Психологические факторы, обеспечивающие успех в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:48, реферат

Описание работы

В общении принято выделять три структурных компонента: коммуникацию как обмен информацией, интеракцию как обмен действиями и перцепцию как восприятие и понимание людьми друг друга. Успех общения зависит от каждой из них. Рассмотрим в начале коммуникацию.

Работа содержит 1 файл

псих факторы реферат.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     В общении принято выделять три структурных компонента: коммуникацию как обмен информацией, интеракцию как обмен действиями и перцепцию как восприятие и понимание людьми друг друга. Успех общения зависит от каждой из них. Рассмотрим в начале коммуникацию.

Какую коммуникацию можно  считать эффективной?

     Простейший, но неточный ответ: ту, которая содействует  достижению цели коммуникатора

  1. Здесь не учитывается другой участник общения, ведь у реципиента.
  2. 2 есть свои цели, и то, что полезно для одного, может быть вредным для другого.

     Более правильным будет ответ, предлагаемый Д. Жуковым (1988): эффективная коммуникация - обеспечивающая продвижение в решении проблемы с использованием оптимальных средств с целью достижения взаимопонимания между партнерами.

Каковы  условия эффективной коммуникации?

     Среди объективных и более общих  условий следует назвать: общий язык (единую систему кодирования и декодирования информации), а также общий словарный запас у участников общения. Имеют значение также субъективные, личностные условия эффективной коммуникации, зависящие от личности партнеров. Можно назвать три таких фактора (Е. Мелибруда, 1986): надежность коммуникатора, понятность его сообщения и учет обратных связей относительно того, насколько правильно его поняли. 

     Важнейшим из этих факторов является надежность коммуникатора, определяющая степень доверия реципиента к сообщаемым сведениям. Исследователи установили, что личности, оценивающие партнёра как надёжного, обладали значительным возможностями влияния на собеседника. Очевидно, определённые действия коммуникатора могут повышать его надёжность в глазах реципиента и за счёт этого возрастает степень доверия в общении. От чего зависит надежность? Можно указать на четыре составные части: 

     а) откровенная демонстрация своих намерений, 

     б) проявление теплого  и доброжелательного  отношения, 

     в) демонстрация своей  компетентности в  обсуждаемом вопросе, 

     г) умение убедительно  излагать информацию, 

     д) соответствие между  вербальными и  невербальными способами  общения. 

     а) Когда мы верим в добрые намерения партнера, то испытываем к нему чувство близости, готовы верить ему. Однако нередко партнеры плохо сознают намерения друг друга и ориентируются на свои домыслы относительно мотивов другого. Если коммуникатор скрывает свои мотивы, даже из наилучших соображений, реципиент начинает сомневаться в его надежности. Скрывающий свои намерения вынужден напряженно следить за тем, что он хочет сказать и о чем смолчать. Для этого он использует всяческие маневры, манипуляции, направленные на дезориентацию партнера. Такая неискренность коммуникатора возбуждает подозрения у реципиента. Поэтому партнеры, заинтересованные в обоюдном доверии, стремятся максимально откровенно демонстрировать свои намерения, даже если имеются опасения, что другой их не одобрит. 

     б) Степень надежности коммуникатора значительно возрастает, когда, ощущая теплые чувства к реципиенту, он умеет их ясно выражать. Иногда этому мешают неписаные правила, ограничивающие проявления положительных чувств относительно людей. Кое-кто усматривает в такой откровенности что-то неправильное, даже позорное. Если в то время, когда людям хорошо вместе, они не обнаружат своих чувств, общение утратит чрезвычайно важное содержание, которое могло бы закрепить и углубить их отношения. 

     в) Надежность коммуникатора зависит от уверенности реципиента в нем как в источнике информации. Этому способствуют логичность мышления коммуникатора, подтверждение его информации независимыми источниками, его умение предусматривать события. Хорошо, когда коммуникатор не скрывает своей осведомленности, опыта в обсуждаемой области, своих способностей и достижений в этой сфере. Надежность возрастает за счет того, что люди, чьи мысли ценит реципиент, положительно относятся к сказанному. 

     г) Если коммуникатор умеет убедительно излагать информацию, то сила его слов возрастает. Важно, чтобы он сам верил в то, что говорит, чтобы ценил эти сведения. 

     д) Доверие к коммуникатору растёт, если его слова не расходятся с делами, если исповедуемые им взгляды, ценности, принципы и убеждения проявляются в соответствующих в поступках. Важную роль играет соответствие между вербальными и невербальными способами выражения. Если выражение лица и жестикуляция согласовываются со значением слов, высказывания приобретают ясность и убедительность. В случае же расхождения - если на словах человек провозглашает одно, а в жизни поступает по-другому - окружающие склонны верить скорее делам, невербальным средства, а не словам, а сам коммуникатор рассматривается как ненадёжный. 

     2. Второе условие эффективной коммуникации - понятность сообщения. Для этого необходимо учитывать возможности понимания, присущие реципиенту. Имеет значения возраст, пол реципиента. По-разному воспринимают информацию дети и взрослые, мужчины и женщины. Мужчины тяготеют к жесткой информации и лучше ее воспринимают: цифры, факты, абстрактные понятия. Женщинам по душе более мягкая информация относительно бытовых вещей, отношений между людьми. 

     Если  вы хотите, чтобы  вас лучше поняли, повторите еще  раз то, что хотите сказать, подтвердите его ещё раз другими путями - жестами, в письменной форме, используйте разные каналы для передачи информации. Эффективность коммуникации возрастает, если мы исчерпывающе, конкретно, однозначно формулируем свои мысли, избегая неопределенности, расплывчатости, лишней широты, безличности. 

     Партнер лучше понимает нас, когда мы берем  ответственность на себя за то, что  говорим, употребляем “Я-высказывания”. Вместо того чтобы сказать: “Это так, а это не так”, лучше указать, что это мы так думаем: ‘Я уверен’, ‘Мне кажется’, ‘Я слышал от моего отца, но мне трудно это принять’, ‘Так говорит Библия, и я верю в это’. Тогда слушатель точнее представляет себе источник информации и лучше понимает партнёра (Шапиро, 1997). 

     Третье  условие эффективной коммуникации связанное с учетом обратных связей.

  Как предоставлять  полноценную обратную  связь?

     1. В своих замечаниях затрагивайте  особенности поведения партнера, а не его личности, говорите о конкретных поступках, а не о ваших соображениях по поводу того, кто он. 

     2. Говорите больше о своих наблюдениях, то есть о том, что вы слушали, видели, воспринимали с помощью органов чувств, а не о своих умозаключениях. Последние являются результатом субъективной интерпретации увиденного, это домыслы на основе реальных фактов. Лучше привести сами эти факты, а выводы партнёр сможет сделать сам. Например, лучше сказать: “Ты покраснел”, а не “Тебе стыдно”. Также не надо лелеять иллюзии, что ваши выводы объективно отображают реальность. О том, стыдно ему, или, может, ему приятно или жарко, или он разозлился, собеседник может сделать вывод сам, а при наличии доверительных отношений с вами он даже может сообщить вам об этом. 

     3. Избегайте оценок, будьте безоценочным, не осуждайте. Лучше описывайте то, что реально происходило, а также свои собственные чувства и отношения к происходившему. Оценки - не очень ценный материал для лучшего взаимопонимания, они основываются на вашей системе ценностей и свидетельствуют не только об оппоненте, а и о вас. Лучше выразить откровенно, беря на себя ответственность за собственные чувства, называя их прямо, а не прячась по оценками. Например, лучше сказать: “Я чувствую неловкость”, а не “Ты - бестактен”. 

     4. Избегайте некорректных, слишком широких обобщений типа “ты никогда “, “всегда”, “все”, “ничего”, которые ведут к недоразумениям и чрезмерному упрощению. Лучше пользоваться более точными выражениями: “в большей или меньшей мере”, “часто”, “иногда”, “большинство”. 

     5. Сосредоточивайтесь на недавних событиях, свежих в памяти партнера, а не на расплывчатых историях далекого прошлого. Наибольшую ценность представляет информация, касающаяся того, что происходит здесь и теперь. Принцип “здесь и теперь”, выдвинутый гуманистической психотерапией, означает, что наибольшую ценность для эффективного общения и взаимопонимания имеет непосредственная, не отсроченная, самая свежая в памяти информация о том, что происходит между людьми в данный момент, а не полу- или полностью стершиеся из памяти события из далёкого прошлого. Если даже один участник хорошо помнит события недельной или более давности, то другой мог их совершенно забыть, и напоминание о них вряд ли поможет ему заметить те моменты в его поведении, которые он предпочитает не осознавать, а скорее повредит, свидетельствуя о “злопамятности” напоминающего. 

     6. Старайтесь давать по возможности меньше советов, лучше высказывайте свои соображения, обмениваясь мыслями с партнером. Тогда за ним остается право свободно решать, как использовать полученную информацию. Совет же связан с давлением и ограничением свободы. Кроме того, для корректного совета должна быть в наличии вся необходимая информация, а тот его объем, которым мы владеем, чаще всего недостаточен, ведь осознание партнером ситуации неполное и наш жизненный опыт ограничен.

     7. Осуществляя обратную связь, подчеркните то, что может быть ценным для партнера, а не для вас лично. Не манипулируйте другим, не навязывайте, а предлагайте свою помощь. ‘Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя’ (Филиппинцам 2:4). 

     8. Количество информации должно быть таким, чтобы партнер мог ею воспользоваться. Когда порция слишком насыщена, человек не сможет конструктивно подойти к проблеме. Бесполезно подвергать критике такие особенности человека, на которые нельзя повлиять - например, его физические недостатки. 

     9. Момент для предоставления обратной связи должен быть удачным. Позаботьтесь о времени, месте и ситуации. Лучше, чтобы вы были наедине, вам не мешали посторонние уши, чтобы человек был в надлежащем состоянии, иначе даже очень ценная информация может причинить больше вреда, чем пользы. 

     10. Помните, что давать и принимать  обратную связь можно при наличии  определенной смелости, умения, понимания и уважительного отношения к себе и других. 

     Как следует принимать обратную связь? 

     Своими  реакциями человек, который принимает обратную связь, может облегчить процесс взаимопонимания. 

     1. Следует внимательно выслушать своего собеседника до конца, не перебивая и не споря с ним даже мысленно. 

     2. Очень полезно своими словами  пересказать то, что мы услышали. Это разрешит своевременно заметить недоразумение, избегнуть ошибочных приписываний партнеру того, чего он не имел в виду. 

     3. Помните, что обратная связь  содержит в себе лишь личную точку зрения реципиента и субъективное представление относительно вас как конкретного человека. Она не дает ответа на вопрос, что мы собою представляем. Это представление никогда не бывает полным, и мы не остаемся неизменными. 

     4. Когда мы получаем обратную связь, это не означает, что нам надо немедленно изменяться. Существует много причин, из-за которых люди стремятся изменить поведение других. 

     5. Высказывание соображений в адрес партнера побудит его к соответствующей реакции, а это тоже помогает лучше понять, как воспринимаются наши слова и действия (Е. Мелибруда, 1986).

     Основные  методы обращения  с людьми.

     1. Критика бесполезна -  она заставляет  человека обороняться, стимулируя  попытки оправдать себя. Критика опасна, потому что наносит удар по гордости человека задевает чувство его собственного достоинства и вызывает у него обиду.

       Б. Ф. Скиннер, известный психолог, экспериментально доказал, что  животное, поощряемое за хорошее поведение, обучается быстрее и использует заученное более эффективно, чем животное, получаемое наказание за плохое поведение. Дальнейшие исследования подтвердили эти выводы и в отношении людей. осуждая, мы не добиваемся стойких изменений и часто провоцируем возникновение чувство обиды.

     По  словам другого психолога Ганса  Селье, « в той же степени, как  мы жаждем одобрения, нас ужасает  осуждение».

     Джордж. Б Джонстон – координатор инженерной компании. В его обязанности входит следить за тем, чтобы служащие компании надевали каски при выполнении полевых работ. Он докладывал, что, проходя мимо рабочего, работающего без каски, всегда делал его замечание и, используя авторитет начальника, заставлял исполнять инструкцию. Ответом ему были мрачные взгляды, а когда он покидал территорию, рабочие снимали каски.

     Он  решил изменить другой подход и в следуюший раз, увидев рабочего без каски, поинтересовался, удобна ли она и хорошо ли подогнана. Затем он благожелательным тоном напомнил человеку, что каска предназначена для того чтобы защитить его от травм, и во время работы всегда должна быть на голове. В результате рабочие стали чаще следовать инструкции без чувства обиды или эмоциональных размолвок.

     Во  взаимоотношениях с людьми помните – это в большинстве своем создания не логично рассуждающие, а эмоциональные, наполненные предрассудками, и движут ими гордыня и тщеславие.

     Любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство – и большинство из них так и поступают.

     Но  для проявления внимания и снисходительности требуется сильный характер и владение собой.

Информация о работе Психологические факторы, обеспечивающие успех в общении