Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в нашей работе решались следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность дружбы.
2) охарактеризовать психологический феномен любви.
3) выявить психологические особенности юношеского возраста.
4) выделить особенности дружбы и любви в юношеском возрасте.
5) сформулировать рекомендации учителям и педагогам, юношам и девушкам, а так же психологам для регулирования межличностных отношений юношей и девушек.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава I. Психологическая характеристика дружбы и любви
I.1 Понятие сущность дружбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
I.2 Психологическая характеристика любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Психологические особенности юношеского возраста
II.1 Психологическая характеристика юношеского возраста . . . . . . . .17
II.2 Анализ взаимоотношений в юношеском возрасте. . . . . . . . . . . . . .21
II.3 Психологические особенности дружбы и любви в юношеском
возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. Эмпирическое исследование психологических особенностей дружбы и любви в юношеском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
III.1 Программа эмпирического исследования
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Дружба
между бывшими влюбленными
Дружба
существовала во времена Конфуция и
продолжает существовать и поныне.
У нас нет никаких оснований
думать, что в будущем она исчезнет.
Просто у дружбы такая идеальная модель,
которой обязательно нужно следовать.
И в зависимости от того, насколько мы
будем следовать этой модели, мир будет
наполняться для нас друзьями, которые
всегда будут дарить нам радость.
I.2 Психологическая характеристика любви
Любовь – более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее, и тем не менее только в последние несколько лет любовь стала серьезной исследовательской темой в социальной психологии.
Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором желание познания удовлетворяется благодаря единению. Любовь – единственный путь познания, который в акте единения отвечает на вопрос человека.
Над
всеобщей жизненной потребностью в
единстве возвышается более
Женско-мужская полярность также является основой для межличностного созидания. Это очевидно проявляется в биологическом отношении, где единство спермы в яйцеклетке дает основу ля рождения ребенка. Но и в чисто психической сфере дело обстоит не иначе; в любви между мужчиной и женщиной каждый из них рождается заново [17].
Любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм. Большинство людей все же уверены, что любовь зависит от объекта, а не способности. Они даже уверены, что это доказывает силу их любви, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека.
Мысль, что любовь – это ориентация, которая направлена на все, а не на что-то одно, не основана, однако, на идее, что не существует различия между разными типами любви, зависимыми от видов любимого объекта.
Эрих Фром [15] выделяет пять типов любви:
Любовь не является результатом адекватного сексуального удовлетворения, сексуальное счастье – даже знание так называемой сексуальной техники – это результат любви.
Любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Только в таком «центральном переживании» состоит человеческая реальность, только здесь жизненность, только здесь основа любви. Любовь, так переживаемая, это постоянный риск, это состояние не отдыха, а движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или конфликта, радости или печали является вторичным по отношению к основному факту, что два человека чувствуют полноту своего существования, а единстве друг с другом каждый из них обретает себя, а не теряет. Есть только одно доказательство наличия любви: глубина отношений, жизненность и сила каждого из любящих: это плод, по которому узнается любовь [13] .
Потребности
в зависимости и любви по Маслоу:
Когда физиологические
Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность.
Отсутствие
любви подавляет личностный рост
и развитие потенциала индивида. Исследования
психологов и психотерапевтов в
области перенанальной
Т. Кемпер – один из немногих, кто попытался интерпретировать чувство любви через какие-либо формализации с последующей «объективной» интерпретацией. Кемпер же попытался, в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций в явном виде задать выделение вариантов любви используя «проверяемые», с точки зрения теории, факторы.
Модель
Т. Кемпера основывается на двух независимых
факторах, которые присутствуют в
любых взаимоотношениях (не только
межличностных, но и тех, субъектами
которых выступают целые
Базируясь на этих двух факторах, Т. Кемпер выделяет семь типов любовных отношений в паре:
Говорить
о любви – это не «проповедь»
по той простой причине, что это
значит говорить о высшей и истинной
потребности каждого
Глава II. Психологические особенности юношеского возраста
II.1 Характеристика
юношеского возраста
Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17–21 г. - для юношей и 16–20 лет – для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления этот термин часто переводят как «отрочество» или в зависимости от контекста и внимательности переводчика– «подростковый возраст», либо – «юность», содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12–14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14–18 лет. Чаще их сужают до 15–17 лет, и тогда в юношеском возрасте оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы [14].
В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.
Юношеский возраст – исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и
личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого юношеский возраст не является полностью устоявшимся, люди 15–17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического и социального «созревания» протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека [10].
Психологическое изучение юношеского возраста началось в конце XIX века с описания юности выходцев из высших слоев общества. В результате в конце XIX — начала XX в. господствовала романтическая модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха «бури и натиска». Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид [10], Л. С. Выготского [10], а позднее Б. Заззо [10] и многих других становится невозможен анализ юношеского возраста без учета этнокультурных и социокультурных различий.
Информация о работе Психологические особенности дружбы и любви в юношеском возрасте