Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:59, курсовая работа
Цель данной работы – теоретико-методологическое обоснование особенностей психологической готовности студентов к брачным отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность понятия психологической готовности к вступлению в брак;
2) изучить психологические особенности студентов на этапе вступления в брак;
3) выявить условия и факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку;
4) провести опытно-экспериментальное исследование психологической готовности студентов к вступлению в брак на примере студенческой группы очного отделения 3 курса АлтГТУ;
5) проанализировать полученные в ходе исследования данные и сделать выводы.
Введение 3
1 Психолого-педагогические основы готовности студентов к вступлению в брак 7
1.1 Сущность понятия психологическая готовность молодежи к вступлению в брак 7
1.2 Психологический портрет современной молодежи 11
1.3 Факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку 15
2 Опытно-экспериментальная работа по определению готовности студентов к вступлению в брак 22
2.1 Характеристика методов диагностики психологической готовности студентов к вступлению в брак 22
2.2 Диагностика психологической готовности студентов к браку 24
2.3 Интерпретация полученных данных. Выводы по проведенному исследованию 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 38
- это сложное личностное образование, представляющее собой систему взаимосвязанных компонентов;
- основными компонентами психологической готовности к браку являются: ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. Каждый компонент имеет собственную психологическую структуру;
- уровень психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости определяется уровнем сформированности и структурной организацией ее компонентов;
- основными факторами, влияющими на психологическую готовность к браку, являются возраст человека, его половая принадлежность, наличие постоянного партнера и опыт совместной жизни с партнером.
Таким образом, психологическая готовность к вступлению в брак включает в себя комплекс различных аспектов: личностно-мотивационные характеристики, ценностные ориентации, эмоционально-волевую сферу и другие. Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя наличие необходимых педагогических знаний, умений и навыков, хозяйственно-экономические умения и навыки в домашнем быту.
1.2 Психологический портрет современной молодежи
Молодость – пора становления личности, пора поисков и определения своего места в жизни. Это этап, оказывающий определяющее влияние на профессиональное становление, на семейную жизнь, на всю судьбу человека.
О.Ф. Ковалева отмечает, что молодые люди вступают в брак с разными ожиданиями. До свадьбы им кажется, что они ждут от брака одного, а после вдруг открывают, что получили совсем другое. Браки, основанные на сильном влечении, наиболее неустойчивые. Гораздо более устойчивыми являются браки по стереотипу: люди, достигнув определённого возраста, считают, что «уже пора», и выбирают подходящий для семейной жизни вариант [13].
А.Ф. Бондаренко считает, что с возрастом происходит значительная дифференциация молодых людей. До 15 лет это были школьники. Начиная с 15 лет и старше, одни становятся учащимися колледжей и студентами институтов, другие – рабочими или служащими. Некоторые становятся семейными, другие пока не обзавелись семьей и т.п. Надо учитывать и тот факт, что с возрастом усиливаются различия в способностях, в характере, особенно мужском и женском [3].
Студенческой семье присущи все особенности молодой семьи, в которой происходит взаимное привыкание друг к другу, к родителям супруга. Примерно одна треть браков заключается студентами. Для этой категории семьи характерны определенные особенности, которые так или иначе сказываются на ее жизнедеятельности. Студенческой семьей принято считать такую, в которой оба супруга одновременно обучаются в вузе. ЕЕ общие черты: источники бюджета; зависимость от родителей; отсутствие собственного жилья; высокий уровень нравственно-психологического единства, эмоциональных контактов, ориентации на духовные потребности [23].
О.Ф. Ковалева в своей работе выделяет, что специфика студенческой семьи выражается в своеобразии условий, при которых совершаются поиск и выбор брачного партнера. Будущие супруги – студенты – обычно знакомятся во время учебы, в библиотеках, на различных студенческих вечерах, сборах, местах проведения досуга и летнего отдыха. Поиск и выбор будущего супруга в студенческой среде протекает в относительно благоприятных условиях, ведь у них одинаковый вид деятельности и сходный образ жизни. А это приводит к быстрому формированию общих идеалов, ценностных ориентаций, психологических установок и стереотипов поведения, что, безусловно, способствует духовному сближению будущих брачных партнеров. Многоплановость самой студенческой жизни создает широкие возможности для того, чтобы увидеть своего избранника с разных сторон [13].
Главными мотивами вступления в брак среди студентов, по мнению Т.А. Гурко, являются любовь, духовное влечение, взаимопонимание, психологическое единство. В студенческой среде наблюдаются повышенные требования к брачному партнеру: особенно это характерно для женщин. В их представлении муж не должен пить, курить, ревновать, обязан любить жену и детей, а также обладать полным набором положительных качеств. Студенты-мужчины видят в идеале свою избранницу обладающей следующими качествами: жена должна быть чуткой, жизнерадостной, доброй, понимающей мужа, любящей, содержательной, эрудированной, спортивной [8].
Ю.А. Гаспарян отмечает, что большинство студентов представляют своих избранников родителям, формально спрашивая на это разрешения. Однако решение о вступлении в брак принимается ими фактически самостоятельно. По некоторым данным, родители невесты одобрили 79% из всех студенческих браков, а родители жениха – только 59% [5].
В студенческой среде быстрее и активнее, чем в любой другой молодой группе, воспринимаются и усваиваются научные рекомендации психологов, социологов, врачей по проблемам семьи. Семейные студенты быстрее социализируются, более ответственно относятся к своим обязанностям и прочнее закрепляются по месту распределения [13].
Таким образом, студенческий возраст обладает рядом психологических особенностей: повышенной эмоциональностью, склонностью к «примерению» на себя различных социальных ролей, а также пиком романтизма и желанием создать семью. Студенческий возраст характеризуется невысоким уровнем психологической готовности к браку. Дифференцируются понятие брака, образ брачного партнера и себя как будущего мужа (жены). Этот возраст характеризуется смешанными установками, касающимися вопросов брака, построения отношений с партнером (распределение ролей, главенства и т.д.) и воспитания детей. Нет четкой доминирующей мотивации к заключению брака. Партнер рассматривается, прежде всего, как партнер для общения. Таким образом, на сегодняшний день современная российская молодежь имеет целый комплекс психологических проблем, одна из которых нами формулируется как отсутствие психологической готовности к брачным отношениям.
Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это, в первую очередь, с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, изменившие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения своих потребностей в интимном и неформальном общении [6].
Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование, которое закрепляет и фиксирует их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.
Семейный кодекс РФ в статьях 12,13,14 устанавливает условия заключения брака, т.е. обстоятельства, наличие которых необходимо для придания браку юридического значения, и препятствия к заключению брака, т.е. обстоятельства, делающие заключение брака неправомерным. Условиями заключения брака в Семейном кодексе РФ являются:
1) взаимное согласие лиц, вступающих в брак; их воля должна быть выражена свободно и независимо; только непосредственно сами эти лица могут решить вопрос о создании семьи; российское законодательство не допускает заключения брака через представителя, так как воля на вступление в брак должна быть выражена лично; противоправным является принуждение к вступлению в брак путем угроз, насилия либо иного воздействия;
2) достижение брачного возраста; брачный возраст в Российской Федерации – 18 лет; он совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия; законодатель исходит из того, что именно к этому возрасту лицо становится физически и психически достаточно зрелым, чтобы правильно оценить важность и последствия такого акта, как вступление в брак; законодательство не устанавливает предельного возраста для вступления в брак; не имеет юридического значения и разница в возрасте лиц, вступающих в брак [21].
Правоотношения, возникающие между супругами, могут носить личный и имущественный характер. Личные права и обязанности в отличие от имущественных не имеют экономического содержания и тесным образом связаны с личностью супруга, не отделимы нее. Личные права неотчуждаемы, они не могут быть предметом каких-либо сделок. Число личных прав супругов, указанных в законодательстве сравнительно невелико, так как личные взаимоотношения супругов в силу самой природы наименее всего способны подвергаться правовому регулированию.
В ст. 31 Семейного кодекса РФ закреплен принцип равенства супругов в семье, основанный на конституционном равноправии граждан, в том числе независимо от пола. Семейное право предусматривает совместное решение супругами вопросов семейной жизни на паритетных началах.
Семейное право регулирует вопросы прекращения брака, которое происходит вследствие следующих юридических фактов: 1) смерти или объявления судом одного из супругов умершим; 2) расторжения брака по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным [21].
Е.С. Калмыкова среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества [12].
Готовность к браку –
1. Формирование определенного
2. Подготовленность к
3. Способность к
4. Наличие качеств, связанных
с проникновением во
5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения [5].
Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности студентов к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание ими роли семьи и брака в современном обществе, что в свою очередь связано с особенностями формирования у них установок, ориентаций на вступление в брак.
У юношей и девушек В.Д. Балин и В.К. Гербачевский выделяют четыре вида установок на семейную жизнь:
1) Реальная установка. Молодые люди относятся к будущей семейной жизни с пониманием, считают, что она должна основываться на взаимной любви, совместном преодолении трудностей. Так считают 47% обследованных юношей и 63% девушек.
Информация о работе Психологическая готовность студентов к вступлению в брак