Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
-чувствительность, проявление нетерпения на любые действия;
- негативное восприятие запретов со стороны взрослых;
- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.
Введение………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7
Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их последствия…………………………………….26
Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42
Заключение………………………………………………………….......48
Литература……………………………………………………………….49
Приложения
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.
3. Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. – Альманах института коррекционной педагогики; №4, 2001.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада./ Сост. А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983.
6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка/ Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
7. Годфруа, Ж. Что такое психология? Т. 1 Изд. «Мир», 2002 г.
8. Генри Паренс. Агрессия наших детей – СПб.; Речь, 2000.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко и Т.В.Лаврентьевой. – М., 1999.
10. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986.
11. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 1997.
12.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000.
13. Колосова, С.А. Агрессия и агрессивность. – «Школьный психолог», №25,26,27,28 2000год; Издательский дом «Первое сентября».
14. Крюкова, С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. — М.: Генезис, 2000.
15. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.
27. Педагогика и психология игры: Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Физическая агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68
«нет» = 1, «да» = 0: 9,17
2. Косвенная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63
«нет» = 1, «да» = 0: 26, 49
3. Раздражение:
«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64,72
«нет»=1, «да» = 0,11, 35, 69
4. Негативизм:
«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28
«нет» = 1, «да» = 0: 36
«да» = 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58
«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75
«да» = 1, «нет»= 0:3,15,23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66,74,75
«да» = 1, «нет» = 0:8,16,24,32,40,47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1,3,7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности – 6,5 - 7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Вопросник «Басса-Дарки».
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня (да-нет).
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить (да-нет).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Особенности процедуры обследования
Перед началом работы
с методикой ребенку
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Целесообразна только индивидуальная форма проведения тестирования
Ключи
№ шкал |
Назначение шкал |
Номера заданий |
Общее |
1 |
Отношение к матери |
1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 |
20 |
2 |
Отношение к отцу |
1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 |
20 |
3 |
Отношение к матери и отцу как родительской чете |
1-4, 6-8, 14, 17, 19 |
10 |
4 |
Отношение к братьям и сестрам |
1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 |
20 |
5 |
Отношение к бабушке и дедушке |
1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 |
15 |
6 |
Отношение к другу (подруге) |
1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40 |
20 |
7 |
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) |
1, 4, 5, 9, 11, 13, 17. 19, 26, 28-30, 32, 40 |
15 |
8 |
Любознательность |
5, 22-24, 26, 28-32 |
10 |
9 |
Доминантность |
20-22, 39 |
4 |
10 |
Общительность |
16, 22-24 |
4 |
11 |
Закрытость, отгороженность |
9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 |
15 |
12 |
Социальная адекватность поведения |
9, 25, 28, 32-38 |
10 |
Стимульный материал к методике Рене Жиля
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сидишь ты.
2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
4. А теперь размести
несколько человек и себя
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
Брат |
Папа и мама | |||
Сестра |
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал ты.
Папа и мама |
||||
Дедушка и бабушка |
8. Еще раз у знакомых.
Обозначь комнаты некоторых
9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
13.Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
14.Ты на прогулке
за городом. Обозначь
15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
16.
17.Теперь на этом
рисунке размести несколько
18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.