Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа
Цель исследования. Изучение психологических характеристик направленности личности.
ВВЕДЕНИЕ. 4
I ГЛАВА. 6
1.Личность, как предмет психологического исследования. 6
1.1.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. 6
1.2. Структура личности. 8
1.2.1. Характер. 10
1.2.2. Способности. 15
2.1. Направленность личности. 17
2.2. Структура направленности личности. 20
2.3. Применение данной темы на практике. 23
II ГЛАВА. 24
1.Методики определения направленности личности. 24
ВЫВОД. 31
Заключение. 32
Список используемой литературы. 33
Приложение. 35
Оглавление
ПЛАН: 3
ВВЕДЕНИЕ. 4
I ГЛАВА. 6
1.Личность, как предмет психологического исследования. 6
1.1.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. 6
1.2. Структура личности. 8
1.2.1. Характер. 10
1.2.2. Способности. 15
2.1. Направленность личности. 17
2.2. Структура направленности личности. 20
2.3. Применение данной темы на практике. 23
II ГЛАВА. 24
1.Методики определения направленности личности. 24
ВЫВОД. 31
Заключение. 32
Список используемой литературы. 33
Приложение. 35
Актуальность. В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью.
Вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараемся понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Кто ты есть?».
Рассматривая
историю развития психики ребёнка,
мы не можем обойтись без анализа
потребности в новых
Направленность является высшим уровнем личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.
Подструктура направленности личности социально обусловлена, она формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Объект исследования. Направленность личности учащихся средней школы.
Предмет исследования. Личность человека.
Цель исследования. Изучение психологических характеристик направленности личности.
Задачи.
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, этикой, педагогикой и ряда других. Каждая из этих наук изучает личность в своём специфическом аспекте. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения.
На вопрос что такое личность в психологии все отвечаю по-разному. Разнообразие их ответов и расхождение во мнениях свидетельствуют о сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С.Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающие его, в свою очередь, субъектом труда, познаний и общения». [24 стр. 470]
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
Наиболее общим является понятие «человек» - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда и применять их. Эти специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Так например если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. [учебник стол.стр.264]. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформировалось логическое мышление, самостоятельно сложилась система понятий. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, человек развивает в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человечества. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человек обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности, морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, образования, воспитания достичь высших человеческих качеств.
Поскольку сознание, речь и прочие не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, используют понятие индивид – как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида человека. Индивидом человек рождается.
Понятие «личность» - как социально-психологическая сущность человека, формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. [24 стр.265]
Психология рассматривает личность не только, как представителя определенной социальной «группы», как продукт общественных отношений, но и учитывает, что в то же время личность не только является объектом общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет и преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.
По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и тоже внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность – не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность выражает все что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, она формируется в результате культурного и социального развития.
Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения, держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – значит обладать свободой выбора и нести её бремя.
Элементами
психологической структуры
Следующая
подструктура включает в себя индивидуальные
особенности психических
Уровнем
личности так же является её индивидуальный
социальный опыт, в который входят
приобретённые человеком
На каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно по этому не легко понять другого человека, чтобы научится понимать, необходимы психологические знания и наблюдательность.
Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самопознание. Но другой отечественный психолог А. Н. Леонтьев считал, что личность – это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве её подструктур, они лишь условия формирования этого образования. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур. [24 стр.272]
А. Н. Леонтьев, соглашаясь в принципе с выделением понятия направленности в качестве одного из структурных компонентов личности, признавал его недостаточным для описания иерархии мотивационных линий. Он считал эту иерархию скорее многовариантной, а не однонаправленной. [11 стр.80]
Примерами осмысления проблемы структуры личности с общетеоретических позиций являются структуры личности, созданные К. К. Платоновым, Г. Айзенком.
Динамическая, функциональная структура личности, по К. К. Платонову, состоит из четырёх подструктур:
Информация о работе Психологические характеристики направленности личности