Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
-чувствительность, проявление нетерпения на любые действия;
- негативное восприятие запретов со стороны взрослых;
- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.
Введение………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7
Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их последствия…………………………………….26
Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42
Заключение………………………………………………………….......48
Литература……………………………………………………………….49
Приложения
Методика «Агрессивность» (Модификация теста Розенцвейга).
Тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным неспровоцированным действиям. Приложение 4.
В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть поняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.
Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрессией, причем даже тогда, когда действие другого человека не было вызвано стремлением причинить ему неприятности. Индивид, у которого личностная черта агрессивности выражена слабо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: дружелюбно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успокоить, не придать значения случившемуся и т.п.
Перед началом исследования все испытуемые получают инструкцию следующего содержания:
«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек, Один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого человека и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».
Оценка результатов и выводы об уровне развития (см. Приложение 4).
ТЕСТ А. АССИНГЕРА (ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ).
Флегматичный человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но и с чрезмерно агрессивным, набрасывающимся как тигр из засады, неприятно общаться.
Тест А. Ассингера, позволяет
определить, достаточно ли человек
корректен в отношении с
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста
Коррекция агрессивности - это гибкое чередование и комбинирование стратегий, т.е. методов, и тактик, т.е. приемов, поведения взрослого в зависимости от меняющегося поведения ребенка (агрессора, жертвы, свидетеля притеснения) и от конкретных внешних обстоятельств.
Под стратегиями понимаются наиболее общие и эффективные методы влияния взрослого на агрессивное поведение ребенка. Это медикаментозные и немедикаментозные средства: методы речевого воздействия, психотерапии, игротерапии, арттерапии и др. Они могут использоваться как последовательно, так и одновременно.
Тактики коррекции — это игровые задачи-приемы, длящиеся от 2-3 до 10-15 минут и более, которые вводит взрослый в особое или нарушенное поведение ребенка. Игровые задачи имеют структуру: цели, игровые действия, правила и варианты их выполнения. Их можно сгруппировать по стратегиям. Какая-нибудь одна игровая задача может реализовать две или три стратегии.
Поскольку одним из основных видов дошкольной деятельности является игра, применение метода игротерапии наиболее эффективно, в особенности если словесные способы воздействия на ребенка уже исчерпаны. К тому же, в специально организованных игровых ситуациях успешно может осуществляться диагностика агрессивности. Преимущество такого способа диагностики в том, что ребенок проявляет себя спонтанно, непосредственно, в условиях мотивации соревновательности, дефицита времени на «размышление» и т.п.
При этом игровые задачи могут быть различными: в виде рисуночных игровых задач, игровых задач с использованием разнообразных игровых предметов, «агрессивных» или «опасных» игрушек (оружие, животные типа крокодила, волка и т.п.), пугающих и опасных сказочных персонажей (Баба-яга, Кощей Бессмертный, черт).
Основное средство диагностики агрессивности в игре — разнообразие игровых действий, которые организует взрослый. Это преследование—избегание, ловля или бросание мяча, удары и толкания, т.е. действия, несущие вероятность угрозы, разрывание бумаги, использование оценочных высказываний с элементами шутки, иронии и провокации в их единстве.
На первый план могут
выступать такие методы коррекции
агрессивных тенденций у
Стратегия на стимуляцию гуманных чувств.
Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого.
Стратегия на осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния.
Стратегия на отреагирование агрессивного поведения.
Стратегия на моделирование через провокацию и преодоление состояния.
Это создание условий, при которых возникают состояния агрессивности у ребенка-агрессора и нерешительности, подавленности у ребенка-жертвы, с целью выявления выраженности (диагностики) этих состояний и «зоны ближайшего развития» в регуляции, преодолении, овладении этими состояниями, а также с целью отреагирования и переключения агрессии или подавленности у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.
Стратегия на переключение состояния.
Стратегия на положительное подкрепление, похвалу.
Стратегия на отрицательное подкрепление.
Это стремление взрослого уменьшить вероятность, частоту проявления ситуационно-личностных реакций агрессии или неуверенности у детей.
Стратегия на игнорирование.
Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности в поведении детей.
Стратегия на стимуляцию удивления.
Через неожиданность, новизну действий взрослого или ребенка с целью переключения на иное состояние.
«Ты всех так сильно толкаешь, а себя так сможешь?!» Ребенок безобразничает, а взрослый подходит к нему и все, что думает, без голоса ему говорит. Ребенок ударил кого-то, взрослый подходит к нему и спокойным или строгим голосом, рассматривая его кулак, говорит: «Эй, кулак, ты зачем бьешь других?»
Взрослый, обращаясь к плачущему ребенку, спокойным и доброжелательным голосом говорит: «Эй, плач (обида), не кричи, эй, плач (обида), уходи!»
В поле внимания агрессивного ребенка.
«А вы знаете, ребята, Юра сегодня обещал мне больше никогда никого не обижать! Как вы думаете, это правда или неправда? Поднимите руки, кто считает, что правда».
Стратегия на стимуляцию чувства юмора.
К собственному состоянию или состоянию другого.
«Тебе неловко, что ты обидел Иру, или «ловко»?» Агрессивный ребенок ударил кого-то, а взрослый подходит к нему и серьезным тоном говорит: «Ой, у тебя уши, кажется, позеленели! Ты знаешь, один мальчик дрался много, и у него точно так же позеленели!»
В поле внимания агрессивного ребенка.
Взрослый, обращаясь к ребенку-жертве, говорит: «Посмотри, сейчас Коля будет плакать, и просить у тебя прощения».
Взрослый предлагает всем детям и ребенку-жертве представить, как выглядит «зло». Для этого, бросая мяч, задает вопросы, требующие дополнения: «У зла глаза... (зеленого цвета); а уши... (большие, сморщенные); руки злого человека ... (с длинными когтями)...; злые мысли похожи на ...(сосульки)» и т.д. «Ребята, Петя всех подряд колотит, сейчас и за вас примется».
Стимуляция положительных эмоций.
Это самостоятельная стратегия, когда ребенок переживает эмоции радости, смеется, улыбается, хохочет; но может рассматриваться и как частный вариант стратегии на положительное подкрепление и похвалу.
Стратегия на установление телесного контакта.
Эта стратегия реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно-практической игровой деятельности.
Заключение
Агрессия может принимать самые различные формы и иметь разнообразие причин, и здесь важно помочь взрослому увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребенка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте.
Агрессивность имеет
качественную и количественную характеристики.
Как и всякое свойство, она имеет
различную степень
В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Некоторые психологи рассматривают агрессию как врожденное качество. Ребенок пытается изменить положение вещей, «достучаться» до взрослого, поэтому агрессивность не всегда носит негативный характер. Она может выражаться не только в непослушании и враждебности, но и в предприимчивости и активности. Не случайно ее относят к стеническим эмоциям, т.е. таким эмоциям, которые порождают активно-оборонительную реакцию.
Таким образом, искоренить
агрессивность полностью