Психологические методы воздействия, используемые в рекламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое изучение манипулятивных приемов, используемых в рекламе.

Задачи исследования:

1) Проанализировать психологическую литературу, которая освещает изучаемую проблему.

2) Изучить психологические методы воздействия, используемые в рекламе.

3) Рассмотреть психические процессы и возможные психологические воздействия на них, используемые в рекламе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Сущность и определение рекламы…………………………………………..…….…....5

Понятие рекламы…………………………………………………………......................................5
История возникновения рекламы……………………………………....................................5
Виды рекламы………………………………………………………………………….....……...6
Понятие манипулятивных приемов……………………………………......................................9
Глава 2 Психологические методы воздействия, используемые в рекламе…………………..10

2.1 Психоаналитически ориентированные подходы………………………………...……...….….10

2.2 Гипноз………………………………………………………………………………….……..13

2.3 Техники эриксоновского гипноза в рекламе……………………………………...…….…......15

2.4 Нейролингвистического программирования (NLP) подход…………………………................17

2.5 Внушение…………………………………………………………………………………………..….....19

2.6 Подражание…………………………………………………………………………………....22

2.7 Заражение…………………………………………………………………………….…..……....22

2.8 Убеждение…………………………………………………………………………………...….….......23

2.9 Стереотип………………………………………………………………………………………....…….24

2.10 Имидж………………………………………………………………………………...…...…..25

2.11 Механизм «ореола»……………………………………………………………………...……..26

2.12 Идентификация…………………………………………………………………………........….27

2.13 Технология «25-го кадра»………………………………………………………..…...……......28

2.14 Рекламные шоу………………………………………………………………………....….…....30

2.15 Социально-психологическая установка…………………………………………..…..…..31

Глава 3 Эмпирическое изучение манипулятивных приемов в рекламе……………………..33

3.1 Организация и методология исследования………………………………………………..33

3.2 Описание методики………………………………………………………………………...33

3.3 Анализ результатов……………………………………………………………………….....35

Заключение………………………………………………………………………………………38

Список использованных источников……………………………………………………….….40

Работа содержит 1 файл

2курсовая 3 курс.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

      Прочное запечатление в памяти "очевидных" вещей составляет суть латерального программирования психики. Когда человеку убежденно говорят то, что выглядит как само собой разумеющееся, не требующий доказательства факт, он часто теряет способность критически оценить ситуацию. Латеральное программирование воздействует на поведение человека непосредственно, то есть помимо его сознания, а следовательно, и воли.

      Главное в латерально сконструированных высказываниях всегда остается как бы сбоку и принимается людьми как нечто очевидное. Существует как бы второй или двойной план в высказываниях, который практически не воспринимается и не осознается, он минует сознание человека, он не подвержен рефлексии, в то время как к основной теме разговора человек относится субъективно, соглашаясь или не соглашаясь с собеседником.

      Латеральное программирование психики — метод  манипулирования сознанием другого человека и он находит самое широкое применение в рекламе. 
 
 
 
 

      2.2 Гипноз 
 

      В гипнотических подходах широко применялись  результаты исследований, всплеск которых  имел место в США после второй мировой войны, когда четко обозначился интерес к манипуляции сознанием, особенно в сфере рекламы.

      Первые  выводы, сделанные в послевоенных исследованиях покупательского поведения, были следующими:

      - во-первых, человек склонен делать импульсивные покупки. Как показали исследования, более 90% совершаемых людьми покупок — импульсивные. На этом уровне психики приобретаются даже самые дорогие вещи;

      - во-вторых, реклама не меняет убеждений человека по поводу предпочитаемого им товара, но если этого товара в продаже вдруг не окажется, покупатель возьмет тот товар, который в настоящий момент рекламируется;

      - в-третьих, когда человек видит тот товар, который он намеревается сию минуту купить, он замирает, перестает мигать и сглатывать слюну, его дыхание замедляется, зрачки расширяются, взгляд становится расфокусированным. Это не что иное, как типичная картина гипнотического транса.

      - в-четвертых, покупатель, будучи зрителем, читателем и слушателем рекламы, склонен отождествлять себя с каким-то из действующих лиц текстового сюжета или фильма ("работает" феномен идентификации). Иначе говоря, потребитель рекламного фильма или текстового сюжета скорее всего будет подсознательно отождествлять себя с персонажем рекламного продукта, если персонаж подобран достаточно адекватно. Реальный человек усвоит поведенческий шаблон персонажа рекламы, и при встрече с реальным товаром поведет себя скорее всего так же, как рекламный персонаж.

      Нетрудно  увидеть в покупательском поведении симптомы гипнотического транса. Был сделан естественный вывод: реклама должна провоцировать:

      - трансовую индукцию при виде товара;

      - совершение импульсивных покупок.

      Существует  множество техник наведения трансового состояния, используемых в рекламном деле. Остановимся на них немного подробнее.

      Как известно, одна из основ быстрого наведения  транса в психотерапии, с успехом перенесенная в практику рекламного дела, — показ трансового поведения, показ готового поведенческого образца того, как надо реагировать на внушение. Когда в рекламном фильме показывают или в рекламном тексте описывают трансовое поведение одного или нескольких персонажей при встрече с рекламируемым товаром, то тем самым осуществляется проекция того, что реальные люди, покупая именно этот товар, будут кратковременно погружаться в транс.

      Словесное описание, которое сопровождает показ  нужного поведения в фильме или заменяет показ поведения в текстовой рекламе, должно быть примерно таким: " Когда я вижу товар А (чувствую запах товара Б, слышу товар-музыку В)... я замираю (все во мне замирает, мир вокруг меня замирает)". Лучше, когда используется обращенное высказывание, которое представляет собой проекцию внутренних переживаний во внешний мир ("мир вокруг меня замирает"). Подсознательно обращенные высказывания воспринимаются так же, как и прямые ("я замираю"), однако барьер сознательной цензуры преодолевается значительно легче в случаях прямых высказываний.

      Основой рекламного сюжета может стать любая  другая техника трансовой индукции. Скажем, можно использовать, и реклама дает тому массу примеров, наведение транса, вызывая возрастную регрессию. В конкретных рекламных продуктах обыгрывается поведение школьников и молодых студентов, взаимоотношения бабушек и внуков и т.п.

      Естественные  трансовые состояния  используются в сюжетах фильмов через показ состояния после пробуждения (обычно применяют в рекламе кофе и спальной мебели) и состояния перед засыпанием; в сериях "отдыха у воды" (рыбалка, пляж) — персонажи смотрят на водную поверхность, показ утомительного путешествия в автомобиле, в автобусе; показ персонажей, рассеянно созерцающих картины природы, рассматривающих небо и на нем — облака.

      Наведение транса через перегрузку сознания достигается в сюжетах фильмов через показ двух одновременно говорящих персонажей, быстрое и хаотичное чередование картинок в кадре и в сочетании с быстрой речью и т.п.

      Разрыв  шаблона как гипнотическая техника проводится в фильмах с сюжетами напряженных ситуаций, которые неожиданно приятно разрешаются с участием рекламируемого товара; показ ситуаций, в которых персонаж внезапно "хватают за рукав" и объясняют ему преимущества рекламируемого товара и др.

      Техника полной неопределенности и непредсказуемости имеет место в сюжетах, когда зритель до последнего момента не догадывается о том, что именно рекламируется. Его состояние в этот момент очень близко к состоянию транса. Полученная на таком фоне ожидания понятная инструкция, встроенная в механизм рекламы, воспринимается с благодарностью.

      Наведение транса через искусственные и несуществующие слова облегчается за счет того, что названия очень многих новых товаров являются искусственными словами. Рекламный текст обильно засевается несуществующим словом: каждое новое предложение текста начинается с этого слова — и эффект обеспечен.

      Очень эффективна в рекламе техника рассеивания — выделение ключевых слов в рекламном сообщении. Вот простой пример рекламы "эротического телефона". В заголовке текстового сообщения размещена фраза "и не расскаЗыВай Об этом НИкому". Комментарии, как говорится, излишни.

      Хороший способ повышения суггестивности речи, действующий как в структуре техник наведения транса, так и самостоятельно, — персеверация, то есть многократное повторение одинаковых сообщений в одном или нескольких средствах массовой информации. 
 
 

    1. Техники эриксоновского гипноза в рекламе
 
 

      Суть  эриксоновского гипноза состоит в том, что в нем практически не отдают прямых приказов, просто что-то комментируют, о чем-то спрашивают, советуются с партнером по общению. Вместе с тем все применяемые речевые стратегии позволяют получать результат (приказ выполняется) и не получать сознательного сопротивления приказу. Это особенно важно, когда приходится иметь дело с людьми овладевшими техникой сопротивления прямым приказам. Надо отметить, что у многих людей со временем вырабатывается устойчивость к суггестивному воздействию, невосприимчивость к прямым командам. Существуют техники нейтрализации этой способности к сопротивлению внушению. Рассмотрим их подробнее.

      Трюизм  (англ. truism — общеизвестная, избитая истина). Он же может быть сверхобобщенным высказыванием. Как психотехника, он представляет собой гипнотическую замену команды.

      Пример: Команда: Покупайте!

      Трюизм: Все любят покупать. Людям нравится покупать. Люди могут покупать.

      Очень много действующих рекламных  трюизмов: "Хорошие хозяйки любят "Лоск", "Все любят "Чупа-Чупс" и т.п.

      Иллюзия выбора. В рамках этой стратегии клиенту предлагают выбирать между тем, что нужно продавцу, и тем, что продавцу нужно.

      Пример: Команда: Покупайте!

      Иллюзия выбора: "Вы можете купить упаковку в 200 граммов или 400 граммов продукта", "Вы можете купить продукт в зеленой  или синей упаковке".

      Предположения (пресуппозиции). В этой психотехнике нужная команда подается как предварительное действие или условие для выполнения какого-либо другого действия, менее значимого, чем нужная команда, и легко поддающегося сознательному контролю. При этом сама команда цензуры сознания избегает.

      Пример: Команда: Покупайте!

      Предположение (пресуппозиция): "Прежде чем Вы купите товар, обратите внимание на низкую цену", "После того как Вы купите товар, порадуйте подарком своих близких". Но вот пример ошибочного, неграмотного применения пресуппозиции: "Перед тем, как обратиться к конкурентам, позвоните нам". Авторы сделали то, чего меньше всего хотели — в гипнотической команде заложили подсознательную установку "обратиться к конкурентам".

      Команда, скрытая в вопросе. Эта стратегия очень широко применяется в обыденной жизни. Обычно вместо того, чтобы прямо попросить сделать что-то конкретное, люди спрашивают другого, способен ли он выполнить эту просьбу. При этом последние обычно выполняют команду, вместо того, чтобы дать конкретный ответ на заданный вопрос.

      Пример: Команда: Покупайте!

      Команда, скрытая в вопросе: "Знаете ли Вы, что только у нас, купив товар, Вы получаете скидку в 10%", "Можно  Вас попросить поучаствовать  в лотерее?", "Помните ли Вы что-то более вкусное?", "Знаете ли Вы, что только у нас, купив товар, Вы получаете гарантию на 24 месяца?".

      Использование противоположностей — это использование оборота "чем... — тем...". В этой технике утилизируют сопротивление клиента внушению, искусственно привязывая гипнотическую команду к наблюдаемому поведению клиента. Здесь важно следить за строгим соблюдением определенной последовательности высказываний и грамматического времени для них.

      Пример: Команда: Покупайте!

      Использование противоположностей: "Чем дольше Вы читаете рекламу, тем понятнее для Вас, что это надо купить".

      Полный  выбор, то есть предоставление всех выборов. Если в стратегии иллюзии выбора рекламист искусственно ограничивает число выборов для потребителя рекламы, то в стратегии полного выбора в рекламном сообщении перечисляют все возможные варианты поведения покупателя, с той особенностью, что желательный и нежелательный выбор для рекламиста подается как желательный и нежелательный для покупателя.

      Пример: Команда: Покупайте!

      Полный  выбор: "Вы можете с легкостью  отказаться от сладкого и мучного, или — Вы, конечно, можете продолжать жрать, как свинья". Считается, что стратегия полного выбора хорошо работает при использовании невербальных средств коммуникации. 
 

    1. Нейролингвистического программирования (NLP) подход
 
 

      Три различные «карты» мира.

      Первое  и самое важное открытие в NLP: в опыте человека нет ничего, кроме зрительных образов ("картинок"), звуков и ощущений. И у каждого человека есть свой собственный способ создания "карты" реальности; в картинках, звуках или чувствах и ощущениях. Реальный мир каждого человека фактически является только частным случаем. Более того, "карты" разных людей по поводу одной и той же "территории" далеко не всегда совпадают.

      Существуют  три типа восприятия действительности.

      Первый  тип — визуальный, зрительный. Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление в основном с помощью зрительных образов. Ему лучше "один раз увидеть, чем сто раз услышать". В его лексике представлены слова зрительного ряда, это имена существительные, глаголы, наречия и прилагательные, которые как бы описывают картину увиденного. Например, ясный вопрос, туманная идея, , это будет здорово смотреться или выглядеть.

        Второй тип — аудиальный, слуховой. Он представляет и описывает  мир в аудиальных, слуховых образах. В лексике это представлено соответствующим рядом слов. Например, глухой вопрос, кричащая идея, это будет здорово звучать, шумная или тихая фигура, оглушительный удар.

      Наконец, третий тип — кинестетический, то есть воспринимающий и оценивающий  мир прежде всего с помощью ощущений и чувств; Естественно, ему свойственна своя лексика: тяжелый или легкий вопрос, мощная идея, слабая или сильная мысль, это будет здорово прочувствовано.

Информация о работе Психологические методы воздействия, используемые в рекламе