Психологические характеристики направленности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучение психологических характеристик направленности личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4

I ГЛАВА. 6

1.Личность, как предмет психологического исследования. 6

1.1.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. 6

1.2. Структура личности. 8

1.2.1. Характер. 10

1.2.2. Способности. 15

2.1. Направленность личности. 17

2.2. Структура направленности личности. 20

2.3. Применение данной темы на практике. 23

II ГЛАВА. 24

1.Методики определения направленности личности. 24

ВЫВОД. 31

Заключение. 32

Список используемой литературы. 33

Приложение. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Психологические характеристики направленности личности.docx

— 89.06 Кб (Скачать)

     К. К. Платонов выделял также подструктуры характера и способностей, как наложенные на четыре основные подструктуры.

               1.2.1. Характер.

      Говоря  о характере (что в переводе с  греческого «чеканка», «печать»), обычно разумеют те свойства личности, которые  накладывают определенный отпечаток  на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение  к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек - это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется, прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. «Этот человек, — говорят часто, — должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер». Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие. [22 стр.654]

      В структуре характера выделяют четыре основные группы черт:

  • Черты характера проявляющиеся в деятельности – трудолюбие, инициативность и другие.
  • Черты характера, которые проявляются по отношению к другим – тактичность, толерантность, агрессивность и другие.
  • Система отношений человека к самому себе – скромность, гордость, самокритичность и другие.
  • Характер отношений к материальным вещам – аккуратность, щедрость, бережливость и другие.

     Примерно  у 25 – 50% людей черты характера  могут быть акцентуированными. При  определённых обстоятельствах эти  акцентуированные черты характера  могут приводить к нервным  срывам.

     В психологическом словаре можно  найти следующее определение  акцентуации: “акцентуация характера – понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями”. Процент акцентуации характера определяется с помощью теста Шмишека.

     Актуальность  проблемы воспитания личности в современных  условиях после долгого перерыва вновь обращает внимание психологии к проблеме характера: признается «необходимость "вписывания" этого важнейшего интегрального психического свойства в общий психологический профиль всестороннего развития личности». В настоящее время распространенными являются представления о характере как индивидуальном сочетании "устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах". В современных учебниках психологии и психологических словарях характер относят к области дифференциальной психологии.

     Однако  еще в 1949 году Б. Г. Ананьев возражал против такой постановки проблемы характера. Со стороны своего жизненного содержания каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности. [20 стр. 8]

     На  той же позиции стоял и С. Л. Рубинштейн: "...вопрос о характере нередко ошибочно даже целиком сводился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях и индивидуальных особенностях личности". Сами индивидуальные отличия в характере приобретают значимость и выраженность именно потому, что в нем сосредоточены "стержневые особенности личности".[22 стр 658]

     Именно  у С. Л. Рубинштейна мы находим  тот необходимый материал для анализа понятия характера, который связан с общим пониманием структуры личности. "В характер включаются только те свойства, которые выражают направленность личности". [22 стр 657]

     "В  характере человека отображается  его образ жизни в целом;  отражая образ жизни человека, характер в свою очередь отражается  в нем. Образ жизни включает  определенный образ действий  в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется". [22 стр 657]

     Характер  определяет человека в мире, объективирует  его существование. Человек переживает и осознает свою целостность именно в реальном действии. Человека с характером выделяет, прежде всего, определенность своего отношения к окружающему. Благодаря характеру, человек обретает способность "выйти из себя", сделать объектом анализа собственную сверхчувственную природу.

      Характер  связан со всеми сторонами психики; особенно тесна связь его с  волей, являющейся как бы хребтом  характера. Особенности волевой  сферы, переходя в свойства личности, образуют существеннейшие черты характера. Выражения «человек с сильной волей» и «человек с характером» звучат обычно как синонимы.

      Однако, как ни тесна связь воли и характера, они все же не тожественны. Воля непосредственно  связана по преимуществу с силой  характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Но характер не исчерпывается своей силой; он имеет содержание, которое направляет эту силу. Характер включает те свойства и действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля.

     "Для  характера, как и для воли, взятых  не формально лишь, а по существу, решающим является взаимоотношение  между общественно и личностно-значимым  для человека". Иначе говоря, характер  выражается не только в форме  поведения, но и в его содержании. С. Л. Рубинштейн, связывая характер с мировоззрением, отраженным в моральных идеалах, определяет его как "мировоззрение ставшее натурой человека". [22 стр 656]

     Характер  проявляется в поступках, т. е. в  тех действиях, в которых ведущим и определенным является практическое отношение действующего лица как субъекта к другим людям.

     Характер, как и вся личность человека, проявляет  себя только в ситуации выбора между  возможными альтернативными формами  поведения и деятельности. Осуществление  любой деятельности, конечно, требует  волевого усилия от индивида, но внутри самой деятельности еще нет места проявлению характера, здесь цель, как закон, определяет способ его действия.

     Характер  обнаруживает свою необходимость в  ситуации выбора цели, способов, средств, связанных с реализацией интересов и идеалов, обеспечивающих целостность личности.

     "Эта  способность человека противостоять  любым обстоятельствам, в том числе и внутренним, психологическим, представляет собой могучую силу самоизменения человека, основу его развития как личности. В той мере, в какой личность способна на это, в ней на первый план выступает не конкретно-характерологическое, а общественное и общечеловеческое". [22 стр 665] Поэтому характер продуцирует поступки человека.

     Механизм  функционирования характера требует  оценки ситуации с точки зрения соответствия будущего поведения идеалам личности. Точно так же, как при характеристике механизма идеала, оценка отражает полярность ценности объектов и самих будущих действий при их сличении с образцом-эталоном. Оценка ситуации может быть мгновенной или длительной, разумной или интуитивной, чувственной, но в любом случае необходима дистанция между образом должного и будущим поступком. Для этого личности необходимо "подняться над ситуацией", выйти из нее в пространство человеческой сущности. Результатом такого выхода, такого сличения с должным и является установка на действие.

     Развитие характера неразрывно связано с развитием интересов и идеалов личности, но оно требует поступков, альтернативного выбора, обобщения опыта такой жизнедеятельности, где наднормативная активность является нормой существования личности, фиксации опыта в особых структурных единицах, которые принято называть чертами характера.

      Истоки  характера человека и ключ к его  формированию - в побуждениях и  мотивах его деятельности. Ситуационно  обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку - это и есть личностная черта характера в его генезисе. Поэтому пытаться строить характерологию как отдельную дисциплину, обособленную от психологии, значит, стать на ложный путь.

            1.2.2. Способности.

     Человеческие  способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека — продукт  истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека.

     Способности – это индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении  и легкость овладения ими. Способности  не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющихся  у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

      От  способностей зависит легкость, скорость, глубина и прочность овладения  навыками и умениями. В основе способностей лежат задатки.

      Задатки – это генетически, антропофизиологические свойства нервной системы являются природными предпосылками формирования и развития способностей.

      Способности делятся на два вида: природные (естественные) и специфические человеческие способности, которые подразделяют на талант, гениальность, общие, теоретические, учебные, способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные.

      Природные способности – в основе своей  биологически обусловленные, связанные  с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

      Специфические человеческие способности – имеют  обществненно-историческое происхождение  обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

  • Общие – определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Определяют общий уровень развития интеллекта.
  • Специальные – позволяют достигать результата в какой либо виде деятельности. Они определяют определённый вид интеллекта.
  • Учебные – влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
  • Талант – высшая степень специальных способностей к определённому виду деятельности.
  • Гениальность – высшая степень способности к нескольким видам деятельности.
  • Теоретические – определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.
  • Практические – лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.
  • Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные – связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, художественными образцами и т.д.

     Все способности имеют свою структуру  и в ней различают ведущие  и вспомогательные свойства.

         С расширением сфер трудовой  деятельности и появлением все  новых видов ее у человека  формировались и новые способности.  Человеческие способности и их  структура зависят от исторически  изменяющихся форм разделения  труда. [22 стр 569]

     Всестороннее  развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает  особой собранности и сосредоточенности  интересов по каким-то основным главным  руслам. Точно так же всестороннее, гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз  и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции. Личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития.

Информация о работе Психологические характеристики направленности личности