Психологическая готовность студентов к вступлению в брак

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – теоретико-методологическое обоснование особенностей психологической готовности студентов к брачным отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность понятия психологической готовности к вступлению в брак;
2) изучить психологические особенности студентов на этапе вступления в брак;
3) выявить условия и факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку;
4) провести опытно-экспериментальное исследование психологической готовности студентов к вступлению в брак на примере студенческой группы очного отделения 3 курса АлтГТУ;
5) проанализировать полученные в ходе исследования данные и сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1 Психолого-педагогические основы готовности студентов к вступлению в брак 7
1.1 Сущность понятия психологическая готовность молодежи к вступлению в брак 7
1.2 Психологический портрет современной молодежи 11
1.3 Факторы, влияющие на психологическую готовность студентов к браку 15
2 Опытно-экспериментальная работа по определению готовности студентов к вступлению в брак 22
2.1 Характеристика методов диагностики психологической готовности студентов к вступлению в брак 22
2.2 Диагностика психологической готовности студентов к браку 24
2.3 Интерпретация полученных данных. Выводы по проведенному исследованию 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

2) Осторожная установка. Юноши и девушки относятся к будущей семейной жизни настороженно. Их тревожит увеличивающееся количество разводов, сложности семейной жизни. По этому они не спешат обзаводиться семьей. Такие взгляды свойственны 23% юношей и 14% девушек.

3) Идеализированная установка. Молодые люди считают, что в их семейной жизни все сложится прекрасно. Данная установка имелась у 9% юношей и 21% девушек.

4) Неопределенная установка. Ее высказали 21% юношей и 2% девушек, которые не имеют конкретного представления о будущей семейной жизни и серьезно не задумываются о ней [16].

О.Ф. Ковалева в своей работе указывает, что готовность к созданию семьи включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую, педагогическую готовность и сексуальную воспитанность [13].

Социально-нравственная готовность к  семейной жизни предполагает гражданскую  зрелость (обязательное среднее образование, профессия, уровень нравственного  сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье.

Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте общения с ними. Развитое нравственное сознание предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства, а именно: права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке и семье [13].

Т.А. Гурко считает, что готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Приобретенная в процессе жизни и деятельности стройность, легкость осанки и движений имеет важное значение в общении с противоположным полом, в будущей семейной жизни. На основе развитых физических качеств человеку легче развивать и нравственные: благородство, сдержанность, великодушие и т.п. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных, дружеских отношений с окружающими людьми. Человек при этом легче преодолевает психоэмоциональные трудности, стрессовые ситуации, которые порой встречаются в семейной жизни  [8].

Студенты, создавая семью, конечно думают и о материальной стороне: решение проблемы жилья, стабильный заработок. По данным многочисленных исследований, факторы материальной и жилищной обеспеченности прямо на стабильность семьи не влияют. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Молодым людям, собирающимся создать семью, но не имеющим прочного фундамента, обычно приходится выслушивать немало предостережений. Они вполне оправданы и справедливы. Однако создание семьи в данном случае имеет гораздо больше оснований, чем это представляется тем, кто выступает за хорошую материальную обеспеченность будущей семьи как обязательное условие. Ведь длительное откладывание брака «до лучших времен» - не всегда самый мудрый выход из положения, а достигшие благоприятного возраста для вступления в брак не всегда могут приобрести экономическую самостоятельность  [15].

 

Таким образом, основными условиями  и факторами, влияющими на создание семьи,  выступают социально-нравственные, психологические и педагогические аспекты готовности к семейным отношениям. Брак – это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности. Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Вступая в брак, мужчина и женщина приобретают многочисленные права и обязанности, которые можно разделить на личные и имущественные.

 

Выводы по главе: Психологическая готовность к браку – это личностное образование, основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. Психологическая готовность студентов к брачным отношениям обусловливается наличием множества факторов социально-нравственной, психологической и педагогической готовности личности студента, осознанием важности и сущности ролей супругов, умением регулировать конфликты и многими другими. Она определяется как адекватное  восприятие будущими супругами всех аспектов семейной жизни, готовности к трудностям, умению понимать друг друга и уступать, находить компромиссы.

Студенческий возраст – пора активного становления личности как «взрослого человека», активного  поиска будущего супруга или супруги, а также возникновения желания  завести семью и детей. Для качественного брачного союза необходимо готовить молодежь, используя различные психолого-педагогические и социально-нравственные приемы. Брачно-семейные отношения в нашей стране регулируются законодательством, в частности, Семейным кодексом РФ. Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором, поскольку: во-первых, они полагают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т.д. Вторым доводом служит то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений.

 

2 Опытно-экспериментальная работа по определению готовности студентов к вступлению в брак

2.1 Характеристика методов диагностики психологической готовности студентов к вступлению в брак

В современной психологической литературе существуют немного методик для диагностики психологической готовности человека к вступлению в брак. Данные диагностики предложены в работах: Г.С. Абрамовой [1], А.Н. Сизанова [20], В.Д. Балина, В.К. Гайда, В.К. Гербачевского [16] и других. Конкретной методики не существует. Исследователи используют комплекс диагностик основных качеств, влияющих на успешность семейных отношений, это: гендерные особенности молодого индивида, ценностные ориентации в сфере семейной жизни, эмпатийные способности как эмоциональная готовность индивида к вступлению в брак, коммуникативные особенности личности и другие. Приведем краткое описание наиболее популярных методик:

- Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Данной методикой выявляется система ценностных ориентаций испытуемого, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Методика основана на прямом ранжировании двух классов ценностей: терминальных – убеждений в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальных – убеждений в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному на делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности, ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей [1].

- «Исследование семейных установок» (Сизанов А).  Цель: исследование установок на брак и семейную жизнь. Суждения группируются в 10 установочных шкал, Каждая шкала включает в себя четыре утверждении, по вариантам ответов которых находится среднее арифметическое значение. Интерпретация строится по шкалам: 1-я шкала: отношение к людям (позитивность отношения к людям). 2-я шкала: альтернатива между чувством долга и удовольствием. 3-я шкала: отношение к детям (значение детей в жизни человека). 4-я шкала: ориентация на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность,. автономность супругов или же зависимость супругов друг от друга. 5-я шкала: отношение к разводу. Чем выше балл, тем менее лояльно отношение к разводу.  6-я шкала: отношение к любви романтического типа. 7-я шкала: оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни. 8-я шкала: отношение к «запретности секса», «представление о запретности сексуальной темы». 9-я шкала: отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (ориентация на традиционные представления). 10-я шкала: отношение к деньгам (легкость трат – бережливость) [21].

- «Диагностика уровня эмпатийных способностей» (автор В.В. Бойко). Цель: диагностика параметров в структуре эмпатических способностей. В опроснике содержится 36 высказываний о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии [16].

- «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» (Емельянов С.М.). Цель: Диагностика уровня готовности будущих супругов к конструктивному взаимодействию в конфликте. Проанализировать и оценить по пятибалльной шкале свое поведение на взаимодействии с будущим супругом (супругой) по 15 позициям, представленным в матрице. Обработка результатов: Суммируются полученные баллы по всем 15 позициям. Интерпретация результатов: Если полученный результат составляет от 69 до 75 баллов, то готовность к конструктивному взаимодействию в будущих супружеских отношениях высока и исключает конфликт  [9].

 

Таким образом, существующие методики не дают возможности полноценно со всех сторон исследовать психологическую готовность молодежи к вступлению в брак, поскольку каждая из них направлена на диагностику определенного составного компонента общей психологической готовности. Поэтому возникает необходимость совмещать несколько имеющихся методик.

2.2 Диагностика психологической готовности студентов к браку

 

Исследование проводилось в феврале 2012 года в АлтГТУ им. И.И. Ползунова с участием 50 студентов очного отделения 3 курса, из них 25 юношей и 25 девушек. Респонденты были выбраны с тем учетом, поскольку именно после 20 летнего возраста молодежь активно занимается поиском постоянного спутника жизни. В нашем исследовании использовался ряд диагностик: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» А.П. Емельянова.

Цель исследования: изучить степень  психологической готовности студентов  к вступлению в брак.

Гипотеза: мы предположили, что если у студентов возникло желание  вступить в брак и создать свою семью, то оно  не совпадает с уровнем их психологической  готовности. По нашему мнению, желания находятся на более высокой ступени, чем психологическая готовность.

Первый этап исследования – использование методик: Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Данной методикой выявляется система  ценностных ориентаций испытуемого, которая  определяет содержательную сторону  направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему  миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

М. Рокич выделяет два класса ценностей:

- терминальные (ценности – цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные (ценности – средства) – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Респондентам предъявлялись два комплекта карточек ценностей (по 18 в каждом) в алфавитном порядке. Испытуемые присваивали каждой ценности ранговый номер по порядку значимости, раскладывая карточки. Вначале предъявлялся набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Полное описание набора ценностей представлено в Приложении 1.

Инструкция: «Сейчас Вам будут предъявлены карточки с обозначением 18 ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите написанное и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Интерпретация результатов: объединить средние показатели рангов ценностей-целей жизни юношей и девушек. В нашем случае, чем выше ранг, тем меньшее значение имеет эта терминальная ценность в общем контексте жизни студентов. Деление ценностей на ранги представлено в Приложении 1. Анализ данных представлен ниже.

Далее нами была использована методика «Самооценки конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» А.П. Емельянова для исследования коммуникативной готовности к браку.

Инструкция: «Проанализируйте и оцените по пятибалльной шкале свое поведение во взаимодействии с будущим супругом (супругой) по 15 позициям, представленным в  матрице». Матрица представлена в Таблице 1.

Таблица 1 – Матрица взаимодействий

№ п/п 

Позиция

Оценка 

1

Я уважаю себя и тем более супруга (супругу).

5

4

3

2

1

2

Я всегда помню, что он (она) самый  близкий для меня человек, отец (мать) моих детей.

5

4

3

2

1

3

Я стараюсь не накапливать ошибки и обиды, а сразу реагирую на них.

5

4

3

2

1

4

Я никогда не делаю сексуальных  упреков.

5

4

3

2

1

5

Я никогда не делаю замечания  супругу (-ге) в присутствии других людей, в том числе в присутствии  детей.

5

4

3

2

1

6

Я никогда не преувеличиваю собственные  способности и достоинства.

5

4

3

2

1

7

Я не считаю себя всегда и во всем правым.

5

4

3

2

1

8

Я никогда не ревную и всегда доверяю  супругу (супруге).

5

4

3

2

1

9

Я всегда внимателен, умею слушать  и слышать супруга (супругу).

5

4

3

2

1

10

Я постоянно работаю над своими недостатками, забочусь о своей физической привлекательности.

5

4

3

2

1

11

Я никогда не говорю о недостатках  супруга (супруги), а веду речь только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

5

4

3

2

1

12

Я всегда отношусь к увлечениям супруга (супруги) с интересом и уважением. 

5

4

3

2

1

13

Я не пытаюсь, во что бы то ни стало установить истину в семейных отношениях, если есть возможность не делать этого. 

5

4

3

2

1

14

Я стараюсь находить время для того, чтобы иногда отдохнуть, друг от друга, и предоставляю такую возможность  супругу (супруге). 

5

4

3

2

1

15

В конфликте я никогда не делаю  ставку на победу и всегда готов  уступить.

5

4

3

2

1

Информация о работе Психологическая готовность студентов к вступлению в брак