Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – сформировать общую картину положения многодетной семьи в РФ и определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблем многодетной семьи;
2. Раскрыть сущность и особенности психологической наблюдательности в социальной работе;
3. Определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава I. Основные характеристики многодетной семьи.
1.1 Семья, её функции. Типологии семей.
1.2 Многодетные семьи: краткая характеристика, их проблемы.

Глава II. Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями.
2.1 Особенности психологической наблюдательности в деятельности социального работника.
2.2 Психологическая наблюдательность в процессе деятельности специалиста по социальной работе с многодетными семьями.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

[Курсовая]Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями.rtf

— 248.61 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   
 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   
 

Кафедра «Социальная работа»            
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа  
 
 

по специальности "Психологическая наблюдательность в работе социального работника"  

на тему:   

"Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями"           
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студент 5 курса Васильев Ю.С.   

                                                                           Руководитель: ст.преподаватель Петелина В.Н.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Серпухов, 2011 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 

Введение

Глава I. Основные характеристики многодетной семьи.

1.1 Семья, её функции. Типологии семей.

1.2 Многодетные семьи: краткая характеристика, их проблемы. 

Глава II. Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями.

2.1 Особенности психологической наблюдательности в деятельности социального работника.

2.2  Психологическая наблюдательность в процессе деятельности специалиста по социальной работе с многодетными семьями.

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Введение 

      Современная семья и её проблемы служат объектом исследования различных наук. В наше время из-за экономического кризиса, социальной и политической напряжённости, межэтнических конфликтов всё больше обостряются семейные проблемы. Поэтому семьям очень необходима помощь специалистов.

      Семья играет в жизни человека огромную роль. Она выступает институтом первичной социализации ребёнка. Именно в семье человек усваивает нормы и правила поведения. Человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие поступки и поведение.

      Семья удовлетворяет естественные биологические потребности человека - самосохранение и продолжение рода. Также она позволяет человеку достигать определённых целей в общении, в личностном и духовном росте.

      Дети, которые вырастают в дружной и любящей семье, на всю жизнь сохраняют чувство защищённости и стремятся передать это тёплое чувство своим детям. Именно родители становятся первыми значимыми людьми в жизни своего ребёнка. Образ жизни семьи неразрывно связан с экономической, социальной, политической и духовной сферами жизнедеятельности общества.

      В своей курсовой работе я раскрыл проблемы современной многодетной семьи, ее состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи как социальной ячейки общества, психологические методики работы с многодетной семьёй.

      Многодетная семья в современных условиях не всегда может самостоятельно найти выход из сложной жизненной ситуации. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и специалист по социальной работе.

      В первой главе рассмотрены функции семьи. Нарушение хотя бы одной из функций может отрицательно отразиться на благополучии семьи. И кроме этого, так как все функции взаимосвязаны, нарушение одной из них порождает нарушение других.

      Также в первой главе рассмотрены типы семей и конкретные группы семейных проблем, раскрыты понятие и категории многодетной семьи, проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи.

      Вторая глава посвящена психологической наблюдательности специалиста по социальной работе с данной категорией семей. Здесь дана характеристика психологической наблюдательности и её особенностям в деятельности специалиста по социальной работе. Также в данной главе приведены методы психологической наблюдательности с многодетными семьями.

      Объект исследования -- проблемы современной многодетной семьи.

      Предмет исследования -- методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.

      Цель исследования - сформировать общую картину положения многодетной семьи в РФ и определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.

      Задачи исследования:

      1. Осуществить теоретический анализ проблем многодетной семьи;

      2. Раскрыть сущность и особенности психологической наблюдательности в социальной работе;

      3. Определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.

      Комплекс проблем семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. 

 

       Глава I. Основные характеристики многодетной семьи 

      1.1 Семья, её функции. Типологии семей 

      Семья всегда находилась в центре внимания передовой общественной мысли, политических деятелей и учёных. Она представляет собой самостоятельную ячейку общества, тесно связанную с другими самостоятельными институтами.

      Под семьёй понимаются социальные группы, члены которых непосредственно связаны друг с другом происхождением, браком или усыновлением. Члены семьи могут проживать вместе, образовывать домашнее хозяйство, но могут проживать и врознь.

      Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определённое пространство, в которое входит жилище, собственность как экономическая основа семьи, а также общекультурная среда в рамках культуры государства, общества, региона, этноса.

      Семья - это живая, постоянно развивающаяся система. Изменения в ней происходят под воздействием внешних обстоятельств и внутренних воздействий развития. Современная семья переживает сложный период своего развития. Этот переход заключается в смене одной модели другой. Иными становятся взаимоотношения и атмосфера семьи. Изменяются семейный уклад, семейные роли, традиции, положение детей в семье.

      Семья с детства вырабатывает такие формы социального взаимодействия с миром, которые помогают человеку социализироваться во всех сферах жизни. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье формируются дальнейшие жизненные поступки и поведение.

      Семье присущи черты социального института и малой социальной группы.

      Как социальный институт общества семья - это совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. Она оказывает сильное влияние на человека на протяжении всей его жизни. Особенно большое значение семья имеет для человека в начале его жизненного пути, когда закладываются основы личности.

      Семья как малая социальная группа - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Её отличает единое экономическое пространство, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. В семье функции, роли и ценности зависят от составляющих её личностей. Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются в основных сферах её жизнедеятельности. Связи в малой группе «семья» строятся на непосредственных контактах. Её члены эмоционально вовлечены в дела группы. Семья - это единственная группа, которая увеличивается и разрастается благодаря рождению детей.

      Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей:

      1) Наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые изменяются в процессе развития семьи;

      2) Частичное различие в интересах и установках членов семьи;

      3) Наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой определяют характер взаимодействия в семье;

      4) Включённость в неё представителей разных поколений и больший срок близкого знакомства между её членами, чем в других группах;

      5) Многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь;

      6) Особая открытость членов семьи.

      Семья находится в движении. Она меняется под воздействием социальной политики и внутренних процессов своего развития. Поэтому семья является одним из главных объектов социальной работы.

      Семья выполняет значимые функции для развития общества. Функции семьи - это сфера жизнедеятельности семьи, связанная с удовлетворением определённых потребностей её членов. Семья - это система социального функционирования человека. Все функции в семье очень тесно переплетены и обеспечивают связи времён для развития человечества. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. 

      Функции семьи. 

            Репродуктивная - биологическое воспроизводство общества, поддержание непрерывности благодаря рождению детей. Она необходима для продолжения человеческого рода.

            Воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества. Семья прививает чувство любви, формирует чувства привязанности, доверия детей и родителей. Особенно велика роль семьи в воспитании нравственных чувств: уважение к старшим, женщине, забота о младших, престарелых. Семья даёт ребёнку эмоциональный комфорт и чувство защищённости. Воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание, оценка поведения - залог правильного воспитания. В этой функции можно выделить три аспекта: воспитание детей; взаимное воспитание членов семьи; воспитание младшими старших.

      Нравственному воспитанию способствует досуговая функция. Досуг - часть свободного времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению, это смена деятельности, направленная в основном на приобщение детей к труду, на активное участие их в домашнем хозяйстве. Это важный воспитательный, эмоциональный фактор для развития детей. Время, проведённое вместе с родителями, необходимо для повышения культурного, нравственно-эстетического уровня детей, развития их духовности.

      Хозяйственно-бытовая  -   поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми.

      Экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Экономическая функция определяется объединением доходов её членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи.

      Сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

      Сфера духовного общения - духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи.

      Эмоциональная - эмоциональная стабилизация каждого члена семьи, получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.

Информация о работе Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями