Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
-чувствительность, проявление нетерпения на любые действия;
- негативное восприятие запретов со стороны взрослых;
- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.
Введение………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7
Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их последствия…………………………………….26
Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42
Заключение………………………………………………………….......48
Литература……………………………………………………………….49
Приложения
Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительным результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего, ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.
Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда, по А.И.Захарову, чрезмерная загруженность ребенка занятиями. Причем занятия, несоответствующие возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.
Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции.
Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.) [52].
Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.
С психологической точки зрения особый интерес представляет изучение мотивов жестокого обращения в семье, в том числе и по отношению к детям. Г. М. Миньковский подразделяет мотивацию этой жестокости на четыре блока.
1. Стремление взрослых изменить поведение ребенка «любыми средствами». Такая мотивация сегодня прослеживается примерно в половине случаев жестокого обращения с детьми.
2. Месть, которая выступает в качестве ведущего мотива жестокого обращения в семье: «Ребенку родители мстят за то, что он родился, что о нем приходится заботиться, что он приносит только огорчения, что он чего-то требует и просит».
3. Разрядка стрессового состояния, вызванного внешней ситуацией, на более слабых членах семьи.
4. Во многих случаях (более чем в 10%) мотивом жестокого обращения становится удовольствие от факта издевательства над ближним. В.Е. Каган отмечает, что этот мотив в ряде случаев маскируется социально одобряемыми «педагогическими» целями, что делает наказание еще более опасным педагогическим средством воздействия на личность. Кроме того, усиление роли такого мотива идет параллельно с ростом жестокости в преступлениях несовершеннолетних. Практика показывает, что в настоящее время мотивация значительной части этих преступлений сближается с преступлениями взрослых; агрессия и жестокость все чаще выступают как самоцель [42].
Жестокое обращение с детьми способствует развитию у них лживости, трусливости и ряда других черт, которые потом мешают социальной адаптации. В 10% случаев в результате жестокого обращения наносится стойкий ущерб физическому и психическому здоровью детей.
Огромную роль в распространении жестокости и насилия играют средства массовой информации. Активно муссируя негатив в общественной жизни, мы забыли, что существует реальная и позитивная жизнь отдельно взятой семьи, что ее интересы не исчерпываются широкими социальными проблемами: людям важно теплое отношение близких, любовь детей, надежность этих отношений.
Выступления на психолого-педагогические темы стали редкими и на фоне массивной информации об ужасах преступности и агрессии малоэффективными.
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Безусловно. И в первую очередь необходимо вспомнить, что каждый взрослый должен внести свой вклад в жизнь ребенка [37].
Семья несет ответственность в первую очередь за оказание ребенку моральной поддержки, за формирование у него чувства уверенности в себе и за воспитание активности при решении своих проблем.
Таким образом, к особенностям проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста можно отнести чувствительность, проявление нетерпения на любые действия; негативное восприятие запретов со стороны взрослых; в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.; потеря контроля над собой, обвинение других в своих ошибках; вымещение на других предметах (книгах, игрушках и пр.) своих негативных эмоций.
Опыт показывает, что
индивидуальные коррекционные программы
работы с агрессивными детьми могут
быть эффективными только при условии
полноценной системной
Глава П.
Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Для выявления уровня агрессии у детей дошкольного возраста, мы использовали следующий диагностический инструментарий: опросник Басса-Дарки, проективная методика Р. Жиля, Проективная методика «Несуществующее животное», тест руки, методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга), тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях».
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (см. Приложение 1).
При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:
Ответ оценивается по восьми шкалам (ключ см. Приложении 1).
Диагностика агрессивности предполагает в узком смысле определение с помощью наблюдения за поведением ребенка, опроса взрослых и сверстников уровня выраженности и синдрома-структуры агрессивности ребенка, а в более широком смысле — выявление новых признаков и видов, причин и факторов ее возникновения с целью поиска эффективных методов и приемов ее коррекции [50].
Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.
Стимульный материал
методики состоит из картинок, на которых
изображены дети, дети и взрослые, а
также тестовые задания, направленные
на выявление особенностей поведения
в разнообразных жизненных
Рис. Образец рисунка теста Рене Жиля
В тестовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях. Например:
- С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?
Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:
1. Показатели,
характеризующие конкретно-
2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка:
1) любознательность; 2)стремление
к доминированию в группе; 3) стремление
к общению с другими детьми
в больших группах; 4) отгороженность
от других, стремление к уединению;
5) социальная адекватность
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Простота и схематичность, отличающие методику Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал,
характеризующий систему
1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.
2) Переменные, характеризующие
самого ребенка и
Методику Р. Жиля нельзя
отнести к числу чисто
Особенности проведения процедуры обследования (см. Приложение 2)
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием».
Тест руки
Проективная методика исследования
личности. Опубликована Б. Брайклином,
3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961
г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру)
и предназначена для
Области применения теста (см. Приложение 4).