негативный оттенок: оно стало означать что-то вроде привилегии или протекции. Что бы устроиться на работу или на лечение в больницу, снять квартиру, нужны рекомендации, нужна чья-то дружба. Если пойти законным путем с соблюдением всех формальностей, ничего не добьешься. Дружба – это средство обойти других, выйти за пределы установленной нормы. Таким образом, слово «дружба» в конечном итоге вобрало в себя ряд частных значений, подразумевающих большие и малые привилегии, существующие в системе человеческих отношений.
И не смотря на это «дружба» продолжает оставаться основным элементом нашей жизни. И может быть, в не меньшей степени, чем в древние времена. Основные характеристики дружбы – то, что отличает ее от других видов межличностных отношений – то же не изменилось. За пять столетий до Рождества Христова в Китае Конфуций называл пять основных типов межличностных отношений, в каждом из которых есть сторона, главенствующая и сторона подчиняющаяся: между императором и его подданным, между отцом и сыном, между мужчиной и женщиной, между старшим братом и младшими братьями. И пятый тип отношений, иерархический: отношения между равными – это и есть дружба. Конечно, в разные эпохи и в разных обществах формы дружбы были различными.
Что мы понимаем под словом «дружба»? Интуитивно оно вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность. Эмпирические исследования тоже показывают, что подавляющее большинство людей именно так представляет себе дружбу. Так Райзман в своей последней книге написал: «Друг – это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства». И этим определением Райзман ставит дружбу в число альтруистических, искренних, чувств. Но этим определением Райзман считается слишком расплывчато и касается любви в целом [8].
В современном мире под словом друг означает знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, соседа, коллегу, т.е. всех кто нам близок. Когда мы думаем о наших близких друзьях, о настоящей дружбе, мы имеем в виду определенную форму любви, существующей между людьми. Дружбу не трудно отличить от более поверхностных социальных отношений или от деловых связей, возникающих на профессиональной основе.
Дружба становится дружбой не с момента возникновения первого и единственного в своем роде открытия, а после целой серии встреч и более углубленного знакомства. Дружба может быть маленькой – одно лишь слабое движение души, и может быть большой, очень большой.
Дружба – это сложное переплетение встреч. Встреча – это пересечение двух жизненных траекторий, двух судеб. Друзьям хорошо вместе, они улыбаются, чувствуют себя счастливыми. Дружба подвержена кризисам, как и все межличностные отношения. Кризис заключается в том, что один из друзей теряет уверенность в дружбе другого и даже может почувствовать себя обманутым, непонятым. Преодолеть кризис – значит вновь ощутить, что друг понимает нас до конца, а мы понимаем его.
И.С. Кон [8] выделяет в качестве психологических измерений дружбы следующие параметры:
1)
степень общительности
Кон на основе социологических исследований, делает выводы, что для образования дружеских отношений в парах очень большое значение имеет совместная деятельность и принадлежность к одному и тому же коллективу.
2) степень устойчивости этих контактов и привязанностей: Кон считает степень сходства между людьми.
3)
степень их глубины и
Потребность в психологической близости с другом растет с возрастом и достигает своего апогея у 18 – 19-летних студентов, причем у девушек эта потребность во всех возрастах выражена значительно сильнее, чем у юношей. Половые различия сказываются на характере межличностной привлекательности. И.С. Кон [7] отмечает качественные различия между мужской и женской дружбой. «Мужская» дружба воплощает преимущество предметно – деятельное начало; «женская» - субъективно-эмоциональное.
Повышенная эмоциональность женской дружбы может повышать ее конфликтность и снижать устойчивость.
Л.Я. Гозман и В.А. Лосенков сопоставляли типы общения и степень психологической близости с некоторыми индивидуальными особенностями испытуемых. Единственный достоверный вывод состоял в том, что психологическая близость с друзьями не сочетается устойчиво ни с какими специфическими чертами личности. Но устойчивые виды нейротизма делает неустойчивыми все виды привязанности [3].
Дружба – это отношения между двумя совершенно свободными индивидами, встреча равных. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное экономическое и социальное положение, но только при том условии, если они встретятся как два независимых человека, обладающих одинаковой властью и равным достоинством. Дружба – это неожиданный дар, а не постоянная благотворительность.
Информация о работе Психологические особенности дружбы и любви в юношеском возрасте