Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – сформировать общую картину положения многодетной семьи в РФ и определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблем многодетной семьи;
2. Раскрыть сущность и особенности психологической наблюдательности в социальной работе;
3. Определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава I. Основные характеристики многодетной семьи.
1.1 Семья, её функции. Типологии семей.
1.2 Многодетные семьи: краткая характеристика, их проблемы.

Глава II. Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями.
2.1 Особенности психологической наблюдательности в деятельности социального работника.
2.2 Психологическая наблюдательность в процессе деятельности специалиста по социальной работе с многодетными семьями.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

[Курсовая]Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями.rtf

— 248.61 Кб (Скачать)

      Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.

      Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей.

      Социальная незащищённость таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии.

      Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей.

      Социальная работа с многодетной семьёй имеет своей целью улучшение её благосостояния и обеспечение её функционирования в интересах общества. И хотя в последние годы таких семей в Российской Федерации становится меньше, их проблемы обостряются. Социальная работа с данной категорией семей предполагает: материальную поддержку; помощь в преодолении иждивенческих жизненных установок, овладении приёмами услуг (домашний парикмахер, швея, массажист и так далее); повышение уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения декларированных льгот; минимизация чувства одиночества, забытости, непохожести; обмен опытом организации внутрисемейной жизни; расширение круга общения; психолого-педагогическое просвещение; помощь в профориентации и трудоустройстве членов семьи.

      Социальная работа с семьёй имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и её социального окружения.

      Основными принципами социальной работы с семьёй являются:

      Приоритет прав и интересов ребёнка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

      Уважение прав родителей;

      Соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьёй;

      Обоснованное использование власти и контроля;

      Можно выделить основные стратегии социальной работы с семьёй:

       - акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и её окружением;

      - системный подход к семье;

      - подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации;

      - «активно-терапевтический» подход включает в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и так далее;

      - концентрация работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнёров.

      Особого внимания социального работника требуют дети. Поскольку на каждого ребёнка в большой семье приходится меньше «воспитательных ресурсов», то они нуждаются в поддержке при включении во внеклассную и внешкольную деятельность, в определении дарований и создании условий для их реализации, в организации культурного досуга, в участии в социальных акциях.

      Социальный работник осуществляет связь между семьёй и субъектами социальной помощи.

      Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.

      Органы народного образования: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования, для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория.

      Органы социальной защиты: организация пособий, льгот, предоставление семейных путёвок, открытие центров помощи семье, адресной социальной помощи, материальной помощи, выделение льготных кредитов под индивидуальное строительство, своевременная информация о льготах.

      Юрист: законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.

      Психолог: решение психологической проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент.

      Органы здравоохранения предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, приём в медицинских учреждениях вне очереди, путёвки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.

      Торговые организации: распродажа товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставление льготных кредитов для приобретение предметов длительного пользования.

      Благотворительные организации: оказание материальной и натуральной помощи.

      Исполнительная городская власть: обеспечение своевременной выдаче зарплат и пособий на детей, предоставление возможности улучшить жильё, создать условия для самообеспечения семей, оказание помощи в организации Ассоциации многодетных семей.

      Аналогичные семьи: участие в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи. 

 

       Глава II. Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями 

      2.1 Особенности психологической наблюдательности в деятельности социального работника 

      Наблюдательность - способность детально видеть предмет или явление. Это закрепившийся в общении и деятельности способ организации и проявления познавательных психических процессов.

      Одним из методов психологической наблюдательности является наблюдение. Наблюдение -- это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласия испытуемого на ее проведение. Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы ХХ в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:

      в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;

      наблюдение реализуется непрерывно; запись проводится избирательно.

      Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.

      Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода - ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна - важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.

      Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

      Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

      Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий.

       Неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как:

      - недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения;

      - отсутствие органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования;

      - аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения;

      - преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий;

      - отсутствие должной апробации инструментария;

      - несоответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять;

      - несоответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных;

      - отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.

      Характер наблюдательности зависит от типов восприятия. Социальному работнику в процессе наблюдения необходимо гармонически сочетать аналитический (детализирующий) и синтетический (целостный) тип восприятия, подмечая отдельные признаки, свойства и особенности наблюдаемых предметов и явлений, одновременно охватывая и весь предмет (явление) в целом, во всей сложности и взаимосвязи отдельных его частей. Применительно к интерпретации результатов наблюдения, наблюдательность социального работника имеет по преимуществу объяснительный характер. Именно это обеспечивает проникновение в сущность наблюдательного явления. Такую наблюдательность можно назвать принципиальностью - качеством, которое очень важно для специалиста.

      Постоянным объектом наблюдения в работе специалиста по социальной работе является человек, его духовная жизнь. Наблюдательность социального работника в этой специфической сфере можно назвать психологической. Она выражается в умении подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознать психические свойства личности, угадывать" психологический подтекст каждого действия и поступка.

      Процесс исследования методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов: формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач; определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения; разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдений; определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других - пользуемся данными наблюдения иных лиц.

      В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что:

- оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам;

-   наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре;

- подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов; кодировочные бланки и т. п.);

- все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определённой системе;

- запись результатов наблюдений;

- информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на надёжность (надёжность - это достоверность и устойчивость);

- подготовка отчёта и выводов по итогам исследования.

- Надёжность (достоверность и устойчивость) данных повышается, если выполнять следующие правила:

1) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

2) Если основное наблюдение будет осуществляться несколькими лицами они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

Информация о работе Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями