Психологические факторы адаптации ребёнка в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

1. Цель исследования: изучить проблему психологической адаптации ребёнка в школе и условия её протекания.
2. Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной адаптации.
2. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
3. Установить причины школьной дезадаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………...……3-6
Глава 1.Теоретические основы исследования адаптации ребёнка в школе
1. Проблема адаптации в психологии……………….………….…7 -13
2. Возрастные особенности ребёнка 6-7 летнего возраста…………………………………………………………..14-23
3. Психологические условия адаптации ребёнка к школе……………………………………….....…………………24-39
Выводы ...………………………………………………………..40-43
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации ребёнка в школе……
1. Организация, задачи и методы исследования……………………………………………………..44-47
2.2Выявление уровня адаптации учащихся 1-ых классов……..…………………………………………………………….48
2.3Рекомендации родителей и педагогов……………………….…49-54
Выводы ……………………………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………57
Приложение

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Автосохраненный).docx

— 108.23 Кб (Скачать)

     Рисунки детей были оценены и разбиты  на  пять основных  уровней школьной мотивации.

  1. УРОВЕНЬ – высокая школьная мотивация. У таких детей высокая учебная активность. Есть стремление наиболее успешно выполнить все предъявленные школой требования. Такие ученики четко выполняют все указания учителя добросовестно и ответственно. Школа их привлекает учебным процессом, и рисуют они процесс урока, учителя у доски.
  2. УРОВЕНЬ – хорошая школьная мотивация. В этом  случае дети рисуют школьные принадлежности, т.е. то, что имеет непосредственное отношение к учебному процессу. Эти дети также  успешно справляются с учебной деятельностью.
  3. УРОВЕНЬ – положительное отношение к школе. Но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие ребята хорошо себя чувствуют в школе, однако часто ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями, учебный процесс их мало привлекает и рисуют они то, что имеет отношение к школе, но не к учебной деятельности.
  4. УРОВЕНЬ – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются  посторонними делами или просто играют. Они испытывают  серьезные трудности в учебной деятельности. В рисунках на школьную тему они изображают то, что к школе имеет косвенное отношение.
  5. УРОВЕНЬ – негативное отношение к школе. Школа такими детьми воспринимается, как враждебная среда. Их рисунки отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Несоответствие  рисунков теме указывает  на:

а) мотивационную  незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский  негативизм. Такое поведение свойственно  детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к  школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего  умеет и любит рисовать);

в) непонимание  и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям  с ЗПР. (Дети ничего не рисуют или  копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме.) Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается  их сюжет:

а) учебные  ситуации свидетельствуют о высокой  школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны  детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые  ситуации в школе свойственны  детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой  мотивации (10 баллов). 

             
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    1. Выявление результатов проведённого исследования

Таблица №2

 
Показатели  личностной адаптации  по тесту Тейлора
Классы Кол-во

испы-

туемых

Уровень адаптации, %
Очень

высо-

кий

Высокий Средний Сред. с тенденцией к низко-

му

Низкий
1 "А" 26 0 0 9 чел.

34,6%

15 чел.

57,7%

2 чел.

7,7%

1 "Б"  14 3 чел.

22%

9 чел.

64%

2 чел.

14%

0 0
Общее

колли

чество

1 кл.

40 3 чел.

7,55

9 чел.

22%

11 чел.

27,5%

15 чел.

38%

2 чел.

5%

 

     В ходе проведения исследования  «Измерение уровня личностной  адаптации Тейлора» среди младших  школьников можно сделать следующие  выводы:

     В 1 «А» классе дети с очень  высоким и высоким уровнем  адаптации отсутствуют; со средним  уровнем адаптации оказалось  9 человек, что составляет 34,6%; детей  со средним уровнем адаптации  с тенденцией к низкому –  15 человек, что в процентном  соотношении составляет 57,7%; и, наконец,  с низким уровнем адаптации  2 человека, что составляет 7,7%.

     В 1 «Б» классе с очень высоким  уровнем адаптации выделено 3 человека, что составляет 22%; с высоким уровнем  адаптации 9 человек, что в процентах  составляет 64%; со средним уровнем  адаптации всего 2 человека, что  составляет 14%; со средним уровнем  адаптации с тенденцией к низкому  и с низким уровнем адаптации детей не отмечено.

     Если брать вместе все два  первых класса, то получаются  следующие данные:

- очень  высокий уровень адаптации у  3 человек, что составляет 7,55%;

- высокий  уровень адаптации у 9 человек,  что в процентном соотношении  составляет 22%;

- средний  уровень адаптации – 11 человек,  что составляет 27,5%;

- средний  уровень адаптации с тенденцией  к низкому – 15 человек, что  равно 38%;

- и,  наконец, с низким уровнем адаптации  отмечено 2 человека, что составляет 5%.

     Проанализировав ответы родителей  по анкете, можно сделать следующий  вывод:

  • Родители замечают изменение в поведении своего ребёнка.
  • Отмечают, что дети быстрее утомляются.
  • Сон становится более беспокойным и чутким.
  • Не все дети легко и быстро перестраиваются на новый распорядок дня.
  • Но многие родители также отмечают положительные изменения в своём ребёнке - он становится более самостоятельным, стремится решать поставленные задачи самостоятельно.
  • Серьёзно относится к учебному процессу, т.к. осознаёт и понимает новую и очень важную роль «ученика».
 
 
 
 
 
 
 

2.3Рекомендации. Коррекционно-развивающая  работа. Рекомендации  родителям

Рекомендации  родителям

  • Испытывать  уважение  к  ребенку  как  к  личности.
  • Сохранять  доброжелательную  эмоциональную  атмосферу  в  семье.
  • Развивать  и  поддерживать  интерес  ребенка  к  обучению.
  • Убеждать  ребенка  соблюдать  правила  поддерживания  здоровья,  развивать  необходимые  для  этого  навыки.
  • Поощрять  успехи ( «Ты  сможешь,  ты  способен»),  не  акцентировать  внимание  на  неудачах  при  обучении.
  • Не  требовать  любой  ценой  только  высоких  результатов  и  оценок.
  • Объяснять,  как  важно  получать  новые  знания  и  развивать  свои  способности.
  • Не  наказывать  ребенка  ограничением  его двигательной  активности (не  запрещать  гулять  вместе  с  другими  детьми  на  свежем  воздухе).
  • Строго  придерживаться  режима  дня.
  • Перенести  на  субботу  просмотр  телевизионных  передач,  компьютерные  игры (с  целью  ограничения  времени  пребывания  в  статичной  позе).
  • Совершать  в  выходные  дни  семейные  прогулки  на  свежем  воздухе,  выезды  на  природу,  по  возможности  организовать  посещение  бассейна.
  • Во  время  домашнего  задания (не  более  90  минут)  проводить  физкультминутки,  следить  за  осанкой  ребенка.
  • Для  мобилизации  внимания  ребенка  напоминать  правило «Успеваек»:  
    «Делай  все  скорее  сам,  не  смотри  по  сторонам,  
    Делом  занимайся,  а  не  отвлекайся!»
  • Два  раза  в  неделю  выполнять  с  ребенком  комплекс  из  семи  упражнений  для  укрепления  мышц  спины,  плечевого  пояса  и  живота (с  целью  сохранения  правильной  осанки).
  • Вместе  с  ребенком  как  можно  чаще  делать  «пальчиковую»  гимнастику,  используя  песенки  для  улучшения  вентиляции  легких  и  поддерживания  хорошего  настроения.
  • Проводить  релаксационную  гимнастику  с  использованием  аудиозаписи  звуков  природы  (лежа  на  спине  в  расслабленном  состоянии  с  закрытыми  глазами,  в  течение  10 минут).
  • Следить,  чтобы  после  школы  ребенок  гулял  на  свежем  воздухе  30 – 60  минут.
  • Обеспечить  отход  ребенка  ко  сну  не  позже  21.00.
  • За  10  минут  до  отхода  ребенка  ко  сну  проветрить  комнату.  По  возможности  провести  аэроионизацию  помещения  с  помощью  лампы  Чижевского  в  течение  15 – 20  минут.
  • Перед  сном  предложить  ребенку  принять  ванну  с  водой  комфортной  температуры,  при  этом  следить  за  тем,  чтобы  он  закрыл  глаза  и  лежал  не  двигаясь.
  • Для  снятия  возбуждения  перед  сном  можно  использовать  аромалампу  с  маслом  лаванды ( 2 -3 капли).
  • Посидеть  на  кровати  рядом  с  ребенком;  мягко,  плавно  погладить  его  по  спине  вдоль  позвоночника,  поцеловать,  сказать,  что  завтра  все  будет  хорошо,  все  у  него  получится,  что  он  очень  умный  и  добрый.
  • Следить,  чтобы  пробуждение  ребенка  было  плавным (он  должен  полежать  в  кровати  не  менее  10  минут;  ставить  будильник  у  изголовья  детской  кровати  противопоказано).  
  • Проводить  с  ребенком  водные  гигиенические  процедуры,  а  после  проветривания  комнаты – утреннюю  гимнастику  под  музыку.
  • Перед  завтраком  дать  ребенку  выпить  стакан  фруктового  или  овощного  сока.
  • Использовать  при  приготовлении  блюд  продукты,  богатые  минералами  и  микроэлементами,  белками,  легкими  углеводами,  витаминами.
  • В  период  риска  заболевания  ОРВИ  давать  в  виде  добавки  к  супам  чеснок  и  зеленый  лук. 
  • Обеспечить  ребенка  одеждой  из  натуральных  волокон,  чтобы  она  способствовала  полноценному  кожному  дыханию  и  правильному  теплообмену.
  • Нужно  убедительно  сказать  ребенку,  что  после  физкультуры  необходимо  снять  спортивную  майку  и  надеть  сухую  сменную.
  • Предупредить  ребенка,  что  сразу  после  физкультуры  нельзя  пить  холодную  воду  (если  очень  хочется  пить,  взять  в  столовой  теплый  сладкий  чай  с  лимоном).

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

1.  Ежедневно  интересуйтесь школьными делами  детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.

2.  Не  скупитесь на похвалу, замечайте  даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.

3. Развивайте  любознательность, поощряйте любопытство,  удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90 % основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10 %.

4.  Покупайте  и дарите книги, пластинки,  картины. Читайте вслух, предлагайте  ребенку почитать Вам, обсуждайте  прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

5.  Помогайте  ребенку выполнять трудные задания,  предлагайте выход из сложной  ситуации, но не забывайте давать  ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

6.  Будьте  доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К  тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

7. Активно  слушайте своего ребенка, так  как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

8.  Не  говорите плохо о школе, не  критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

    9.       Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

    Памятка для родителей

Правило 1.

     Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе