Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:59, курсовая работа
Цель данной работы – теоретико-методологическое обоснование особенностей психологической готовности студентов к брачным отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность понятия психологической готовности к вступлению в брак;
2) изучить психологические особенности студентов на этапе вступления в брак;
3) выявить условия и факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку;
4) провести опытно-экспериментальное исследование психологической готовности студентов к вступлению в брак на примере студенческой группы очного отделения 3 курса АлтГТУ;
5) проанализировать полученные в ходе исследования данные и сделать выводы.
Введение 3
1 Психолого-педагогические основы готовности студентов к вступлению в брак 7
1.1 Сущность понятия психологическая готовность молодежи к вступлению в брак 7
1.2 Психологический портрет современной молодежи 11
1.3 Факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку 15
2 Опытно-экспериментальная работа по определению готовности студентов к вступлению в брак 22
2.1 Характеристика методов диагностики психологической готовности студентов к вступлению в брак 22
2.2 Диагностика психологической готовности студентов к браку 24
2.3 Интерпретация полученных данных. Выводы по проведенному исследованию 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 38
2) Осторожная установка. Юноши и девушки относятся к будущей семейной жизни настороженно. Их тревожит увеличивающееся количество разводов, сложности семейной жизни. По этому они не спешат обзаводиться семьей. Такие взгляды свойственны 23% юношей и 14% девушек.
3) Идеализированная установка. Молодые люди считают, что в их семейной жизни все сложится прекрасно. Данная установка имелась у 9% юношей и 21% девушек.
4) Неопределенная установка. Ее высказали 21% юношей и 2% девушек, которые не имеют конкретного представления о будущей семейной жизни и серьезно не задумываются о ней [16].
О.Ф. Ковалева в своей работе указывает, что готовность к созданию семьи включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую, педагогическую готовность и сексуальную воспитанность [13].
Социально-нравственная готовность к
семейной жизни предполагает гражданскую
зрелость (обязательное среднее образование,
профессия, уровень нравственного
сознания, возраст), экономическую
Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте общения с ними. Развитое нравственное сознание предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства, а именно: права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке и семье [13].
Т.А. Гурко считает, что готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Приобретенная в процессе жизни и деятельности стройность, легкость осанки и движений имеет важное значение в общении с противоположным полом, в будущей семейной жизни. На основе развитых физических качеств человеку легче развивать и нравственные: благородство, сдержанность, великодушие и т.п. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных, дружеских отношений с окружающими людьми. Человек при этом легче преодолевает психоэмоциональные трудности, стрессовые ситуации, которые порой встречаются в семейной жизни [8].
Таким образом, основными условиями
и факторами, влияющими на создание
семьи, выступают социально-нравственн
Выводы по главе: Психологическая готовность к браку – это личностное образование, основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. Психологическая готовность студентов к брачным отношениям обусловливается наличием множества факторов социально-нравственной, психологической и педагогической готовности личности студента, осознанием важности и сущности ролей супругов, умением регулировать конфликты и многими другими. Она определяется как адекватное восприятие будущими супругами всех аспектов семейной жизни, готовности к трудностям, умению понимать друг друга и уступать, находить компромиссы.
Студенческий возраст – пора активного становления личности как «взрослого человека», активного поиска будущего супруга или супруги, а также возникновения желания завести семью и детей. Для качественного брачного союза необходимо готовить молодежь, используя различные психолого-педагогические и социально-нравственные приемы. Брачно-семейные отношения в нашей стране регулируются законодательством, в частности, Семейным кодексом РФ. Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором, поскольку: во-первых, они полагают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т.д. Вторым доводом служит то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений.
- Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Данной методикой выявляется система ценностных ориентаций испытуемого, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Методика основана на прямом ранжировании двух классов ценностей: терминальных – убеждений в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальных – убеждений в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному на делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности, ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей [1].
- «Исследование семейных установок» (Сизанов А). Цель: исследование установок на брак и семейную жизнь. Суждения группируются в 10 установочных шкал, Каждая шкала включает в себя четыре утверждении, по вариантам ответов которых находится среднее арифметическое значение. Интерпретация строится по шкалам: 1-я шкала: отношение к людям (позитивность отношения к людям). 2-я шкала: альтернатива между чувством долга и удовольствием. 3-я шкала: отношение к детям (значение детей в жизни человека). 4-я шкала: ориентация на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность,. автономность супругов или же зависимость супругов друг от друга. 5-я шкала: отношение к разводу. Чем выше балл, тем менее лояльно отношение к разводу. 6-я шкала: отношение к любви романтического типа. 7-я шкала: оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни. 8-я шкала: отношение к «запретности секса», «представление о запретности сексуальной темы». 9-я шкала: отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (ориентация на традиционные представления). 10-я шкала: отношение к деньгам (легкость трат – бережливость) [21].
- «Диагностика уровня эмпатийных способностей» (автор В.В. Бойко). Цель: диагностика параметров в структуре эмпатических способностей. В опроснике содержится 36 высказываний о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии [16].
- «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» (Емельянов С.М.). Цель: Диагностика уровня готовности будущих супругов к конструктивному взаимодействию в конфликте. Проанализировать и оценить по пятибалльной шкале свое поведение на взаимодействии с будущим супругом (супругой) по 15 позициям, представленным в матрице. Обработка результатов: Суммируются полученные баллы по всем 15 позициям. Интерпретация результатов: Если полученный результат составляет от 69 до 75 баллов, то готовность к конструктивному взаимодействию в будущих супружеских отношениях высока и исключает конфликт [9].
Таким образом, существующие методики не дают возможности полноценно со всех сторон исследовать психологическую готовность молодежи к вступлению в брак, поскольку каждая из них направлена на диагностику определенного составного компонента общей психологической готовности. Поэтому возникает необходимость совмещать несколько имеющихся методик.
Исследование проводилось в феврале 2012 года в АлтГТУ им. И.И. Ползунова с участием 50 студентов очного отделения 3 курса, из них 25 юношей и 25 девушек. Респонденты были выбраны с тем учетом, поскольку именно после 20 летнего возраста молодежь активно занимается поиском постоянного спутника жизни. В нашем исследовании использовался ряд диагностик: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» А.П. Емельянова.
Цель исследования: изучить степень психологической готовности студентов к вступлению в брак.
Гипотеза: мы предположили, что если у студентов возникло желание вступить в брак и создать свою семью, то оно не совпадает с уровнем их психологической готовности. По нашему мнению, желания находятся на более высокой ступени, чем психологическая готовность.
Первый этап исследования – использование методик: Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Данной методикой выявляется система ценностных ориентаций испытуемого, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
М. Рокич выделяет два класса ценностей:
- терминальные (ценности – цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные (ценности – средства) – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Респондентам предъявлялись два комплекта карточек ценностей (по 18 в каждом) в алфавитном порядке. Испытуемые присваивали каждой ценности ранговый номер по порядку значимости, раскладывая карточки. Вначале предъявлялся набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Полное описание набора ценностей представлено в Приложении 1.
Инструкция: «Сейчас Вам будут предъявлены карточки с обозначением 18 ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите написанное и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Интерпретация результатов: объединить средние показатели рангов ценностей-целей жизни юношей и девушек. В нашем случае, чем выше ранг, тем меньшее значение имеет эта терминальная ценность в общем контексте жизни студентов. Деление ценностей на ранги представлено в Приложении 1. Анализ данных представлен ниже.
Далее нами была использована методика «Самооценки конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» А.П. Емельянова для исследования коммуникативной готовности к браку.
Инструкция: «Проанализируйте и оцените по пятибалльной шкале свое поведение во взаимодействии с будущим супругом (супругой) по 15 позициям, представленным в матрице». Матрица представлена в Таблице 1.
Таблица 1 – Матрица взаимодействий
№ п/п |
Позиция |
Оценка | ||||
1 |
Я уважаю себя и тем более супруга (супругу). |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Я всегда помню, что он (она) самый близкий для меня человек, отец (мать) моих детей. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
Я стараюсь не накапливать ошибки и обиды, а сразу реагирую на них. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Я никогда не делаю сексуальных упреков. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
Я никогда не делаю замечания супругу (-ге) в присутствии других людей, в том числе в присутствии детей. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
Я никогда не преувеличиваю собственные способности и достоинства. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
Я не считаю себя всегда и во всем правым. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
Я никогда не ревную и всегда доверяю супругу (супруге). |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
Я всегда внимателен, умею слушать и слышать супруга (супругу). |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
10 |
Я постоянно работаю над своими недостатками, забочусь о своей физической привлекательности. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
Я никогда не говорю о недостатках супруга (супруги), а веду речь только о конкретном поведении в конкретной ситуации. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
12 |
Я всегда отношусь к увлечениям супруга (супруги) с интересом и уважением. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
13 |
Я не пытаюсь, во что бы то ни стало установить истину в семейных отношениях, если есть возможность не делать этого. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
14 |
Я стараюсь находить время для того, чтобы иногда отдохнуть, друг от друга, и предоставляю такую возможность супругу (супруге). |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
15 |
В конфликте я никогда не делаю ставку на победу и всегда готов уступить. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Информация о работе Психологическая готовность студентов к вступлению в брак