Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – сформировать общую картину положения многодетной семьи в РФ и определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблем многодетной семьи;
2. Раскрыть сущность и особенности психологической наблюдательности в социальной работе;
3. Определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава I. Основные характеристики многодетной семьи.
1.1 Семья, её функции. Типологии семей.
1.2 Многодетные семьи: краткая характеристика, их проблемы.

Глава II. Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями.
2.1 Особенности психологической наблюдательности в деятельности социального работника.
2.2 Психологическая наблюдательность в процессе деятельности специалиста по социальной работе с многодетными семьями.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

[Курсовая]Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями.rtf

— 248.61 Кб (Скачать)

3) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

4) Исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. 

      2.2 Психологическая наблюдательность в процессе деятельности специалиста по социальной работе с многодетными семьями

      наблюдательность социальная работа семья

      В соответствии с принятым в отечественной психологической науке подходом в качестве методов психологического наблюдения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.).

      Психологическое изучение семей требует привлечения достаточного числа диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими задачами исследования используются как стандартизированные, так и нестандартизированные методики. С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надежности.

      Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:

      избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметров субъекта исследования;

      с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;

      получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.

      На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение. Используется в работе с семьей для сбора информации о членах семьи .

      Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.

      Объективное изучение предмета психологического исследования осуществляется с помощью экспериментальных стандартизированных и проективных методик.

      Применение стандартизированных методик требует использования следующих критериев:

      - жесткой регламентации процедуры, т. е. точного соблюдения инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательства специалиста по социальной работе в деятельность испытуемого;

      - стандартизации единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов;

      - надежности, точности психологических измерений, их согласованности при первичном и повторном применении теста на одних и тех же испытуемых;

      - валидности (комплексной пригодности методики для обследования той или иной характеристики объекта), т. е. соответствия методики измеряемому свойству.

      Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Среди них выделяют: личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники-анкеты. При изучении проблем родителей и других членов семьи рекомендуется использовать личностные опросники.

      Личностные опросники охватывают спектр проблем, которые характеризуют кардинальные черты личности -- психические свойства индивида. Выявление психических свойств позволяет определить направленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. К психическим свойствам относят также темперамент, характер и способности личности. Проективные методики -- это методики, которые позволяют, опосредствованно моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать свойства личности, выступающие прямо или в виде различных установок, таких как «значащие переживания», «личностные смыслы» и др.  Проективные методики основаны на феномене проекции, смысл которого выражается в приписывании внешним объектам (другим лицам, предметам) свойств, присущих самому индивиду.

      В качестве дополнительного метода используется беседа-интервью. Упорядоченное интервью или беседа -- это один из основных методов психологического консультирования и диагностики. По форме интервью может быть:

      свободным, когда беседа проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

      стандартизированным, когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы;

      частично стандартизированным, объединяющим первую и вторую формы.

      В свою очередь, беседа-интервью может быть использована как в диагностических целях, так и для осуществления психокоррекции. Как часть диагностической процедуры беседа включается в процесс консультирования семьи. Проведение беседы строится в несколько этапов.

      Во вступительной части беседы-интервью устанавливаются доверительные отношения с клиентом и его близкими, затем определяется перечень проблем, которые их волнуют. В основной части беседы обсуждаются заявленные проблемы.

      В завершающей части предполагается наличие изменений или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций.

      Также к психологическим методам социальной работы с многодетными семьями можно отнести следующие:

      1) Психодрама - вид групповой психотерапии, где используется ролевая игра, во время которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения каждым членом семьи чувств, которые связаны с важными для них проблемами.

      Семейная психотерапия направлена на коррекцию межличностных отношений между членами многодетной семьи. В процессе семейной психотерапии работа специалиста и клиентов в первую очередь направлена на поиск и устранения причин эмоциональных разногласий в многодетной семье.

      2) Методика вербализации эмоциональных состояний - социальный работник просит рассказать про личные, семейные проблемы. Главное то чтобы в обсуждении проблем принимали участие все члены многодетной семьи. Во время работы с семьей необходимо следить за тем, чтобы все члены семьи могли вербализировать свои внутренние эмоциональные состояния. Общение кого-то одного из них с социальным работником может разрушить баланс в семье.

      3) Проигрывание взаимных ролей. Эта техника призвана помочь клиенту освоить действия, необходимые для налаживания отношений. Суть ее состоит в побуждении клиента проиграть роль его партнера по взаимодействии, обоснованные необходимостью этих усилий. В процессе проигрывания клиентами этих ролей консультант комментирует их действия.

      4) Семейное обсуждение. Заданием его является обсуждение членами семьи самых острых проблем семейной жизни и возможных путей их решения. Эта методика полезна в начале работы с семьей и может касаться способов решения семейных конфликтов, планирования и организации различных аспектов жизни семьи.

      5) Построение генограммы семьи. Генограмма - это схема семейной истории, которая создается по определенным правилам и отображает отношения в поколениях прародствеников, родителей и в самой семье. Процесс построения генограммы имеет несколько значительных преимуществ в решении заданий семейной психопрофилактики: он достаточно захватывающий и удовлетворяет одну с глубинных потребностей людей в познании своих корней; в ходе этой методики члены семьи втягиваются в единую деятельность.

      6) Методика «семейного договора». Суть ее в следующем:

      - все начинается с субъективного выявления претензий членов семьи один к другому.

      - дальше происходит замена подобных обвинений изложением конкретных неправильных действий.

      - составляется минимальный взаимоприемлемый список обязанностей для всех членов многодетной семьи на определенный срок.

      - через определенное время семья вместе с социальным педагогом проводит анализ выполненного соглашения и в случае необходимости составляет аналогичное соглашение.

      В процессе своей жизнедеятельности многодетная семья связана с самыми различными социальными институтами. Координация усилий, направленных на поддержку и развитие семьи, способствует системному и полноценному оказанию ей социально-психологической помощи.

      Социальная работа с многодетной семьей должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов.

      Субъективная позиция в работе с многодетной семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствуют не только решению ею самостоятельно своих собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формируют у членов многодетной семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями.

      Наиболее эффективно работают с многодетной семьей специалисты, обладающие таким же социальным опытом, как и сама семья, то есть члены многодетных семей. Они не только правильно понимают и принимают многодетную семью, но, и являясь ее представителями, способны аргументировано и профессионально защитить права каждого члена такой семьи. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести приём, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента, должен обладать навыками психологической наблюдательности. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, её психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь. 

 

       Заключение 

      Атмосфера в современной России порождает у семей множество проблем, поэтому в наше время изучение социальной работы с семьёй имеет большой интерес.

      Современная ситуация в России обостряет проблемы многодетных семей. Это связано с экономическим кризисом, социальной и политической напряжённостью, межэтническими конфликтами и так далее. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Социальная работа ориентирована не только на решение проблем семьи, но и на её укрепление и развитие , стабилизацию социально-экономического положения в России. Также социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения; в изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин ; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

      Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества.

      Социальная работа с многодетной семьей должна базироваться на глубоком знании специфики этой категории семей, необходимо оказывать ей всестороннюю помощь в целях дальнейшего и устойчивого развития государства. Народ, род, семья - составляющие части общества. Дестабилизация одной из этих составляющих приводит к дестабилизации целого. Необходимо постоянно учитывать взаимосвязанность процессов, происходящих в семье и обществе.

      Многодетная семья способствует удовлетворению всех основных потребностей личности: биологических, социальных и духовных.

      Осознание взрослыми членами многодетной семьи всей ответственности за воспитание своих детей, определение путей реализации своих воспитательных способностей - важнейшее условие активизации ее социально-воспитательного потенциала.

      В процессе своей жизнедеятельности многодетная семья связана с самыми различными социальными институтами. Координация усилий, направленных на поддержку и развитие семьи, способствует системному и полноценному оказанию ей социально-психологической помощи.

      Социальная работа с многодетной семьей должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов.

Информация о работе Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями