Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа
Цель исследования. Изучение психологических характеристик направленности личности.
ВВЕДЕНИЕ. 4
I ГЛАВА. 6
1.Личность, как предмет психологического исследования. 6
1.1.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. 6
1.2. Структура личности. 8
1.2.1. Характер. 10
1.2.2. Способности. 15
2.1. Направленность личности. 17
2.2. Структура направленности личности. 20
2.3. Применение данной темы на практике. 23
II ГЛАВА. 24
1.Методики определения направленности личности. 24
ВЫВОД. 31
Заключение. 32
Список используемой литературы. 33
Приложение. 35
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным побудителем (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет смысл жизни (И. Кант). Некоторые ученые пытались выводить, поведение человека из биологических влечении (3.Фрейд), другие из "социальных" стремлений к господству или подчинении (А. Адлер). Такое одностороннее понимание побуждений искажает картину человеческой личности. [17 стр. 23]
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется направленность.
Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительность независимых от наличной ситуации.
Направленность
- это сложное психическое
Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Характеристика форм направленности.
Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.
Для
того, чтобы жить, человек должен
удовлетворять различные
Выделяют следующие виды потребностей:
Потребности характеризуются следующими признаками:
Основоположником теории потребностей является Абрахам Маслоу. Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иные желания». Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями.
Потребности выражаются в мотивах. Мотив – это побуждение к деятельности связанное с удовлетворением определенных потребностей. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.
Осознанные мотивы – когда человек отдаёт себе отчет, что побуждает его к деятельности, и что является содержанием его потребности. Осознанные мотивы характеризуются убеждениями, стремлениями, мировоззрением, идеалами.
Неосознанные мотивы – когда человек не отдаёт себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, и что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относятся: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрация, конформизм.
Влечение – когда у человека не совсем ясны его цели, и чего хочет человек. Влечение временное явление.
Установки – это не осознанная готовность воспринимать окружающее под определённым «углом зрения» и реагировать определённым, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации. Установки формируются на основе прошлого личного опыта, или под влиянием других людей. Однажды выбранная установка остаётся на более- менее длительный срок.
Фрустрация
– это состояние, возникшее в
результате непреодолимого препятствия
возникшего на пути достижения к желаемой
цели. Она может вызывать существенные
изменения в мотивации
Конформизм – это приспособления человека к определённым условиям. Выделяют внешний и внутренний конформизм.
Мотивационные составляющие если часто повторяются то становятся чертами личности.
Потребности побуждают человеке к активности, определенным образом влияют на переживания, мышление и волю человека. Благодаря волевому усилию, настойчивости человек преодолевает трудности на путях к цели и практически решает поставленную задачу, так или иначе связанную с удовлетворением потребности.
Знание
содержания и структуры направленности
человека дает представление о преобладающей
ориентации его мыслей и стремлений.
Позволяет верно, оценивать и, что
очень важно, прогнозировать поступки,
поведение человека в определенных
ситуациях, предупреждать отклонения
от общепринятых правил, эффективно оказывать
на него воспитательные воздействия. Однако,
воспитательная работа с отдельными
так называемыми "трудными" нередко
оказывается малоэффективной
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала - Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала - Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.
Назначение исследования - определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие) направленности человека.
Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистская направленность или направленность на взаимные действия (ВД) имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.
Инструкция испытуемому. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, B, C. Из ответов на каждый пункт выбирают тот, который лучше всего выражает точку зрения испытуемого, который для него наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву ответа пишут в листе ответов против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберете дальше всего отстоящий от точки зрения испытуемого, наименее ценный для него или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву пишут против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используют только две буквы, оставшийся ответ не записывают нигде. Над вопросами не следует слишком долго думать: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени необходимо контролировать себя: правильно ли записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, её необходимо исправите, но так, чтобы исправление было четко видно.
Обработка и интерпретация результатов: Записанные в бланке для ответов буквы соответствуют той или иной направленности. Это соответствие отражается в ключе. Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «больше всего», то тестируемому приписывают 2 балла по данному виду направленности, если же в «меньше всего» то ему дают «0» баллов. Направленности (букве), которая осталось невыбранной, приписывают один балл. Полученные баллы суммируются, и итоговое число характеризует уровень по данному виду направленности.
Виды направленности личности:
Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждения и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Информация о работе Психологические характеристики направленности личности