Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:59, курсовая работа
Цель данной работы – теоретико-методологическое обоснование особенностей психологической готовности студентов к брачным отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность понятия психологической готовности к вступлению в брак;
2) изучить психологические особенности студентов на этапе вступления в брак;
3) выявить условия и факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку;
4) провести опытно-экспериментальное исследование психологической готовности студентов к вступлению в брак на примере студенческой группы очного отделения 3 курса АлтГТУ;
5) проанализировать полученные в ходе исследования данные и сделать выводы.
Введение 3
1 Психолого-педагогические основы готовности студентов к вступлению в брак 7
1.1 Сущность понятия психологическая готовность молодежи к вступлению в брак 7
1.2 Психологический портрет современной молодежи 11
1.3 Факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку 15
2 Опытно-экспериментальная работа по определению готовности студентов к вступлению в брак 22
2.1 Характеристика методов диагностики психологической готовности студентов к вступлению в брак 22
2.2 Диагностика психологической готовности студентов к браку 24
2.3 Интерпретация полученных данных. Выводы по проведенному исследованию 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 38
Набор ценностей для методики М. Рокича
Список А (терминальные ценности):
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- воспитанность (хорошие манеры);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- жизнерадостность (чувство юмора);
- исполнительность (дисциплинированность);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- образованность (широта знаний, высокая общая культура);
- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
- честность (правдивость, искренность);
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
- чуткость (заботливость).
Интерпретация результатов:
Анализируя иерархию ценностей, обращаем внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.
Группы терминальных ценностей
Таблица 1 - «Конкретные» и «абстрактные» ценности
Конкретные ценности |
Место в жизни |
Абстрактные ценности |
Место в жизни |
Активная деятельная жизнь |
Жизненная мудрость |
||
Здоровье |
Красота природы и искусства |
||
Интересная работа |
Любовь |
||
Материально-обеспеченная жизнь |
Познание |
||
Наличие хороших и верных друзей |
Развитие |
||
Общественное признание |
Свобода |
||
Продуктивная жизнь |
Счастье других |
||
Счастливая семейная жизнь |
Творчество |
||
Удовольствия |
Уверенность в себе |
Таблица 2 – Ценности профессиональной самореализации и личной жизни
Профессиональная |
Место в жизни |
Личная жизнь |
Место в жизни |
Активная деятельная жизнь |
Любовь |
||
Интересная работа |
Наличие хороших и верных друзей |
||
Общественное признание |
Свобода |
||
Продуктивная жизнь |
Счастливая семейная жизнь |
||
Развитие |
Удовольствия |
Группы инструментальных ценностей
Таблица 3 – Этические ценности, ценности общения, ценности дела
Этические ценности |
Место в жизни |
Ценности общения |
Место в жизни |
Ценности дела |
Место в жизни |
Ответственность |
Воспитанность |
Аккуратность |
|||
Высокие запросы |
Жизнерадостность |
Исполнительность |
|||
Независимость |
Непримиримость к недостаткам |
Образованность |
|||
Самоконтроль |
Терпимость |
Рационализм |
|||
Широта взглядов |
Чуткость |
Смелость в отстаивании своего мнения |
|||
Честность |
Твердая воля |
||||
Эффективность в делах |
Таблица 4 – Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности
Индивидуалистические ценности |
Место в жизни |
Конформистские ценности |
Место в жизни |
Альтруистические ценности |
Место в жизни |
Независимость |
Воспитанность |
Терпимость |
|||
Непримиримость к недостаткам |
Самоконтроль |
Чуткость |
|||
Рационализм |
Широта взглядов |
||||
Смелость в отстаивании своего мнения |
|||||
Твердая воля |
Таблица 5 – Ценности самоутверждения, ценности принятия других
Ценности самоутверждения |
Место в жизни |
Ценности принятия других людей |
Место в жизни |
Высокие запросы |
Самоконтроль |
||
Независимость |
Терпимость |
||
Непримиримость к недостаткам |
Чуткость |
||
Образованность |
Широта взглядов |
||
Смелость в отстаивании своего мнения |
Честность |
||
Твердая воля |
|||
Эффективность в делах |
В Таблицах 6 и 7 объединены средние показатели рангов (средние арифметические) терминальных и инструментальных ценностей-целей жизни юношей и девушек исследуемой группы.
Таблица 6 – Показатели терминальных ценностей юношей и девушек
Терминальные ценности |
Девушки |
Юноши |
Активная деятельная жизнь |
7,45 |
8,11 |
Жизненная мудрость |
10,45 |
11,00 |
Здоровье |
6,09 |
6,78 |
Интересная работа |
6,91 |
6,11 |
Красота природы и искусства |
11,09 |
12,78 |
Любовь |
7,45 |
6,67 |
Материально обеспеченная жизнь |
11,41 |
6,33 |
Наличие хороших и верных друзей |
7,68 |
5,94 |
Общественное признание |
12,00 |
10,61 |
Познание |
6,86 |
10,33 |
Продуктивная жизнь |
10,27 |
9,72 |
Развитие |
8,50 |
10,22 |
Развлечения |
15,41 |
14,28 |
Свобода |
7,59 |
5,17 |
Счастливая семейная жизнь |
7,32 |
11,22 |
Счастье других |
14,64 |
15,44 |
Творчество |
12,14 |
13,94 |
Уверенность в себе |
7,73 |
6,33 |
Таблица 7 – Показатели инструментальных ценностей юношей и девушек
Инструментальные ценности |
Девушки |
Юноши |
Аккуратность |
9,14 |
8,11 |
Воспитанность |
6,68 |
11,00 |
Высокие запросы |
10,95 |
6,78 |
Жизнерадостность |
6,05 |
6,11 |
Исполнительность |
10,68 |
12,78 |
Независимость |
9,27 |
6,67 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
12,68 |
6,33 |
Образованность |
6,95 |
5,94 |
Рационализм |
8,77 |
10,61 |
Самоконтроль |
10,32 |
10,33 |
Смелость в отстаивании своего мнения |
10,91 |
9,72 |
Твердая воля |
10,00 |
10,22 |
Терпимость |
12,64 |
14,28 |
Широта взглядов |
8,77 |
5,17 |
Честность |
6,68 |
11,22 |
Эффективность в делах |
10,95 |
15,44 |
Чуткость |
11,55 |
13,94 |
Ответственность |
7,36 |
6,33 |
суббота, 12 мая 2012 г., 2:02:18
Информация о работе Психологическая готовность студентов к вступлению в брак