Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа
Цель исследования. Изучение психологических характеристик направленности личности.
ВВЕДЕНИЕ. 4
I ГЛАВА. 6
1.Личность, как предмет психологического исследования. 6
1.1.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. 6
1.2. Структура личности. 8
1.2.1. Характер. 10
1.2.2. Способности. 15
2.1. Направленность личности. 17
2.2. Структура направленности личности. 20
2.3. Применение данной темы на практике. 23
II ГЛАВА. 24
1.Методики определения направленности личности. 24
ВЫВОД. 31
Заключение. 32
Список используемой литературы. 33
Приложение. 35
Направление на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения цели.
Тест Д. Кейрси.
Методика Д. Кейрси позволяет диагностировать тип личности. Она широко применяется в США для определения профориентации, в психологическом консультировании, в исследовании межличностных отношений.
Опросник содержит 70 утверждений, каждое из которых имеет два варианта продолжения - а) и б). Задача тестируемого: выбрать один из них. Оба варианта равноценны - не нужно искать какого-то “более правильного” из них, выбирайте тот, который больше соответствует Вашему поведению, Вашим представлениям о себе, Вашим взглядам на жизнь. Выбранный вариант отмечают знаком “+“ в соответствующей клетке бланка, помещенного в конце опросника. После заполнения бланка проделывают подсчет результатов по указанной схеме, и определите формулу психологического типа.
Обработка и интерпретация результатов:
E = сумма a в первом столбце; I = сумма б в первом столбце.
S = сумма a во 2-м и 3-м столбцах; N = сумма б во 2-м и 3-м столбцах.
T = сумма a в 4-м и 5-м столбцах; F = сумма б в 4-м и 5-м столбцах.
J = сумма a в 6-м и 7-м столбцах; P = сумма б в 6-м и 7-м столбцах.
В каждой паре (E-I), (S-N), (T-F), (J-P) выделите букву, которой соответствует большее число баллов (если в какой-либо паре числа равны, то выделите правую букву). Эти четыре выделенные буквы образуют формулу психологического типа.
Методика Д.Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов:
E(Extravertion) & I(Intraversion) - экстраверсия-интроверсия
S (Sensation) & N(iNtuition) - здравомыслие-интуиция
T(Thinking) & F(Feeling) - логичность-чувствование
J(Judging)
& P(Perceiving) - рассудительность-
Первая группа психологических типов (тип темперамента Дионисий; главная черта - стремление к свободе) определяется сочетанием SP:
ESFP
- Тамада: общительность, оптимизм, теплота,
юмор, щедрость, богатство языка;
поддаются соблазнам;
ISFP
- Художник: повышенная чувствительность,
острота ощущения текущей
ESTP
- Антрепренер: энергия,
ISTP
- Мастер: умелые руки, мастерство
в обращении с инструментами,
жажда действий, бесстрашие, часто
- отсутствие интереса к
Вторая группа психологических типов (тип темперамента Эпиметей; главная черта - чувство ответственности) определяется сочетанием SJ:
ESFJ - Торговец: открытый, практичный, компанейский, обладает житейской мудростью.
ISFJ - Хранитель традиций: спокойный, заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность, делает все по плану; больше исполнитель, чем руководитель.
ESTJ - Администратор: лидер, цельная натура; бесхитростен, не любит лишних выдумок; главные ориентиры в жизни - долг, план, порядок, иерархия.
ISTJ
- Опекун: человек слова, хороший
семьянин; спокоен, надежен, логичен,
малоэмоционален, тверд,
Третья группа психологических типов (тип темперамента Аполлон; главная черта - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению) определяется сочетанием NF:
ENFJ - Педагог: общителен, внимателен к чувствам других людей, умеет распределять роли в группе, не любит монотонность; лидер, образцовый родитель.
INFJ - Предсказатель: проницателен, прозорлив, обладает богатым воображением, поэтичен, раним, не любит споров и конфликтов; может быть хорошим психологом, врачом, писателем.
ENFP - Журналист: понимает людей, умеет влиять на них; чувствителен к новому, необычному; энтузиаст, оптимист, противник сухой логики, обладает богатой фантазией, творческими способностями, которые может проявить в искусстве, политике, бизнесе.
INFP - Романтик: идеалист, лирик, борец со злом за идеалы добра и справедливости, покладистый супруг; кто угодно - писатель, архитектор, психолог - только не бизнесмен.
Четвертая группа психологических типов (тип темперамента Прометей; главная черта - дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству) определяется сочетанием NT:
ENTJ - Фельдмаршал: руководитель, требовательный родитель, интеллигент; логичный, целеустремленный; работу иногда ставит выше, чем семейное благополучие.
INTJ - Исследователь: высокий уровень интеллекта, сочетание логики и интуиции, большие способности к обучению, независимость, самоуверенность; слабость эмоций и возможные трудности в мире чувств.
ENTP - Изобретатель: новатор, энтузиаст, не выносит рутину и банальность; инициативен, обладает смекалкой, практической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями.
INTP - Архитектор: сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен; интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком.
Также можно ввести величину ∑б, характеризующую яркость выраженности типа. ∑б определяет следующим образом:
Для
пары (E-I) – от большего числа отнять 5 и
результат умножить на 2.
Для остальных пар - от большего числа отнять 10.
Полученные числа суммируются.
Яркие типы: 20<∑б <40.
Неяркие типы: 0<∑б <20.
Личность — это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» — его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидное начало включено в личность и проявляется в личностном.
В
процессе социального взаимодействия
человек приобретает
Несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется направленность, она определяет избирательность отношений и активность человека. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Для определения направленности личности применяют различные тесты. Мною взяты тест Б. Басса назначение которого направленно на определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие) направленности человека.
Методика Д. Кейрси позволяет диагностировать тип личности. Благодаря этому тесту, можно определить выбор будущей профессии человека, к чему он более предрасположен.
Цели и задачи, поставленные в работе, достигнуты.
Текст опросника Б. Басса.
1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
A. Оценка работы.
B. Сознание того, что работа выполнена хорошо.
C. Сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
B. Известным игроком.
C. Выбранным капитаном команды.
3.
Лучшими преподавателями
A. Имеют индивидуальный подход.
B. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
C. Создают
в коллективе атмосферу, в
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
A. Не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны.
B. Вызывают у всех дух соревнования.
C. Производят
впечатление, что предмет,
5. Я рад, когда мои друзья:
A. Помогают
другим, когда для этого
B. Всегда верны и надежны.
C. Интеллигенты и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считают тех:
A. С
которыми складываются
B. Которые могут больше, чем я.
C. На которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть похожем на тех:
A. Кто добился жизненного успеха.
B. Может сильно любить.
C. Отличается
дружелюбием и
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
A. Научным работником.
Информация о работе Психологические характеристики направленности личности