Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:07, курсовая работа
1. Цель исследования: изучить проблему психологической адаптации ребёнка в школе и условия её протекания.
2. Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной адаптации.
2. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
3. Установить причины школьной дезадаптации.
Введение…………………………………………………………...……3-6
Глава 1.Теоретические основы исследования адаптации ребёнка в школе
1. Проблема адаптации в психологии……………….………….…7 -13
2. Возрастные особенности ребёнка 6-7 летнего возраста…………………………………………………………..14-23
3. Психологические условия адаптации ребёнка к школе……………………………………….....…………………24-39
Выводы ...………………………………………………………..40-43
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации ребёнка в школе……
1. Организация, задачи и методы исследования……………………………………………………..44-47
2.2Выявление уровня адаптации учащихся 1-ых классов……..…………………………………………………………….48
2.3Рекомендации родителей и педагогов……………………….…49-54
Выводы ……………………………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………57
Приложение
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе
1. Охотно ли
ваш ребенок идет в школу?
2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму,
принимает ли как должное новый распорядок?
3. Переживает ли свои учебные успехи и
неудачи?
4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
5. Каков преобладающий эмоциональный
характер впечатлений?
6. Как преодолевает трудности при выполнении
домашней работы?
7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей
по классу?
8. Справляется ли с учебной нагрузкой?
(Степень напряжения.)
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось
его поведение?
10. Жалуется ли на беспричинные боли, и
если да, то, как часто?
11. Когда ложится спать? Сколько часов
в сутки спит? Изменился ли (если да, то
как) по сравнению с прошлым годом характер
сна? [5, 16-24].
Выводы
В начальной школе (1-ых
Мы установили следующее:
Как видно из этих цифр, высокий
уровень адаптации ненамного
превышает детей с низким
Из этого можно сделать
Проведенный анализ педагогической и психологической литературы показал, что основными причинами низкого уровня школьной адаптации могут быть:
В процессе исследования наша
гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы
Методика измерения уровня адаптированности Тейлора
Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования утверждения предлагается обследуемому на отдельной карточке в виде таблицы. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.
Тестовый материал
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о адаптации.
Каждый ответ "да" на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ "нет" на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.
Суммарная оценка:
Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе