Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
-чувствительность, проявление нетерпения на любые действия;
- негативное восприятие запретов со стороны взрослых;
- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7
Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их последствия…………………………………….26
Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42

Заключение………………………………………………………….......48
Литература……………………………………………………………….49
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.

3. Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. – Альманах института коррекционной педагогики; №4, 2001.

4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада./ Сост. А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983.

6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка/ Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

7. Годфруа, Ж. Что такое психология? Т. 1 Изд. «Мир», 2002 г.

8. Генри Паренс. Агрессия наших детей – СПб.; Речь, 2000.

9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко и Т.В.Лаврентьевой. – М., 1999.

10. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986.

11. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 1997.

12.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000.

13. Колосова, С.А. Агрессия и агрессивность. – «Школьный психолог», №25,26,27,28 2000год; Издательский дом «Первое сентября».

14. Крюкова, С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. — М.: Генезис, 2000.

15. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.

  1. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1992.
  2. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка. — СПб.: Мирт, 1997.
  3. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Как помочь ребенку. — СПб., 1999.
  4. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Речь, 2001.
  5. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2001.
  6. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для взрослых. — СПб.: Речь, 2002.
  7. Мак-Кей, М., Роджерс, П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. — СПб., 1997.
  8. Мустакас, К. Игровая терапия. — СПб.: Речь, 2000.
  9. Немов, Р. С. Психология, т. 1, изд. «Просвещение», 1999 г.
  10. Никитин, Б. П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985.
  11. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. — М., 1997.

27. Педагогика и психология игры: Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.

  1. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
  2. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2001.
  4. Психологический словарь./ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Сещерякова. — М., 1997.
  5. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1999.
  6. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. М., 1999.
  7. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. /Под ред. Е. И. Казаковой и Л. М. Шипицыной. — СПб., 1998.
  8. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб., 1996.
  9. Романов, А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. — М., 2001.
  10.   Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., — 2001.
  11. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». – Ростов н/Д.: Феникс,2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

«нет» = 1, «да» = 0: 9,17

2. Косвенная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

«нет» = 1, «да» = 0: 26, 49

3. Раздражение:

«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64,72

«нет»=1, «да» = 0,11, 35, 69

4. Негативизм:

«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28

«нет» = 1, «да» = 0: 36

  1. Обида:

«да» = 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

  1. Подозрительность:

«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75

  1. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет»= 0:3,15,23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66,74,75

  1. Чувство вины:

«да» = 1, «нет» = 0:8,16,24,32,40,47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1,3,7.

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности – 6,5 - 7±3. При  этом обращается внимание на возможность  достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 

Вопросник «Басса-Дарки».

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим (да-нет).
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю (да-нет).
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь (да-нет).
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню (да-нет).
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено (да-нет).
  6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной (да-нет).
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать (да-нет).
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести (да-нет).
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека (да-нет).
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами (да-нет).
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам (да-нет).
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его (да-нет).
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами (да-нет).
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал (да-нет).
  15. Я часто бываю, не согласен с людьми (да-нет).
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь (да-нет).
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему (да-нёт)
  18. Когда я раздражен, я хлопаю дверями (да-нет).
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется (да-нет).
  20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор (да-нет).
  21. Меня огорчает моя судьба (да-нет).
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня (да-нет).
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной (да-нет).
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины (да-нет).
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку (да-нет).
  26. Я не способен на грубые шутки (да-нет).
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются (да-нет).
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались (да-нет).
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится (да-нет).
  30. Многие люди завидуют мне (да-нет).
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня (да-нет).
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей (да-нет).
  33. Люди, которые изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» (да-нет).
  34. Я никогда не бываю, мрачен от злости (да-нет).
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь (да-нет).
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания (да-нет).
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть (да-нет).
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются (да-нет).
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям (да-нет).
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены (да-нет).
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня (да-нет).
  42. Когда получается не, по-моему, я иногда обижаюсь (да-нет).
  43. Иногда люди раздражают меня одним свои присутствием (да-нет).
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел (да-нет).
  45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам» (да-нет).
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю (да-нет).
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею (да-нет).
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь (да-нет).
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева (да-нет).
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка готовая взорваться (да-нет).
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать (да-нет).
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня (да-нет).
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ (да-нет).
  54. Неудачи огорчают меня (да-нет).
  55. Я дерусь не реже и не чаще других (да-нет).
  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее (да-нет).
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку (да-нет).
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо (да-нет).
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю (да-нет).
  60. Я ругаюсь только со злости (да-нет).
  61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть (да-нет).
  62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее (да-нет).
  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу (да-нет).
  64. Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся (да-нет)
  65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить (да-нет).
  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает (да-нет).
  67. Я часто думаю, что жил неправильно (да-нет).
  68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки (да-нет).
  69. Я не огорчаюсь из-за мелочей (да-нет).

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня (да-нет).

  1. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение (да-нет).
  2. В последнее время я стал занудой (да-нет).
  3. В споре я часто повышаю голос (да-нет).
  4. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям (да-нет).

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить (да-нет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Особенности процедуры  обследования

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы  по картинкам. Ребенок рассматривает  рисунки, слушает или читает вопросы  и отвечает.

Ребенок должен выбрать  себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Целесообразна только индивидуальная форма проведения тестирования

Ключи

№ шкал

Назначение шкал

Номера заданий

Общее 
количество 
заданий

1

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

20

2

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

20

3

Отношение к матери и отцу как  родительской чете

1-4, 6-8, 14, 17, 19

10

4

Отношение к братьям и сестрам

1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42

20

5

Отношение к бабушке и дедушке

1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

15

6

Отношение к другу (подруге)

1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40

20

7

Отношение к учителю (авторитетному  взрослому)

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17. 19, 26, 28-30, 32, 40

15

8

Любознательность

5, 22-24, 26, 28-32

10

9

Доминантность

20-22, 39

4

10

Общительность

16, 22-24

4

11

Закрытость, отгороженность

9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42

15

12

Социальная адекватность поведения

9, 25, 28, 32-38

10


 

Стимульный  материал к методике Рене Жиля

1. Вот стол, за которым  сидят разные люди. Обозначь крестиком,  где сидишь ты.

2. Обозначь крестиком,  где ты сядешь.

 

3. Обозначь крестиком,  где ты сядешь.

4. А теперь размести  несколько человек и себя вокруг  этого стола. Обозначь их родственные  отношения — папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник.

5. Вот стол, во главе  которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей  семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

Брат 

     

Папа и 

мама 

 

Сестра 

       

7. Ты долгое время  гостишь у знакомых. Обозначь  крестиком комнату, которую бы  выбрал ты.

Папа и мама

       
 

Дедушка и бабушка 

       

 

 

 

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей  и твою комнату. 

         
 
         

9. Решено преподнести  одному человеку сюрприз. Ты  хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно?  Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому  первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному  врачу, чтобы вырвать больной  зуб. Ты пойдешь один? Или с  кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13.Ты сдал экзамен.  Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14.Ты на прогулке  за городом. Обозначь крестиком,  где находишься.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

 

 

16.

17.Теперь на этом  рисунке размести несколько человек  и себя. Нарисуй или обозначь  крестиками. Подпиши, что это за  люди.

18. Тебе и некоторым  другим дали подарки. Кто-то  получил подарок гораздо лучше  других. Кого бы ты хотел видеть  на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

Информация о работе Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста