Психологические факторы адаптации ребёнка в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

1. Цель исследования: изучить проблему психологической адаптации ребёнка в школе и условия её протекания.
2. Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной адаптации.
2. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
3. Установить причины школьной дезадаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………...……3-6
Глава 1.Теоретические основы исследования адаптации ребёнка в школе
1. Проблема адаптации в психологии……………….………….…7 -13
2. Возрастные особенности ребёнка 6-7 летнего возраста…………………………………………………………..14-23
3. Психологические условия адаптации ребёнка к школе……………………………………….....…………………24-39
Выводы ...………………………………………………………..40-43
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации ребёнка в школе……
1. Организация, задачи и методы исследования……………………………………………………..44-47
2.2Выявление уровня адаптации учащихся 1-ых классов……..…………………………………………………………….48
2.3Рекомендации родителей и педагогов……………………….…49-54
Выводы ……………………………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………57
Приложение

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Автосохраненный).docx

— 108.23 Кб (Скачать)

Правило 2.

     Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

     Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

     Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Анкета  для родителей  по выявлению уровня адаптации ребёнка  к школе

1. Охотно ли  ваш ребенок идет в школу? 
2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок? 
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи? 
4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями? 
5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений? 
6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы? 
7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу? 
8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.) 
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение? 
10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то, как часто? 
11. Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна? [5, 16-24].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выводы 

      В начальной школе (1-ых классах)  с целью выявления уровня школьной  адаптации мы использовали следующие  методики:

  • тест «Тейлора»,
  • Графическая проективная методика «Что мне нравится в школе», автор Лусканова Н.Г.

     Мы установили следующее:

  1. Большее количество детей (23 человека) имеет очень высокий, высокий и средний уровень адаптации. В процентах этот уровень адаптации составляет 57,05%.
  2. Со средним уровнем адаптации с тенденцией к низкому и низким уровнем адаптации из двух классов выявлено 17 человек, что составляет 43%.

     Как видно из этих цифр, высокий  уровень адаптации ненамного  превышает детей с низким уровнем  адаптации. 

     Из этого можно сделать следующий  вывод:

  1. Необходимо проводить индивидуальную работу с будущими первоклассниками, с целью предупреждения школьной дезадаптации.
  2. Необходимо больше времени уделять не только интеллектуальной, но и психологической и мотивацинной подготовке к будущему обучению в школе.
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проведенный анализ педагогической и психологической литературы показал, что основными причинами низкого уровня школьной адаптации могут быть:

  • конфликт между потребностями ребенка;
  • неадекватные требования, несоответствующие возможностям ребенка;
  • конфликт воспитательной системы школы и семьи;
  • ориентация ребенка не на процесс учения, а на его результат;
  • недостатки в подготовке ребенка к школе, социальная защищенность;
  • длительная и массовая депривация;
  • соматическая ослабленность ребенка;
  • нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
  • двигательные нарушения;
  • эмоциональные расстройства.

     В процессе исследования наша  гипотеза подтвердилась. Действительно,  дети с низким уровнем интеллектуального  развития и низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы чаще подвержены процессу дезадаптации. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. Под ред. Хрипковой А.Г.-М.-2002.
  2. Артюхова И.С. В первом классе без проблем.-М.: Чистые пруды.- 2008.
  3. Битянова М.Г. Адаптация ребёнка в школе.-М.1998.
  4. Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе.- М.1997.
  5. Будницкая И. Ребёнок идёт в школу/Библиотека для родителей.
  6. Варламова А.Я. Школьная адаптация.- Волгоград.- 2005.
  7. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: Образование.-1996.
  8. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации.- Витебск.- 1995.
  9. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома.- М.-1995.
  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.– М.: «Академия», 1999 г.
  1. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.-М.- 1995.
  2. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология.-Ростов на Дону.- Феникс.- 1999.
  3. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации// Начальная школа.- №1.- 2006.
  4. Каган В.Е Психогенные формы школьной дезадаптации// Вопросы психологии.- 1984.- №4
  5. Петровский А. В. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 40–46.                                                                                                

   Приложение 1

Методика  измерения уровня адаптированности Тейлора

     Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования утверждения предлагается обследуемому на отдельной карточке в виде таблицы. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.

Тестовый  материал

  1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
  2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
  3. У меня редко бывают запоры.
  4. У меня редко бывают головные боли.
  5. Я редко устаю.
  6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
  7. Я уверен в себе.
  8. Практически я никогда не краснею.
  9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
  10. Я краснею не чаще, чем другие.
  11. У меня редко бывает сердцебиение.
  12. Обычно мои руки достаточно теплые.
  13. Я застенчив не более чем другие.
  14. Мне не хватает уверенности в себе.
  15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
  16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
  17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
  18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
  19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
  20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
  21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
  22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда пытаюсь что-либо сделать.
  23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
  24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
  25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
  26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
  27. Я работаю с большим напряжением.
  28. Я легко прихожу в замешательство.
  29. Почти все время испытывают тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
  30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
  31. Я часто плачу.
  32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
  33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
  34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
  35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
  36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
  37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
  38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
  39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
  40. Даже в холодные дни я легко потею.
  41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
  42. Я – человек легко возбудимый.
  43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
  44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.
  45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
  46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
  47. Я почти все время испытываю чувство голода.
  48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
  49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
  50. Ожидание всегда нервирует меня.

     Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о адаптации.

Каждый  ответ "да" на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ "нет" на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

     Суммарная оценка:

  • 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;
  • 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги;
  • 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
  • 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровню
  • 0-5 баллов – о низком уровне тревоги.

Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе