Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
-чувствительность, проявление нетерпения на любые действия;
- негативное восприятие запретов со стороны взрослых;
- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.
Введение………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7
Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их последствия…………………………………….26
Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42
Заключение………………………………………………………….......48
Литература……………………………………………………………….49
Приложения
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления «лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Область применения теста «Рука»
Применение теста «Рука» будет наиболее эффективным в следующих областях.
1. В судебной психологии
для анализа агрессивности и
предсказания агрессивных
2. В условиях психиатрической клиники тест “Рука” может применяться:
А) как средство первичного контакта с пациентом, т.к. тест позволяет оперативно оценить систему диспозиций личности, выявить наиболее актуальные проблемы и наметить пути дальнейшей работы,
Б) как средство оценки
актуального состояния
В) в качестве инструмента
предсказания особенностей поведения
пациентов психиатрических
Г) как дополнительная информация для уточнения врачебного диагноза (демонстративность, ипохондрические тенденции, астеничность и т.д.)
3. Возможно применение
теста при профотборе и
Применение теста в профориентации предполагает качественный анализ по всем категориям теста, определение направленности, индивидуально-психологических особенностей. Например, при подборе руководителей, преобладание директивных установок над тенденцией к социальной кооперации позволяет предсказать жесткую авторитарную позицию лидера. Оценка этого параметра по тесту “Рука” не требует больших затрат времени и участия нескольких экспертов подобно другим методикам оценки стиля руководства, существующим на сегодняшний день.
4. Тест «Рука» может использоваться для диагностики межличностных отношений. Инструкция в этом случае несколько изменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом экспериментатор говорит: “Представьте себе, что это рука Вашего мужа (ребенка, начальника, жены и т.п.)”. При таком анализе можно увидеть, какие тенденции приписываются партнеру и, таким образом, проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.
Приведенные примеры
не исчерпывают возможностей теста.
Он может применяться во всех тех
случаях, когда экспериментатора интересует
такая характеристика актуального
состояния испытуемого как
Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица (подобно пустой карточке в Тематической апперцепции тесте), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:
Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действием, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям, т. е. ? («агрессия» + «указания») — ? («страх + «привязанность» + «коммуникация» + «зависимость»). Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм» , и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.
В теоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
Стимульный материал к тесту Рука
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
методика «Агрессивность»
(модификация теста Розенцвейга).
Что случилось?
Содержание игры. Можно использовать любую предметную картинку с изображением конфликтной ситуации, агрессивного поведения людей. Взрослый предлагает детям рассмотреть картинку. Спрашивает: «Что вы видите?», «Что случилось, почему и как надо помочь человеку?». Добавляет: «Кто больше придумает предложений — тот и молодец!»
Цели игры: Налаживание контакта с «проблемным» ребенком через беседу об особенностях ситуации и поведения персонажей, изображенных на картинке. Осознание ребенком и диагностика взрослым причин, ближайших и отдаленных последствий агрессивного и вспыльчивого, притесняющего, оппозиционно-вызывающего поведения, особенностей переживания чувства обиды, подавленности у ребенка и т.п.
Ход игры: Взрослый напоминает детям, что люди могут быть разными: агрессивными, заторможенными, демонстративными, обидчивыми и др. Взрослый предлагает детям вспомнить случай агрессивного поведения своего собственного или сверстников. Особое внимание можно уделить выяснению возможных причин агрессивного и вспыльчивого поведения людей. Для этого взрослый задает детям вопросы: «Почему и как часто (всегда, иногда) так поступает персонаж?», «А еще почему?», «А как вы поступили бы на его месте?» и др. Взрослый предлагает детям попытаться решить ситуацию, спрашивает, как можно изменить агрессивное или обидчиво-боязливое состояние. Что делать? Как помочь? В случае затруднения сам дает ответы: надо подумать о хорошем; промолчать; пожалеть другого; забыть про обиду; рассказать про обиду родителям. В процессе или в конце игры взрослый может подвести итоги: сколько было «хороших» и «плохих или обидных» высказываний. Можно придумывать клички персонажам (Электроник взбесился; Грозный Промокашкин и др.) для стимуляции чувства юмора у детей.
Я сам (а) 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Комментарий специалиста. Эту игру можно назвать «проективной». Дети переносят свое собственное негативное состояние и негативный опыт взаимоотношений с другими на восприятие «сердитого человека».
Содержание игры. Взрослый предлагает детям ответить на вопросы, на кого или на что похожи мама, папа и др., когда сердятся, и как часто это бывает, и выбрать соответствующую картинку.
Цель игры. Диагностика и осознание детьми особенностей агрессивного поведения своего и других.
Ход игры. Взрослый рассказывает детям, что человек злится, когда у него что-нибудь не получается, когда хочет сделать плохо другому человеку или быть сильнее и т.п. Какой бывает злость? Как кошка — это сестра царапается или оскаливается, как кошка; это мама сердится, как кошка, которую гладят против шерсти, а кошка фыркает и уходит; как динозавр — это мама, когда кричит на папу и на нас с братом; это дядя Володя рычит, и в пол вилку бросает, и уходит телевизор смотреть; как молния — это папа, когда говорит грубо на маму; это мальчик Кирилл, когда пенал ломает: как шестеренки — это сестра, когда жмет, давит, и один раз чуть не удушила меня; это бабушка, когда ходит молчаливая и угрюмая и ни с кем не разговаривает; как змея это брат кусается, как змея; это когда у бабушки змеиное выражение лица: глаза не мигают, губы сжаты; это когда сестра говорит обидные слова, которые задевают, — ужалит (укусит) и ползет, как змея; как консервная банка — это папа, когда рвет одежду мамы или бросается ложками, бросил банку и разбил окно. Взрослый спрашивает: «На что еще похож злой человек?» — и предлагает нарисовать, например, вулкан, горячий утюг, огненного льва, волка. Со слов ребенка взрослый определяет, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессии у ребенка и взрослых, и подчеркивает соответствующую цифру в таблице: 0 — нет проявлений агрессивности, 1 — проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 — часто, 3 — почти всегда, 4 — непрерывно. • При подсчете баллов агрессивность мамы, папы, брата и других оценивается как низкая (0 6 баллов); средняя (6-12 баллов); высокая (12-18 баллов); очень высокая (18-24). • Следует отметить, что эти оценки всего лишь средство для понимания того, что такое агрессивность глазами ребенка.
Ты диктуй, а я буду писать о том, что случилось?
Содержание игры. Один ребенок толкнул другого, тот заплакал. Взрослый подходит к обиженному и говорит: «Что случилось? Ты диктуй, а я записывать буду». При этом пишет, делает пометки на листе бумаги или изображает действия письма; задает наводящие вопросы по поводу конфликтной ситуации; затем предлагает зачитать это письмо обидчику.
Правила игры. Нельзя рассказывать (диктовать) грубо и оскорбительно, обидчик и обиженный не должны перебивать друг друга.
Цели игры. Осознание особенностей агрессивного и вспыльчивого поведения ребенком-агрессором; осознание и отреагирование особенностей негативного эмоционального состояния и поведения ребенком-жертвой,
Ход игры. Вначале взрослый задает уточняющие и наводящие вопросы обиженному, ребенку-агрессору и детям-свидетелям конфликта: «Как ты думаешь, что тут случилось?», «А кто видел, что произошло?», «Кто хочет дополнить рассказ (обиженного или обидчика)?»
Варианты игры: 1) ребенок рассказывает о том, что случилось, кукле; 2) взрослый предлагает ребенку, свидетелю случившегося, взять интервью-беседу с обидчиком или обиженным под руководством взрослого. В руки ребенку можно дать микрофон (палочку).
Зло ищу – пальцем покажу!
Содержание игры. Взрослый говорит детям: «Раз, два, три! Где зло прячется — покажи, а затем свой выбор объясни! Дети, закройте глаза, руку вверх поднимите и, не открывая- глаз, пальцем укажите, где у вас зло прячется (в коленках, в руках, голове, животе)».
Правила игры. Нельзя опускать палец, если не назвал и не объяснил свой выбор самостоятельно или при помощи наводящих вопросов взрослого; нельзя подсматривать раньше, чем сделал свой выбор (когда в игру играет одновременно несколько детей).
Цели игры для ребенка. Пережить чувство облегчения в процессе игры со взрослым и сверстниками через отреагирование обиды, чувства подавленности для ребенка-жертвы притеснения. « Поговорить о тех, кто обижает, и тех, кто не умеет «постоять за себя» в игровой ситуации.
Цели игры для взрослого. Стимуляция осознания ребенком особенностей проявлений, причин и направленности агрессивного поведения; поведения жертвы. Формирование менее агрессивных способов поведения между детьми. Обучение детей выражению собственных переживаний, агрессивного поведения словами.