Психологические характеристики направленности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучение психологических характеристик направленности личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4

I ГЛАВА. 6

1.Личность, как предмет психологического исследования. 6

1.1.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. 6

1.2. Структура личности. 8

1.2.1. Характер. 10

1.2.2. Способности. 15

2.1. Направленность личности. 17

2.2. Структура направленности личности. 20

2.3. Применение данной темы на практике. 23

II ГЛАВА. 24

1.Методики определения направленности личности. 24

ВЫВОД. 31

Заключение. 32

Список используемой литературы. 33

Приложение. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Психологические характеристики направленности личности.docx

— 89.06 Кб (Скачать)

     Направление на общение (О) – стремление при любых  условиях поддерживать отношения с  людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней  помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

     Направленность  на дело (Д) – заинтересованность в  решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность  отстаивать в интересах дела собственное  мнение, которое полезно для достижения цели.

     Тест  Д. Кейрси.

     Методика  Д. Кейрси позволяет диагностировать тип личности. Она широко применяется в США для определения профориентации, в психологическом консультировании, в исследовании межличностных отношений.

     Опросник  содержит 70 утверждений, каждое из которых  имеет два варианта продолжения - а) и б). Задача тестируемого: выбрать  один из них. Оба варианта равноценны - не нужно искать какого-то “более правильного” из них, выбирайте тот, который больше соответствует Вашему поведению, Вашим представлениям о  себе, Вашим взглядам на жизнь. Выбранный  вариант отмечают знаком “+“ в соответствующей клетке бланка, помещенного в конце опросника. После заполнения бланка проделывают подсчет результатов по указанной схеме, и определите формулу психологического типа.

     Обработка и интерпретация результатов:

E = сумма  a в первом столбце; I = сумма б  в первом столбце.

S = сумма  a во 2-м и 3-м столбцах; N = сумма  б во 2-м и 3-м столбцах.

T = сумма  a в 4-м и 5-м столбцах; F = сумма  б в 4-м и 5-м столбцах.

J = сумма  a в 6-м и 7-м столбцах; P = сумма  б в 6-м и 7-м столбцах.

В каждой паре (E-I), (S-N), (T-F), (J-P) выделите букву, которой  соответствует большее число  баллов (если в какой-либо паре числа  равны, то выделите правую букву). Эти  четыре выделенные буквы образуют формулу  психологического типа.

      Методика  Д.Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов:

   E(Extravertion) & I(Intraversion)  -  экстраверсия-интроверсия

   S (Sensation) & N(iNtuition)  -  здравомыслие-интуиция

   T(Thinking) & F(Feeling)  -  логичность-чувствование 

   J(Judging) & P(Perceiving)  -  рассудительность-импульсивность.

   Первая  группа психологических типов  (тип  темперамента Дионисий;  главная  черта - стремление к свободе) определяется сочетанием SP:

   ESFP - Тамада: общительность, оптимизм, теплота,  юмор, щедрость,  богатство языка;  поддаются соблазнам; способности  к бизнесу, торговле.

   ISFP - Художник: повышенная чувствительность, острота ощущения текущей минуты, неприятие всякого рода ограничений;  сфера интересов - изобразительное  искусство, музыка, танец. 

   ESTP - Антрепренер: энергия, прагматизм, писк выгоды во взаимоотношениях, юмор, жажда острых ощущений, любовь  к риску.

   ISTP - Мастер: умелые руки, мастерство  в обращении с инструментами,  жажда действий, бесстрашие, часто  - отсутствие интереса к теоретическому  обучению и высшему образованию.

         Вторая группа психологических  типов (тип темперамента Эпиметей; главная  черта - чувство ответственности) определяется сочетанием SJ:

   ESFJ - Торговец: открытый, практичный, компанейский, обладает житейской мудростью.

   ISFJ - Хранитель традиций: спокойный,  заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность,  делает все по плану; больше  исполнитель, чем руководитель.

   ESTJ - Администратор: лидер, цельная  натура; бесхитростен, не любит лишних  выдумок; главные ориентиры в  жизни - долг, план, порядок, иерархия.

   ISTJ - Опекун: человек слова, хороший  семьянин; спокоен, надежен, логичен,  малоэмоционален, тверд, основателен,  внимателен к деталям.

         Третья группа психологических  типов (тип темперамента Аполлон; главная черта - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению) определяется сочетанием NF:

   ENFJ - Педагог: общителен, внимателен к чувствам других людей, умеет распределять роли в группе, не любит монотонность; лидер, образцовый родитель.

   INFJ - Предсказатель: проницателен, прозорлив, обладает богатым воображением, поэтичен, раним, не любит споров и конфликтов; может быть хорошим психологом, врачом, писателем.

   ENFP - Журналист: понимает людей, умеет влиять на них; чувствителен к новому, необычному; энтузиаст, оптимист, противник сухой логики, обладает богатой фантазией, творческими способностями, которые может проявить в искусстве, политике, бизнесе.

   INFP - Романтик: идеалист, лирик, борец со злом за идеалы добра и справедливости, покладистый супруг; кто угодно - писатель, архитектор, психолог - только не бизнесмен.

         Четвертая группа психологических  типов (тип темперамента Прометей; главная черта -  дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству) определяется сочетанием NT:

   ENTJ - Фельдмаршал: руководитель, требовательный родитель, интеллигент; логичный, целеустремленный; работу иногда ставит выше, чем семейное благополучие.

   INTJ - Исследователь: высокий уровень интеллекта, сочетание логики и интуиции, большие способности к обучению, независимость, самоуверенность; слабость эмоций и возможные трудности в мире чувств.

   ENTP - Изобретатель: новатор, энтузиаст, не выносит рутину и банальность; инициативен, обладает смекалкой, практической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями.

   INTP - Архитектор: сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен;  интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком.

      Также можно ввести величину ∑б, характеризующую яркость выраженности типа. ∑б определяет следующим образом:

      Для пары (E-I) – от большего числа отнять 5 и результат умножить на 2. 

     Для остальных пар  - от большего числа  отнять 10.

     Полученные  числа суммируются.

     Яркие типы: 20<∑б <40.

     Неяркие типы: 0<∑б <20.

   
 
 

      

 

              ВЫВОД.

     Личность  — это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» — его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидное начало включено в личность и проявляется в личностном.

     В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт.

     Несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется направленность, она определяет избирательность отношений и активность человека. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

     Для определения направленности личности применяют различные тесты. Мною взяты тест Б. Басса назначение которого направленно на определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие) направленности человека.

     Методика  Д. Кейрси позволяет диагностировать тип личности. Благодаря этому тесту, можно определить выбор будущей профессии человека, к чему он более предрасположен.

               Заключение.

      Цели  и задачи, поставленные в работе, достигнуты.

 

        Список  используемой литературы.

  1. Аверин  В.А. Психология личности. СПб, 1999.
  2. Анцыферова Л.И. Концепция самоактуализирующиеся личности А.Маслоу. 1973.
  3. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. Москва, 1981.
  4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. Москва, 1984.
  5. Асмолов А. Г. Психология личности. Москва, 1990.
  6. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск, 2008.
  7. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на-Дону, 2010.
  8. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. Москва, 1982.
  9. Карелин А. - Большая энциклопедия психологических тестов. 1999.
  10. Карпов А.В. Общая психология. Москва, 2002.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – Москва, 1982.
  12. Леонгард К. “Акцентуированные личности”, Ростов-на-Дону, 1997.
  13. Маклаков А.Г. Общая психология. 2004.
  14. Мананикова Е.Н. Психология личности. Москва, 2008.
  15. Мельник С.Н. Психология личности. Владивосток, 2002.
  16. Немов Р.С. Общая психология. Москва, 2008.
  17. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования. Москва, 2004.
  18. Никиреев Е. М. Психологические особенности направленности личности.
  19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика методики и тесты. 2009.
  20. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие.1999.
  21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Москва, 1999.
  22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2002.
  23. Слотина Т.В. Психология личности.
  24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2009.
  25. Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

            Приложение.

Текст опросника Б. Басса.

1.   Больше всего удовлетворение  в жизни дает:

A. Оценка  работы.

B. Сознание  того, что работа выполнена хорошо.

C. Сознание, что находишься среди друзей.

2.   Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику  игры.

B. Известным  игроком.

C. Выбранным  капитаном команды.

3.   Лучшими преподавателями являются  те, которые:

A. Имеют  индивидуальный подход.

B. Увлечены  своим предметом и вызывают  интерес к нему.

C. Создают  в коллективе атмосферу, в которой  никто не боится высказать  свою точку зрения.

4.   Учащиеся оценивают как самых  плохих таких преподавателей, которые:

A. Не  скрывают, что некоторые люди  им несимпатичны.

B. Вызывают  у всех дух соревнования.

C.  Производят  впечатление, что предмет, который  они преподают, их не интересует.

5.  Я рад, когда мои друзья:

A. Помогают  другим, когда для этого представляется  случай.

B. Всегда  верны и надежны.

C. Интеллигенты  и у них широкие интересы.

6.   Лучшими друзьями считают тех:

A. С  которыми складываются взаимные  отношения.

B. Которые  могут больше, чем я.

C. На  которых можно надеяться.

7.   Я хотел бы быть похожем  на тех:

A. Кто  добился жизненного успеха.

B. Может  сильно любить.

C. Отличается  дружелюбием и доброжелательством.

8.   Если бы я мог выбирать, я  хотел бы быть:

A. Научным  работником.

Информация о работе Психологические характеристики направленности личности