Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
-чувствительность, проявление нетерпения на любые действия;
- негативное восприятие запретов со стороны взрослых;
- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.
Введение………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7
Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их последствия…………………………………….26
Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42
Заключение………………………………………………………….......48
Литература……………………………………………………………….49
Приложения
Ход игры. Если ребенок дошкольного возраста не понимает содержания игровой задачи, то взрослый объясняет ребенку, что надо делать. Для этого берет куклу, показывает, как кукла толкается, говорит: «Миша, меня кукла Катя ударила по руке. Где зло прячется?» Для осознания детьми особенностей конфликтной ситуации (агрессором или обиженным-жертвой) взрослый задает вопросы: «Где прячется зло?», «А еще где?», «А почему здесь, а не…?», «А где прячется обида?» Если ребенок проявляет сопротивление в виде негативизма, упрямства, враждебности или застенчивость, нерешительность, то взрослый стремится использовать стратегию на стимуляцию чувства юмора у ребенка («Где еще прячется зло, в носках»? и т.н.). Для уточнения выраженности состояний агрессии (обиды) взрослый задает вопросы: «Как часто ты бываешь злым (обиженным) — иногда, часто, почти всегда, всегда, раз в день, раз в неделю?» • Если ребенок не может найти, назвать, припомнить что-то «злое», то можно искать то, что вызывает обиду, разочарование, неудобство. Взрослый спрашивает или объясняет, чем отличается злость от обиды. Для этого задает вопросы: «Что хуже, быть обиженным или злым:?», «Чем обида отличается от злости, недовольства?». Просит ребенка рассказать или написать, что можно делать, чтобы злость или обида ушли: не вспоминать зло (обиду); понять, почему зло (обида) произошли; посмеяться над злом (обидой); чаще думать о приятном; отвечать на зло (обиду) сердитым взглядом; накричать на зло (обиду); высмеять зло; нарисовать зло, гнев (обиду) и т.д.
Где зло прячется?
в предметах в том, кто ломает, в руках
в других детях, в их во взрослых в глазах, во взгляде
действиях и мыслях
нарисуйте или напишите,
где, в ком, в чем еще
в обидных слова,
в слухах, наговорах на лице, в груди кто дразнит других
в неприятных
существах
Нарисуйте или напишите, что сделать,
Оценка результатов и выводы об уровне развития
Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:
1. Агрессивные реакции.
2. Неагрессивные реакции.
К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них является враждебной (агрессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.
К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в ответах испытуемого не должно содержаться.
В заключение подсчитывается
соотношение агрессивных и
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ТЕСТ А. АССИНГЕРА (ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ)
Подчеркните ответ:
I. Склонны ли Вы, искать
пути к примирению после
II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
III. Каким считают Вас коллеги?
IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?
V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?
X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?
XII. Как Вы смотрите страшный фильм?
XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?
XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?
XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?
XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?
XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?
Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.
Результаты:
45 и более очков. Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам — по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно.