Психологические характеристики направленности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучение психологических характеристик направленности личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4

I ГЛАВА. 6

1.Личность, как предмет психологического исследования. 6

1.1.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. 6

1.2. Структура личности. 8

1.2.1. Характер. 10

1.2.2. Способности. 15

2.1. Направленность личности. 17

2.2. Структура направленности личности. 20

2.3. Применение данной темы на практике. 23

II ГЛАВА. 24

1.Методики определения направленности личности. 24

ВЫВОД. 31

Заключение. 32

Список используемой литературы. 33

Приложение. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Психологические характеристики направленности личности.docx

— 89.06 Кб (Скачать)

        2.1. Направленность личности.

     С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным побудителем (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга  составляет смысл жизни (И. Кант). Некоторые  ученые пытались выводить, поведение  человека из биологических влечении (3.Фрейд), другие из "социальных" стремлений к господству или подчинении (А. Адлер). Такое одностороннее понимание  побуждений искажает картину человеческой личности. [17 стр. 23]

     В отечественной психологии существуют различные подходы  к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется направленность.

      Чаще  всего в научной литературе под  направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности и относительность  независимых от наличной ситуации.

      Направленность - это сложное психическое свойство личности, представляющее собой систему  побуждений, которая определяет избирательность  отношений и активность человека.

      Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и  формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

      Характеристика  форм направленности.

  •   Влечение – это наиболее примитивна, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.
  •   Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определённому. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет сознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей её удовлетворения.
  •   Стремление – эта потребность возникает тогда, когда в структуру желаний включается волевой компонент. Стремление  часто рассматривается в качестве вполне определённого побуждения к деятельности.
  •   Интерес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Одна из особенностей интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту, как к средству достижения целее деятельности. Широта и содержание интересов служат одной из наиболее ярких характеристик личности.
  •   Склонность – появляется в динамике развития интереса. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является глубокая и устойчивая потребность индивида в различных видах деятельности. В качестве основы склонности выступает стремление совершенствовать умение и навыки, связанные с данной потребностью. Возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определённых способностей.
  •   Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида (к чему он стремиться, на что ориентируется). Идеалы человека выступают в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
  •   Убеждения – это высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формирует её мотивацию к деятельности. 

    Направленность  формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.

         2.2. Структура направленности личности.

      Для того, чтобы жить, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, одежде, отдыхе и другие. Потребность  является основой направленности личности, это основной источник активности человека.

      Выделяют  следующие виды потребностей:

  1. Первичные:
    • Витальные потребности – это врождённые биологические потребности в еде, воде, сне, самозащите, сексуальные потребности.
    • Потребности органического удовольствия – вкусовые, осязательные, обонятельные, эрогенные.
    • Потребности новизны и движения.
  1. Приобретённые потребности (вторичные):
    • Социальные – потребность в общение, труде, самоутверждении, и  т.д.
    • Материальные – потребность в жилье
    • Духовные – выражаются в характере человека и уровне развития личности.

      Потребности характеризуются следующими признаками:

    • Любая потребность имеет свой предмет, она всегда есть осознание нужды в чем-либо.
    • Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.
    • Потребность обладает способностью воспроизводится.

    Основоположником  теории потребностей является Абрахам  Маслоу. Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иные желания». Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями.

     

      Потребности выражаются в мотивах. Мотив –  это побуждение к деятельности связанное  с удовлетворением определенных потребностей. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

     Осознанные  мотивы – когда человек отдаёт себе отчет, что побуждает его к деятельности, и что является содержанием его потребности. Осознанные мотивы характеризуются убеждениями, стремлениями, мировоззрением, идеалами.

     Неосознанные  мотивы – когда человек не отдаёт себе отчет в том, что побуждает  его к деятельности, и что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относятся: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрация, конформизм.

     Влечение  – когда у человека не совсем  ясны его цели, и чего хочет человек. Влечение временное явление.

     Установки – это не осознанная готовность воспринимать окружающее под определённым «углом зрения» и реагировать определённым, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации. Установки формируются на основе прошлого личного опыта, или под влиянием других людей. Однажды выбранная установка остаётся на более- менее длительный срок.

     Фрустрация  – это состояние, возникшее в  результате непреодолимого препятствия  возникшего на пути достижения к желаемой цели. Она может вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждать его быть агрессивно-зависимым, обвинять всех и каждого, либо побуждает  человека чувствовать себя во всем виноватым, никчёмным и неполноценным. Степень фрустрация может увеличиваться, если человек часто сталкивается с ситуациями, которые возникают непреодолимым препятствием для достижения цели. Степень фрустрации определяется по тесту Розенцвейга.

     Конформизм  – это приспособления человека к  определённым условиям. Выделяют внешний  и внутренний конформизм.

     Мотивационные составляющие  если часто повторяются  то становятся чертами личности.

     Потребности побуждают человеке к активности, определенным образом влияют на переживания, мышление и волю человека. Благодаря  волевому усилию, настойчивости человек  преодолевает трудности на путях  к цели и практически решает поставленную задачу, так или иначе связанную с удовлетворением потребности.

             2.3. Применение данной темы на практике.

     Знание  содержания и структуры направленности человека дает представление о преобладающей  ориентации его мыслей и стремлений. Позволяет верно, оценивать и, что  очень важно, прогнозировать поступки, поведение человека в определенных ситуациях, предупреждать отклонения от общепринятых правил, эффективно оказывать  на него воспитательные воздействия. Однако, воспитательная работа с отдельными так называемыми "трудными" нередко  оказывается малоэффективной только потому, что они на какое-то время  утратили перспективу в жизни, переживают состояние фрустрации. При формировании целей и перспектив необходимо добиваться гармоничного соотношения у человека общественных и личных стремлений; преобладания далеких целей и  широких перспектив, что придает разносторонний характер их деятельности.  
                                                        
II ГЛАВА.

         1.Методики  определения направленности  личности.

     Методика  разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала - Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала - Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.

     Назначение  исследования - определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие) направленности человека.

     Личностная  направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.

     Коллективистская  направленность или направленность на взаимные действия (ВД) имеет место  тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

     Деловая направленность (направленность на задачу НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

     Необходимо  отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно  будет говорить в результате диагностики  не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

     Инструкция  испытуемому. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, B, C. Из ответов на каждый пункт выбирают тот, который лучше всего выражает точку зрения испытуемого, который для него наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву ответа пишут в листе ответов против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберете дальше всего отстоящий от точки зрения испытуемого, наименее ценный для него или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву пишут против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используют только две буквы, оставшийся ответ не записывают нигде. Над вопросами не следует слишком долго думать: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени необходимо контролировать себя: правильно ли записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли  проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, её необходимо исправите, но так, чтобы исправление было четко видно.

     Обработка и интерпретация результатов: Записанные в бланке для ответов буквы  соответствуют той или иной направленности. Это соответствие отражается в ключе. Если указанная в ключе буква  занесена в рубрику «больше всего», то тестируемому приписывают 2 балла  по данному виду направленности, если же в «меньше всего» то ему дают «0» баллов. Направленности (букве), которая осталось невыбранной, приписывают один балл. Полученные баллы суммируются, и итоговое число характеризует уровень по данному виду направленности.

     Виды  направленности личности:

     Направленность  на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждения и удовлетворение безотносительно  работы и сотрудников, агрессивность  в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Информация о работе Психологические характеристики направленности личности