Психологическая готовность студентов к вступлению в брак

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – теоретико-методологическое обоснование особенностей психологической готовности студентов к брачным отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность понятия психологической готовности к вступлению в брак;
2) изучить психологические особенности студентов на этапе вступления в брак;
3) выявить условия и факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку;
4) провести опытно-экспериментальное исследование психологической готовности студентов к вступлению в брак на примере студенческой группы очного отделения 3 курса АлтГТУ;
5) проанализировать полученные в ходе исследования данные и сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1 Психолого-педагогические основы готовности студентов к вступлению в брак 7
1.1 Сущность понятия психологическая готовность молодежи к вступлению в брак 7
1.2 Психологический портрет современной молодежи 11
1.3 Факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку 15
2 Опытно-экспериментальная работа по определению готовности студентов к вступлению в брак 22
2.1 Характеристика методов диагностики психологической готовности студентов к вступлению в брак 22
2.2 Диагностика психологической готовности студентов к браку 24
2.3 Интерпретация полученных данных. Выводы по проведенному исследованию 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 328.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО клиента:

Дюпина Е.Ю.

Тема работы (вариант):

Психологическая готовность студентов  к вступлению в брак


 

 

 

вроде все поправили. только на счет формулы: как таковой ее в принципе нет. есть только описание словами, что бралось и считалось среднее значение

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно обращаться с партнером. К числу таких людей относится молодежь, среди которой большей частью являются студенты.

Изменения, происходящие в современном  мире (технократизация, демократизация, эмансипация, индивидуализация и др.), привели к тому, что наблюдается  изменение отношения к роли семьи  и брака в жизни человека. Все  больше молодые люди задаются вопросом: «вступать в брак, создавать семью или нет?». И в основном они предпочитают решать вначале свои профессиональные проблемы, откладывая семейную жизнь на «потом». Как альтернатива традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.). Это также связано с трансформациями самой семьи как социального института. Меняется иерархия функций, которые выполняет семья и каждый ее член. Современные исследования Дружинина В.Н., Шнейдер Л.Б., Карабановой О.А., Андреевой Т.В., Эйде-миллер Э.Г., Юстицкис В.В., Дубровиной И.В. и др. показывают, что в настоящее время хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуально-эротическая и детородная функции не являются основными, на первый план выходят психологическая и воспитательная функции семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений [1].

По мнению Т.А. Гурко недостаточная готовность студенческой молодежи к семье, браку и предбрачным отношениям является сегодня тормозом и индивидуального, и общественного развития. Поэтому изучение социально-педагогических особенностей формирования готовности студентов к семье, браку и предбрачным отношениям требуют теоретического осмысления и эмпирического исследования  [8].

Подготовка студенческой молодежи к супружеской жизни исключительно важна как для своевременного создания семьи и воспитания детей, так и для укрепления семейных отношений. Жизненные стратегии молодежи являются важным фактором ее социальной активности и в то же время индикатором фундаментальных перемен, происходящих в нашем обществе. Именно это делает значимым исследование особенностей формирования психологической готовности студентов к семье и брачным отношениям.

В последние годы в нашей стране проведено немало исследований по изучению представлений молодежи о будущей семейной жизни. Знание представлений и ориентации молодых людей в вопросах любви, брака и семьи позволяет не только лучше понять нравственно-психологические особенности их поведения, но и предвидеть развитие их взаимоотношений в будущей семье.

Цель данной работы – теоретико-методологическое обоснование особенностей психологической  готовности студентов к брачным  отношениям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) рассмотреть сущность понятия психологической готовности к вступлению в брак;

2) изучить психологические особенности студентов на этапе вступления в брак;

3) выявить условия и факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку;

4) провести опытно-экспериментальное исследование психологической готовности студентов к вступлению в брак на примере студенческой группы очного отделения 3 курса АлтГТУ;

5) проанализировать полученные  в ходе исследования данные  и сделать выводы.

Объектом исследования является психологическая готовность студентов к брачным отношениям.

Предмет – особенности формирования психологической готовности студентов к брачным отношениям.

Гипотеза: можно полагать, что если у студентов возникло желание вступить в брак и создать свою семью, то оно не совпадает с уровнем их психологической  готовности. По нашему мнению, желания находятся на более высокой ступени, чем психологическая готовность.

В данной работе были использованы следующие  методы исследования: теоретические (изучение и анализ психологической, педагогической и социальной литературы по теме), эмпирические (использование диагностических методик).

Формирование готовности студентов  к семье, браку и предбрачным  отношениям отражены в работах  Ю.Е. Алешиной, Е.С. Калмыковой, Т.А. Гурко, О.Ф. Ковалевой, А.Н. Сизанова, О.В. Шишкиной и других ученых [5].

Понятие «готовность к семейной жизни» было в фокусе внимания таких  исследователей, как Борман Р., Шилле  Г., Т.В. Андреева, И.В. Гребенников, В.А. Сысенко и А.Н. Сизанов [10].

И.В. Гребенников указывает на то, что в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Однако, подчёркивает автор, даже настоящее взаимное чувство любви не означает того, что молодые люди готовы к браку - то есть, к реализации тех новых прав и обязанностей по отношению друг к другу и к будущим детям, которые появляются вместе с созданием семьи [10].

О.Ф. Ковалева под студенческой семьей подразумевает такую семью, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет [13].

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни  – неотъемлемая составная часть  общей системы воспитания подрастающего поколения. Семейная жизнь, открывая человеку возможность для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему немало требований.

Данная курсовая работа состоит  из введения, теоретической и практической глав, заключения и списка использованных источников.

 

1 Психолого-педагогические основы готовности студентов к вступлению в брак

1.1 Сущность понятия психологическая готовность молодежи к вступлению в брак

Понятие «готовность к семейной жизни» было в фокусе внимания таких исследователей, как Р. Борман [3], Т.В. Андреева [1], И.В. Гребенников [1], В.А. Сысенко [17], А.Н. Сизанов [19, 20] и других.

В толковом словаре Ожегова понятие  «готовность», трактуется как: «согласие  сделать что-нибудь; состояние, при  котором все сделано, все готово для чего-нибудь.» [23].

По мнению И.М. Желдак,  готовность молодежи к браку – это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества [10].

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи  и брака в современном обществе, что в свою очередь связано  с особенностями формирования у них установок, ориентаций на вступление в брак.

Ю.Е. Алешина и А.С. Волович считают, что готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

- Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.

- Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

- Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

- Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности.

- Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

- Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения [2].

Е.С. Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов [12].

Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков  общения с людьми, единство или  схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности [2].

 Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве.

Педагогическая грамотность юношей и девушек, вступающих в семейную жизнь, предполагает знания закономерностей  развития детей и их воспитания, умение передавать свой жизненный опыт детям, приучать их к хозяйственным  делам.

Сексуальная воспитанность предполагает наличие необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, серьезного взгляда на отношения полов, знаний о том, как беречь свою любовь, культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою.

 По мнению психологов С.М. Емельянова, В.И. Зацепина, Е.С. Калмыковой нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь [9].

 К ним относятся:

 - готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение (С.М. Емельянова);

 - понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях (В.И. Зацепина);

 - стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителями противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру (Е.С. Калмыкова);

 - умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний [11].

 В.С. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих:

- Способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.

- Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т.е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

- Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

- Высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу [17].

Таким образом, теоретический анализ проблемы готовности к вступлению в брак показал, что готовность к браку – интегральная категория, включающаяся целый комплекс аспектов: мотивационно-ценностную, интеллектуально-познавательную, эмоционально-волевую, действенно-практическую и другие виды и формы готовности. До сих пор нет единой точки зрения по термину «психологическая готовность». Большая часть авторов склоняется к мнению о том, что психологическая готовность:

Информация о работе Психологическая готовность студентов к вступлению в брак