Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:07, курсовая работа
1. Цель исследования: изучить проблему психологической адаптации ребёнка в школе и условия её протекания.
2. Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной адаптации.
2. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
3. Установить причины школьной дезадаптации.
Введение…………………………………………………………...……3-6
Глава 1.Теоретические основы исследования адаптации ребёнка в школе
1. Проблема адаптации в психологии……………….………….…7 -13
2. Возрастные особенности ребёнка 6-7 летнего возраста…………………………………………………………..14-23
3. Психологические условия адаптации ребёнка к школе……………………………………….....…………………24-39
Выводы ...………………………………………………………..40-43
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации ребёнка в школе……
1. Организация, задачи и методы исследования……………………………………………………..44-47
2.2Выявление уровня адаптации учащихся 1-ых классов……..…………………………………………………………….48
2.3Рекомендации родителей и педагогов……………………….…49-54
Выводы ……………………………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………57
Приложение
У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей. Появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми, начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на внешнюю, наиболее привлекательную сторону школьного обучения (покупка ранца, школьных принадлежностей, выделение в доме места для выполнения уроков и т. п).
Родителям следует учитывать, что самооценка у детей дошкольного возраста в основном завышена. И одна из трудностей школьного обучения будет связана с формированием адекватной самооценки [10, 364-376].
Основные факторы, способные
Ребенка, пришедшего впервые в
школу, встретит новый
педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким
уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к
которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что
для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для
здоровья
научиться выполнять новые
плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места,
отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи [7, 155-172].
Психологическая адаптация | ||||||||||||||||||
Многие дети готовы к школе, подготовлены
к новым условиям школьной жизни. Желание
новизны, осознание важности изменения
своего статуса («Я уже ученик!»), готовность
к выполнению стоящих перед ним задач
помогают ребенку принять требования
учителя, правильно построить свои отношения
со сверстниками, подчиняться новому режиму
дня, распорядку занятий, важности и последовательности
дел и т. д. Несмотря на то, что выполнение
многих школьных правил достаточно трудно,
они не вызывают протеста и воспринимаются
ребенком как общественно значимые и необходимые.
|
ПРОЯВЛЕНИЕ
ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ |
Форма
дезадаптации |
причины | Коррекционные мероприятия |
Неприспо-
собленность к предметной стороне учебной деятельности |
Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей | Специальные беседы
с ребенком,
в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям |
Неспособность произвольно управлять своим поведением | Неправильное
воспитание в семье (отсутствие внешних
норм, ограничений) |
Работа с
семьей; анализ
собственного поведения, учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) | Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей | Работа с
семьей, определение
оптимального режима нагрузки ученика |
Школьный
невроз, или «фобия школы», - не
умение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» |
Ребенок не может выйти за границы семейной общности -семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) | Необходимо
подключение школьного
психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей |
Вполне естественно, что преодоление той
или иной формы дезадаптации прежде всего
должно быть направлено на устранение
причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация
ребенка в школе, неспособность справиться
с ролью ученика негативно влияют на его
адаптацию в других средах общения. При
этом возникает общая средовая дезадаптация
ребенка, указывающая на его социальную
отгороженность, отвержение [9, 158-167].
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации ребёнка в школе
2.1 Организация, задачи и методы исследования
Целью нашего
экспериментального исследования является
выявление показателей уровня адаптации
учащихся 1 классов к учебной
Мы проводим следующие
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГОСШ №20 г. Орша
В исследовании принимали участие учащиеся 1 классов.
1 "А" - 26 человек, 1 "Б" класс - 14 человека. Всего - 40 учащихся. Использовались следующие методы исследования:
Методики для исследования адаптации:
Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо, как набор карточек с утверждениями. Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о адаптации. Оценка 40-50 баллов свидетельствует о высоком уровне адаптации, 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов - о низком уровне адаптации [12, 478-485] (см. Приложение № 1).
Тест для определения уровня адаптации детей младшего школьного возраста
1. УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий.
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
1 балл - плохое усвоение программного материала по всем предметам
2. СТЕПЕНЬ УСИЛИЙ, НЕОБХОДИМЫХ РЕБЕНКУ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
5 б. - ребенок работает легко, свободно, без напряжения.
4 б. - выполнение заданий не вызывает у ребенка особых трудностей.
3 б.- иногда
ребенок работает легко, в
2 б. выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением.
1 б.- ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию
3.САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
5 б.- ребенок всегда самостоятельно справляется с заданиями.
4б.- работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого.
3б.- иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью.
2б.- предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно.
1б.- для
выполнения школьных заданий
требуется инициатива, помощь и
постоянный контроль со
4.ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ
5б.- ребенок улыбается, смеется, идет в школу с хорошим настроением.
4б.- ребенок
спокоен, деловит, нет
3б.- иногда ребенок идет в школу с плохим настроением.
2б.- у ребенка случается проявление негативных эмоций (тревога, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность).
1б.- преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
5.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
5б. - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей.
4б.- ребенок
не проявляет инициативу
3б.- сфера
общения ребенка несколько
2б.- предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1б.- ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.
6.ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ
5б.- проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно общается с ним и рассказывает о нем дома.
4б.- дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делать что-то не так. В случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3б.- старается выполнить все требования учителя, а за помощью чаще обращается к родителям или одноклассникам.
2б.- выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него.
1б.- избегает
контакта с учителем, при общении
с ним легко смущается,
0б.- общение с учителем вызывает отрицательные эмоции, ребенок обижается, плачет, когда ему делают замечания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ:
19 - 30 баллов - ребенок успешно адаптируется в школе;
13 - 18 баллов - адаптация прошла недостаточно успешно, есть "проблемные" точки;
0 - 12 баллов
- низкий уровень адаптации,
Графическая проективная методика
«Что мне нравится в школе»
автор Лусканова Н.Г.
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности.
Уровень школьной мотивации мы исследовали у учащихся 1-х классов. Для рисования детям предлагалась тема «Что мне нравится в школе». Рисунок рассматривался нами, как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Это интервью имеет проективный характер: в рисунке проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые или полностью не осознаются, или о которых они предпочитают не рассказывать.
Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе