Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа
Цель исследования – сформировать общую картину положения многодетной семьи в РФ и определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблем многодетной семьи;
2. Раскрыть сущность и особенности психологической наблюдательности в социальной работе;
3. Определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.
Введение
Глава I. Основные характеристики многодетной семьи.
1.1 Семья, её функции. Типологии семей.
1.2 Многодетные семьи: краткая характеристика, их проблемы.
Глава II. Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями.
2.1 Особенности психологической наблюдательности в деятельности социального работника.
2.2 Психологическая наблюдательность в процессе деятельности специалиста по социальной работе с многодетными семьями.
Заключение
Список литературы
Субъективная позиция в работе с многодетной семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствуют не только решению ею самостоятельно своих собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формируют у членов многодетной семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями.
Наиболее эффективно работают с многодетной семьей специалисты, обладающие таким же социальным опытом, как и сама семья, то есть члены многодетных семей. Они не только правильно понимают и принимают многодетную семью, но, и являясь ее представителями, способны аргументировано и профессионально защитить права каждого члена такой семьи.
Реальная
помощь семье может быть оказана только
при сочетании социальной и психологической
работы. Социальный работник должен уметь
психологически грамотно вести приём,
беседу, переговоры, тактично оказывать
помощь и ориентировать клиента на самопомощь,
а также осуществлять первичную психологическую
поддержку клиента, должен обладать навыками
психологической наблюдательности. Для
этого ему необходимы знания психологических
особенностей социальной работы с различными
категориями семей и психологических
возможностей по устранению возникающих
у них проблем, умение оценить уровень
благополучия конкретной семьи, её психологического
здоровья. Социальный работник должен
не только помогать семье преодолевать
трудности, но и учить членов семьи самопомощи
и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить
себе достойную жизнь.
Список литературы:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 551 с.
2. Глоссарий социальной работы / Автор-составитель Е.И. Холостова.- 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и Ко», 2007. - 220 с.
3. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 224 с.
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.
5. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с. (Психол. наука - школе).
6. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
7. Корниенко А.Ф. Метод наблюдения в психолого- педагогической практике. - М., 1990.
8. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 416 с. - (Серия «Gaudeamus»)
9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИНФРА-М,2002. - 395 с. - (Серия «Высшее образование»).
10. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; Под ред. Н.Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
11. Принцип активизации в социальной работе/ Под ред.Ф. Парслоу; Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 223 с. - (Серия «Социальная работа в меняющемся мире»; Ред. серии Ш. Рамон). - (Программа « Высшее образование»).
12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.
13. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.
Информация о работе Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями