Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – сформировать общую картину положения многодетной семьи в РФ и определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблем многодетной семьи;
2. Раскрыть сущность и особенности психологической наблюдательности в социальной работе;
3. Определить методы психологической наблюдательности в социальной работе с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава I. Основные характеристики многодетной семьи.
1.1 Семья, её функции. Типологии семей.
1.2 Многодетные семьи: краткая характеристика, их проблемы.

Глава II. Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями.
2.1 Особенности психологической наблюдательности в деятельности социального работника.
2.2 Психологическая наблюдательность в процессе деятельности специалиста по социальной работе с многодетными семьями.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

[Курсовая]Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями.rtf

— 248.61 Кб (Скачать)

      Сексуальная - удовлетворение сексуальных потребностей.

      Медицинская - поддержание физического здоровья членов семьи. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков. Члены семьи должны обладать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медработникам за советами и помощью, выполнять их назначения.

      Когда семья реализует свои функции, она удовлетворяет важнейшие естественные биологические потребности человека (самосохранение и продолжение рода). С другой стороны она позволяет человеку достигать определённых целей в общении, в личностном и духовном росте. Все функции семьи взаимосвязаны. Нарушение одной из функций порождает нарушение других.

      Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несёт огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан.

      В XX в. роль семьи как института социализации подрастающего поколения резко возросла. Увеличилась продолжительность детства. Появился новый период возрастного развития - юность. Особую ценность в жизни семьи приобрела функция воспитания детей. Родительская опека стала распространяться на детей не только маленьких, но и взрослых. Бездетность стала переживаться супругами как состояние глубокой неудовлетворённости семейной жизнью, как потеря смысла брака.

      В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение её социальных функций, семейных отношений, структуры семьи, влияния в обществе на другие социальные институты.

      В наше время предназначение семьи всё в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и самореализации как супругов, так и детей. Воспитание приобретает равноправный характер родителей и детей.

      Существуют различные классификации семей, и одна семья может относиться к нескольким классификациям одновременно по разным показателям.

      Выделяют основания для деления семей по типологическим группам:

      Психологический климат семьи: благоприятный (например, когда в семье у каждого есть своё место), неблагоприятный (например, отчуждение между родителями и детьми);

      Сходства или различия в семейных ценностях (совпадение или несовпадение взглядов, отношений);

      Функционально-ролевая согласованность (согласованы ли семейные роли);

      Эмоциональная удовлетворённость (насколько комфортно чувствуют себя члены семьи друг с другом).

      Эмоциональная неудовлетворённость может стать причиной соматических заболеваний (неврозы, гастриты, болезни сердца).

      Классификация семей:

      I.  По количеству детей: многодетная, бездетная, малодетная.

      II.  По составу семьи: нуклеарная (есть родители и дети) или простая, неполная, сложная (многопоколенная), семья повторного брака.

      III. По структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая, то есть лидерство делится на всех членов семьи, и решения осуществляются согласованным путём), традиционная (глава семьи - один человек, например, мужчина), авторитарная (лидером может быть любой член семьи).

      IV. По социальному составу: социальногомогенная (однородная), социальногетерогенная (неоднородная).

      V. По семейному стажу: молодая семья до рождения ребёнка, семья среднего возраста, пожилая супружеская пара, семья «опустевшее гнездо».

      VI. По географическим признакам: городская, сельская, одинокопроживающая.

      VII. По особым условиям семейной жизни: религиозная, студенческая, дистантная, внебрачная семья, приёмная.

      VIII. По семейному благополучию: благополучная и неблагополучная и так далее. 
 
 
 

      С практической точки зрения, принимая во внимание цели и задачи семейной политики, социальной работы с семьёй, огромное значение имеют типологии семей групп риска, типологии семей с точки зрения уровня социально-психологического здоровья семьи, уровня семейного дохода, уровня социальной адаптации, особых условий семейной жизни.

      По уровню социально-психологического здоровья выделяют благополучные, проблемные, конфликтные, кризисные семьи.

      По уровню социальной адаптации: благополучные, семьи групп социального риска, неблагополучные.

      По степени воспитательного воздействия: благоприятные, неблагоприятные, нейтральные, конфликтные и так далее.

      По материальной обеспеченности: семьи с высоким материальным достатком, со средним материальным достатком, малообеспеченные, нуждающиеся. 
 
 

      В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей, поскольку в семье один кормилец. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми, а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов. Ещё одна категория семей, нуждающаяся в материальной поддержке, - это семьи с детьми- инвалидами. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Следующая категория семей с ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается. Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трёх лет). В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

      Также к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Ещё одна категория семей, нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

      Объектом социальной поддержки может быть семья любого типа, но виды помощи в разных группах будут различны.

 

       1.2 Многодетные семьи: краткая характеристика, их проблемы 

      В настоящее время многодетной семьёй считается семья, имеющая трёх и более детей.

      Различают три категории многодетных семей.

      1. Сознательная многодетность.

      Это семьи, в которых крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

      2. Рождение общего ребёнка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

      Эти две категории вполне благополучны.

      Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, чёткую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

      Психологическая атмосфера семьи - взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

      3. Неблагополучные многодетные семьи.

      Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

      В таких семьях родители имеют низкий образовательный уровень и социальный статус.

      Многодетные семьи сталкиваются с различными проблемами.

      Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведёт к увеличению издержек на питание, одежду и так далее. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная.

      В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

      Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

      Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

      Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру её доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

      Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путём повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков).

      Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счёт муниципального жилья.

      Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги.

      Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

      Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остаётся мало времени.

      Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объёму и сложности. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определённую проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

      Малая возможность удовлетворять свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного.

      У многих детей в многодетных семьях наблюдается снижение социального возраста. Они рано взрослеют и менее связаны со своими родителями.

      Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребёнка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, то есть автономности каждого, и часто приводит к затяжным конфликтам между детьми.

      Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда - частые пропуски занятий. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу. Они рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки и другие «девианты» поведения.

      В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.

      Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

      Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, которые не одобряют факт многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и так далее.

Информация о работе Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями