Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:59, курсовая работа
Цель данной работы – теоретико-методологическое обоснование особенностей психологической готовности студентов к брачным отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность понятия психологической готовности к вступлению в брак;
2) изучить психологические особенности студентов на этапе вступления в брак;
3) выявить условия и факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку;
4) провести опытно-экспериментальное исследование психологической готовности студентов к вступлению в брак на примере студенческой группы очного отделения 3 курса АлтГТУ;
5) проанализировать полученные в ходе исследования данные и сделать выводы.
Введение 3
1 Психолого-педагогические основы готовности студентов к вступлению в брак 7
1.1 Сущность понятия психологическая готовность молодежи к вступлению в брак 7
1.2 Психологический портрет современной молодежи 11
1.3 Факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку 15
2 Опытно-экспериментальная работа по определению готовности студентов к вступлению в брак 22
2.1 Характеристика методов диагностики психологической готовности студентов к вступлению в брак 22
2.2 Диагностика психологической готовности студентов к браку 24
2.3 Интерпретация полученных данных. Выводы по проведенному исследованию 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 38
ФИО клиента: |
Дюпина Е.Ю. |
Тема работы (вариант): |
Психологическая готовность студентов к вступлению в брак |
вроде все поправили. только на счет формулы: как таковой ее в принципе нет. есть только описание словами, что бралось и считалось среднее значение
Содержание
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно обращаться с партнером. К числу таких людей относится молодежь, среди которой большей частью являются студенты.
Изменения, происходящие в современном мире (технократизация, демократизация, эмансипация, индивидуализация и др.), привели к тому, что наблюдается изменение отношения к роли семьи и брака в жизни человека. Все больше молодые люди задаются вопросом: «вступать в брак, создавать семью или нет?». И в основном они предпочитают решать вначале свои профессиональные проблемы, откладывая семейную жизнь на «потом». Как альтернатива традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.). Это также связано с трансформациями самой семьи как социального института. Меняется иерархия функций, которые выполняет семья и каждый ее член. Современные исследования Дружинина В.Н., Шнейдер Л.Б., Карабановой О.А., Андреевой Т.В., Эйде-миллер Э.Г., Юстицкис В.В., Дубровиной И.В. и др. показывают, что в настоящее время хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуально-эротическая и детородная функции не являются основными, на первый план выходят психологическая и воспитательная функции семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений [1].
По мнению Т.А. Гурко недостаточная готовность студенческой молодежи к семье, браку и предбрачным отношениям является сегодня тормозом и индивидуального, и общественного развития. Поэтому изучение социально-педагогических особенностей формирования готовности студентов к семье, браку и предбрачным отношениям требуют теоретического осмысления и эмпирического исследования [8].
Подготовка студенческой молодежи к супружеской жизни исключительно важна как для своевременного создания семьи и воспитания детей, так и для укрепления семейных отношений. Жизненные стратегии молодежи являются важным фактором ее социальной активности и в то же время индикатором фундаментальных перемен, происходящих в нашем обществе. Именно это делает значимым исследование особенностей формирования психологической готовности студентов к семье и брачным отношениям.
В последние годы в нашей стране проведено немало исследований по изучению представлений молодежи о будущей семейной жизни. Знание представлений и ориентации молодых людей в вопросах любви, брака и семьи позволяет не только лучше понять нравственно-психологические особенности их поведения, но и предвидеть развитие их взаимоотношений в будущей семье.
Цель данной работы – теоретико-методологическое обоснование особенностей психологической готовности студентов к брачным отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность понятия психологической готовности к вступлению в брак;
2) изучить психологические особенности студентов на этапе вступления в брак;
3) выявить условия и факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку;
4) провести опытно-эксперименталь
5) проанализировать полученные в ходе исследования данные и сделать выводы.
Объектом исследования является психологическая готовность студентов к брачным отношениям.
Предмет – особенности формирования психологической готовности студентов к брачным отношениям.
Гипотеза: можно полагать, что если у студентов возникло желание вступить в брак и создать свою семью, то оно не совпадает с уровнем их психологической готовности. По нашему мнению, желания находятся на более высокой ступени, чем психологическая готовность.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психологической, педагогической и социальной литературы по теме), эмпирические (использование диагностических методик).
Формирование готовности студентов к семье, браку и предбрачным отношениям отражены в работах Ю.Е. Алешиной, Е.С. Калмыковой, Т.А. Гурко, О.Ф. Ковалевой, А.Н. Сизанова, О.В. Шишкиной и других ученых [5].
Понятие «готовность к семейной жизни» было в фокусе внимания таких исследователей, как Борман Р., Шилле Г., Т.В. Андреева, И.В. Гребенников, В.А. Сысенко и А.Н. Сизанов [10].
И.В. Гребенников указывает на то, что в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Однако, подчёркивает автор, даже настоящее взаимное чувство любви не означает того, что молодые люди готовы к браку - то есть, к реализации тех новых прав и обязанностей по отношению друг к другу и к будущим детям, которые появляются вместе с созданием семьи [10].
О.Ф. Ковалева под студенческой семьей подразумевает такую семью, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет [13].
Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Семейная жизнь, открывая человеку возможность для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему немало требований.
Данная курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, теоретический анализ
проблемы готовности к вступлению в брак
показал, что готовность к браку – интегральная
категория, включающаяся целый комплекс
аспектов: мотивационно-ценностную, интеллектуально-
Информация о работе Психологическая готовность студентов к вступлению в брак